Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (848) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Обычный человек ищет оправдания, а христианин ищет помощи от Бога...

Протоиерей Димитрий Смирнов: Обычный человек ищет оправдания, а христианин ищет помощи от Бога...

№47 (848) / 15 декабря ‘15

Беседы с батюшкой

Немало вопросов к нам приходит от молодых людей, которые только начинают входить в церковную жизнь и видят диссонанс между церковной жизнью и светской. И вот с такого вопроса хочу начать: «Мне 21 год, у меня бывает резкое отношение к современному миру. Никак не могу определиться: как же правильно относиться к этому миру с его культурой, которая несет в себе порой антихристианский дух?»

– Не совсем мне понятно выражение «как относиться». Потому что у каждого человека в каждый момент жизни, своего развития отношение меняется из-за многого, например из-за возраста. Одно и то же явление, с точки зрения четырехлетнего ребенка и с точки зрения сорокалетнего человека, разное. Всем это совершенно понятно. Бывает развитие опережающее, бывает развитие запаздывающее. Сказать человеку: «Вот ты должен относиться так (например, считать самым красивым цветом оранжевый)», а человек говорит: «Благословите» – и так и считает, это же невозможно. Поэтому человек всегда относится к чему-то так или иначе благодаря своему внутреннему миру: какую дистанцию он прошел до Царствия Небесного, какова предыдущая история его жизни, сколько книг прочитал, сколько стихотворений знает наизусть, каких знает полководцев и ученых своей страны, а каких – Германии и Великобритании, каких знает французских философов, а каких древнегреческих – все влияет на его отношение к миру, даже знание языков. Потому что когда он знает язык, например самый распространенный английский, ему многое становится понятным. Потому что очень много терминов по непонятной причине заимствуется оттуда. В результате носители языка часто смеются над тем, как мы переводим эти слова. Например, у нас в русском языке английское слово «коттедж» – это что-то такое величественное и понимается так, что когда человеку говоришь «коттедж», он представляет себе особняк. А в английском «коттедж» – это ничтожное сооружение. Поэтому если русский человек англичанину говорит: «Я имею коттедж», это равносильно тому, что я имею не до конца использованный коробок со спичками; англичанин начинает недоумевать. А у нас, если имеешь коттедж, значит ты состоятельный человек, у тебя появилось несколько миллионов рублей свободных – и ты можешь купить землю и строить коттедж или в готовом виде его приобрести.

Поэтому ответа на ваш вопрос нет. Я могу только рассказать, как я отношусь. Я стараюсь относиться так, как мне рекомендовал Господь Иисус Христос. Он сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире, в котором есть похоть очей, похоть плоти и гордость житейская». Поэтому если что-то в человеке есть от неразумных пожеланий материальной части его трехсоставного естества, то, что диктуют ему глаза завидущие и гордость житейская, то это надо стараться с порога отметать. Так же и в мире надо различать: читаем автора какого-то и смотрим, какие там следы оставило христианство, воспитание его как человека, принадлежащего европейской христианской культуре, а что там противно христианскому духу. Брать одно и отвергать другое.

Но для этого человек должен напитаться христианским духом, чтобы научиться различать это.

– Конечно, совершенно верно. Но чтобы напитаться, надо знать источники этого питания. И научиться, как Иоанн Богослов говорит, различать духов. Потому что можно не тем напитаться.

Да. Часто человек воспринимает хорошее как злое и, наоборот, злое как хорошее.

– Да. Особенно молодой человек: он подозрителен. Потому что если молодого человека родители не воспитывали, он берет из мира то, что ему понравилось, например какое-то выражение, какую-нибудь насмешку, и ставит ее для себя руководством к действию. Недавно один гражданин в Швеции оделся как персонаж фильма «Звездные войны» и зарезал двоих человек; сыграл такую роль. Его застрелили полицейские, хотя не сразу: он был ранен, но через несколько часов умер. Он пропитался духом «Звездных войн» и стал себя идентифицировать с персонажем Дартом. И вот к чему это привело. Поэтому человек, который попал под такое сильное влияние, может прийти вот к таким вещам. Но если сказать какому-то молодому человеку: «Вот это хорошо, вот это плохо», как он может меня послушать? Он может меня послушать только в одном случае – если я для него являюсь каким-то авторитетом. А если мы с ним даже не знакомы? Обратись к нему: «Вот папа Римский сказал …», а он ответит: «Ну и что? А я не согласен. У всех свое мнение и своя точка зрения», не понимая того, что никаких точек зрения у него вообще нет. Просто у него голова плотно забита тем, что его окружает. А что его окружает? Его окружают всякие игрушки из компьютера и беседы его одноклассников: кто круче, кто не круче, хи-хи, ха-ха, насмешки... А то, что мама и папа говорят или какой-то дядя Митя, особенно с экрана телевизора, так это вообще для него непонятно, для него это скукота, это никак не связано со «стрелялками», значит это вообще не жизнь. Он находится в своем мире. И как тут относиться? Допустим, сказал я, как относиться. Вот сколько я уже служу (и до того миссионерской деятельностью занимался, еще учась в институте), ни разу еще не встречал такого, чтобы что-то кому-то сказал, а человек сразу стал это делать.

А иногда просят: «Батюшка, можно я к Вам сына приведу? Вы с ним поговорите. Он меня не слушает, может, Вас послушает».

– Никогда такого еще не было. Это совершенно исключено. Потому что надо заниматься воспитанием. В чем оно заключается? Чтобы дитя все время слышало, что такое хорошо и что такое плохо, а родители были непогрешимым авторитетом. Чтобы ребенок видел, что мои папа с мамой не врут, они всегда говорят правду, они меня любят больше всех на свете, они меня никогда не предают, как друзья-товарищи (как бывает – сегодня один со мной играет, а завтра матом посылает и в компанию меня не берет). Как очень часто мальчики на Исповеди говорят: «Я подрался с другом». Это же абсурдная ситуация. Но они живут в таком мире, где подраться с другом – это вообще даже никакой не разрыв и не инцидент. Они только помнят, что все взрослые им рассказывают, что драться нехорошо. Но это на них никак не влияет. Иногда приходит юноша (с меня ростом) и каждый раз мне говорит: «Подрался…» То есть он пока еще не человек; он ведет себя как молодое, сильное животное. То, что ему говорят, и то, что он об этом говорит на Исповеди, показывает, что он понимает, что это нехорошо; понимает, но не принимает.

Вопрос телезрителя из Тюмени: «Не пора ли антихриста Ульянова-Ленина (мумию его) захоронить и убрать из сердца России, города Москвы?»

– Пора это было сделать еще в 1917 году. Так что совсем не пора, а давным-давно опоздали. Если бы нашлись два человека с лопатой тогда, в 1917 году, когда он только появился в Петрограде, нужно было бы его сразу и похоронить на могиле его мамы. А сейчас, собственно, уже ничего не сделаешь, приходится терпеть. Я очень сочувствую вам, но очень давно пора.

Вопрос о том, как понимать слова: «Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся»?

– Что ж, замечательные слова. И что хочет автор про эти слова услышать?

О чем идет речь? Почему такой запрет?

– Как почему? Например, можно сказать, что это о том, чтобы человек водился только с хорошей компанией. Потому что если водиться с хорошими мальчиками и одновременно с плохими, это все равно что поле засеять ячменем и рожью. Рожь с ячменем будет конкурировать, урожая не будет. Поэтому такие художественные образы взяты из сельской жизни, потому что большинство людей на планете в нашей культуре занимались сельским хозяйством. Им было понятно. Даже ткани выделывались из льна, хлопка, шерсти. И понятно, что никто не сочетает в одной ткани хлопковую нить и шерстяную; изделия либо шерстяные, либо хлопковые.

А как хочется порой человеку смешать в своей жизни и заповеди Божии, и другое...

– Если мешать, то будет потом голова болеть. Народ это очень хорошо знает. Поэтому мало ли что хочется! Есть вещи, которые хорошо сочетаются – допустим, мясо с тушеными овощами. А есть вещи, которые плохо сочетаются, даже у евреев на это существует строгий запрет, который из Ветхого Завета. Как у нас сэндвич: свинина, а сверху сыр; эти два продукта плохо сочетаются. Как будто люди нарочно делают то, что вредно. И может быть, от этого возникает ощущение сытости, потому что это плохо переваривается, желудок заполнен, и человек испытывает состояние сытости искусственно, себе во вред. Я не уверен, я не специалист по диетологии, но странно, что так придумали, что в сэндвиче одновременно и сыр, и мясо. Заведомо вредная вещь.

Но вкус все перебивает: раз вкусно, то можно. О последствиях мало кто думает.

– Для этого и существует наука, а в древности религия. Почему Ветхий Завет запрещает готовить мясо ягненка в молоке его матери? Это тоже такой образ, для того чтобы это запомнилось, чтобы не было этого сочетания мясного и молочного, именно потому, что вредно. Потому что никаких книг по гигиене пищи не было, этот запрет связан с тем, чтобы народ Божий избранный сохранял свое физическое здоровье. То есть это очень трогательная забота Бога о Своем народе.

Вопрос: «Когда прочитал житие святого Филарета Милостивого, возникло недоумение: действительно ли должен христианин быть настолько милосердным, чтобы отдавать последнее нуждающимся за счет того, чтобы довести до нищеты и голода свою собственную семью? Разрешите мои недоумения, ведь житие этого святого признано как образец милосердия».

– Есть старинная латинская пословица: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Случай с этим святым, его жизнь связаны с тем, что он упражнялся в милосердии многие десятки лет и не сразу пришел к тому, к чему пришел, что пугает читающего. Таких святых угодников за всю двухтысячелетнюю историю христианства было меньше, чем пальцев на одной руке. Поэтому опасности тут никакой нет. Даяние должно быть доброхотным. И подражание должно идти по этому направлению, а не по буквальному исполнению. Чтобы достичь такого милосердия, нужно очень долго упражняться и расти в этом, когда для человека это будет не насилие над собой, а естественное проявление, которое связано с тем, что «рука дающего не оскудеет». Бог очень хочет продолжать Свою миссию, например помогать вдовам. В сегодняшнем Евангелии это замечательным образом показано, Он на все времена дал пример. И также ни один из людей не может воскресить умершего сына, которого уже хоронят, но каждый человек может помочь тем, чем он может, матери, потерявшей единственного сына. Каждый может подумать о помощи, а можно к ней прийти с цветами, может быть, спустя 40 дней и спросить: «Милая, чем тебе помочь? У меня есть такая потребность. Я человек небогатый, но если хочешь, я оплачу тебе, допустим, автошколу, подарю тебе автомобиль с гаражом и буду обслуживать этот автомобиль и заправлять бензином, чтобы ты могла по своим делам передвигаться и даже работу найти. Одного отвезла, другого – у тебя будет копеечка на жизнь». Может так сделать человек? Конечно, может. Пусть не воскресить сына, но некоторым образом ее отвлечь от этого горя. Можно? Можно. И так далее, и так далее. Но милосердие растет в человеке не сразу, а постепенно. Это начинается с конфетки, которой маленький ребеночек угостил своего дедушку или двоюродного брата. Родители должны этому учить, а когда он сделал это сам, уже без подсказки, его еще и похвалить: «Молодец, ты хороший, добрый мальчик». Так потихонечку пройдет сорок лет, и он будет способен к дарению. И вот Господь, Который хочет, чтобы все Его чада были милосердны, всегда такого человека награждает. Поэтому такой человек никогда не разорит свою семью, Господь ему восполнит. Наоборот, Господь через него действует. Рука дающего не оскудевает, потому что Господь в этом всегда участвует. Но чтобы иметь возможность отдать последнее, для этого нужно очень крепко веровать в Бога и десятки тысяч раз убедиться в том, что Господь не только восполнит, но даже и даст вдвое больше. И тогда человеку вообще нечего бояться. Сам Господь учил: «Ты о завтрашнем дне не заботься. Вот у тебя есть, а ему – надо. Если ты веришь слову Писания, то действуй. Если жалко все отдать, отдай половину». И Господь обязательно восполнит. Никогда еще щедрый человек не голодал. Я такого не встречал.

То есть человек должен упражняться всю жизнь в милосердии.

– Да. Прежде чем он достигнет того, что достигли святые, которые прославились своим милосердием. Их и именуют «милостивый»: Филарет Милостивый, Павлин Милостивый, Иулиания Лазаревская – многодетная мать творила огромную милостыню.

Так показывает это Господь на святых людях...

– Да, но веры такой нет. Все дело в вере, а не в том, что эти люди очень опрометчивые, нерасчетливые или сумасшедшие. Всегда таких людей укоряют, потому что у них есть опыт общения с Богом: «Ничего, Господь воздаст». А другим это неведомо, потому что им Господь не воздает, так как они никому ничего не дают, они жадные. И они с носом-то и остаются.

Вопрос телезрительницы: «Батюшка, простите, благословите...»

– А за что простить? Что вы натворили?

Телезрительница: «Да много чего натворила, батюшка».

– Скажите хотя бы пять пунктов.

Телезрительница: «Прямо сейчас?»

– А когда еще у нас с вами будет возможность поговорить? Вы же первая начали, сказав: «Простите». Я интересуюсь – за что? Вы говорите: «Многое». Но это очень хитренько, это только Горбачев отвечает: «Все знают, что в Гвинее никаких кубинских войск нет», когда ему говорят: «Почему в Анголе русские войска?» Если ваша фамилия не Горбачев, тогда рассказывайте, за что вас простить.

Телезрительница: «Много ненужного я делаю в жизни: и завидую, и помыслы у меня нечистые бывают. Когда это происходит со мной, не всегда получается контролировать себя».

– А вы знаете, что такое простить? Хотите, я вам расскажу? Я могу вам простить только то, что вы сделали против меня. А против меня вы ничего не сделали. И мне вас прощать очень легко, мне это ничего не стоит. Простить может только тот человек, против которого вы согрешили. Или допустим, вы согрешили против Бога – Он может простить. И вот это самое интересное, как бы так сделать, чтобы Бог простил. А Бог прощает только таким образом, и на самом деле мы говорим условно: «Бог простил» или «Бог простит», но в действительности такого механизма у Бога нет, Он совершенен, поэтому Он на нас не обижается, Он нас насквозь видит. Если был у нас какой-то грех, например зависть, и вдруг мы смотрим внутрь себя и видим, что уже целый месяц никакой зависти в нас нет, это и называется «Бог простил». А если мы каждый раз на Исповеди говорим, что завидуем, и священник над нами читает молитвы, а зависть как была, так и есть, значит пока нас Бог и не простил, значит мы недостаточно молились Богу о том, чтобы Он нас от зависти избавил. Потому что простить Бог может только так, если некий человек будет слезно просить избавить его от этого греха. Обычный человек ищет оправдания своей зависти, а христианин ищет помощи от Бога. И вот условно это называется прощением. Допустим, с кем-нибудь поругаешься и у этого человека прощения попросишь, он говорит: «Я тебя прощаю». И слава Тебе, Господи, мир воцарился, и грех делается несуществующим. Так же и в отношениях с Богом – если грех совсем ушел, это говорит о том, что Бог тебя от этого греха очистил, или как мы в обиходе говорим: «Бог простил». (Окончание в следующем номере)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс