Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №42 (843)
В обычной светской школе педагоги очень часто сталкиваются с запуганными дома хулиганами. Они вымещают то, что в них накопилось в семье, на сверстниках. Как быть с таким страхом, как помочь ребенку освободиться от него?
– К сожалению, школа – многогранная площадка, где обнажились все проблемы. Это и место, где люди в первый раз сталкиваются с употреблением никотина, алкоголя и даже наркотиков. Зачастую подавленность в семье, комплексы, которые там сформировались, реализуются в школе посредством вымещения злобы, ненависти на окружающих, тех, кто послабее, поскромнее, постыдливее. Получается, что человеку очень сложно находиться в таком коллективе.
Невольно возникает вопрос: а удобно ли быть скромным? Легко ли это? Получается, это двойная нагрузка, особенно если дома ребенок воспитывается в православной среде. Он приходит в школу как в бой, там он при жизни закаляет свои качества и добродетели, которые украшают его, а, может быть, для других являются зачастую камнем преткновения. Но несмотря ни на что, Господь говорит: «По делам Я и узнаю вас». Так что будем иметь упование на Бога и стараться быть Христовыми.
А если рассматривать нашу взрослую жизнь: кому труднее всего быть скромным?
– Скромным очень трудно быть тому человеку, кто привык жить под эгидой своего горделивого «я», всегда удовлетворять свои потребности, тому, кто живет исключительно чтобы максимально успешно реализовать себя здесь, а своим идеалом ставит карьеру, богатство – материальное довольство. Приобретая что-то, он не может скрыть этого – ему обязательно нужно подчеркнуть свой статус. К сожалению, это тщеславие, если мы не прославляем Бога, не благодарим Его за то богатство, которое Он дал нам во временное пользование, в аренду, а только возвеличиваем свое «я». Такому человеку действительно сложно быть скромным. Он иногда начинает вести себя по-другому: скромность как добродетель трансформируется в гордыню, комильфо. Он вседостаточен, не нуждается в какой-то оценке. Я считаю, это величайший порок.
Но если смиренного, кроткого человека вдруг назначают на какую-то должность или он попадает в некие обстоятельства, в которых должен вести себя несколько иначе: быть жестким лидером, пропагандистом тех или иных идей, а это не совмещается с его скромностью. Как быть, отказываться?
– Когда Господь ставит тебя на то или иное место, ты должен воспользоваться этим, чтобы постараться максимально усовершенствовать свой окружающий коллектив. Это не значит, что в нем должна воцариться какая-то «тишина», бездействие или спокойствие. Это значит, что отношения между людьми в коллективе, главой которого является добропорядочный, скромный, смиренный и кроткий человек, должны складываться на добрых христианских началах. Я считаю, что это идеал.
И это даже будет примером для других: в достижении карьерных целей станут превалировать не корысть, зависть или другие дурные качества, а любовь, сострадание, взаимопомощь, выручка. Хотя это и идеальная, но, думаю, единственно правильная система отношений между людьми.
Вопрос телезрителя: «По утрам я слушаю молитвы онлайн. Запрещено ли это? Считается ли, что я молюсь? Как к этому относится Церковь?»
– Надо смотреть по ситуации, в которой мы находимся. Насколько я помню, даже Святейший Патриарх говорил: «Находясь в кресле, я не могу не встать, чтобы помолиться, поскольку, когда звучат гимны, прославляющие Бога, сложно быть безучастным». Конечно, когда мы находимся за рулем, в метро, в другом общественном транспорте, можно открыть молитвослов или включить mp 3-плеер, он тоже выручает нас в этих случаях. Всегда можно найти возможность для совершения молитвенного правила, даже если у нас мало времени. Преподобный Серафим Саровский оставил нам свое маленькое, но очень емкое правило, но надо смотреть, чтобы это не стало элементом лени.
А где же ваша собственная молитва? Получается, что мы следим за батюшкой. Это очень удобно для начинающих, которым сложно воспринимать церковнославянский текст. Но, насколько я помню, мы говорили в одной из бесед, что церковнославянский текст призван к усовершенствованию всего нашего внутреннего состояния. Дай Бог, чтобы слова молитвы стали для нас родными и посредством нашей частной келейной молитвы мы лично беседовали с Богом, а не наблюдали, как это делают другие.
Вопрос от юного теле-зрителя из Тулы: «Когда я прихожу в храм, я плохо себя чувствую: кружится голова, тошнит. Из-за этого у меня нет желания туда идти. У меня сахарный диабет – и поститься я не могу. Что Вы посоветуете?»
– Пост сам по себе не самоцель, это лишь средство обу-здания себя, приуготовление к чему-то доброму, светлому, Божественному. Если состояние здоровья мешает в полной мере испытать радость богообщения, что ж, совершайте молитву дома, но не ставьте крест на соборном богослужении. Все-таки надо каким-то образом постепенно себя к этому приучать. Если с нами во время богослужений бывают какие-то курьезы, давайте воспитывать в себе качества долготерпения и воздержания. Постарайтесь изыскивать возможность для посещения храма. Если у вас сахарный диабет, пост вам не показан – для вас пост должен быть духовным (кстати, это сложнее).
В Евангелии мы видим, что Господь Иисус Христос обличает фарисеев за их лицемерие. Может ли быть лицемерной скромность?
– Я неоднократно давал характеристику скромности. Сама по себе скромность как добродетель не может быть ложной. Другое дело, что человек может иметь личину. Есть такое понятие: «святой сатана». Это человек, у которого все хорошо в семье, у которого все по полочкам, он аккуратен, вежлив, но при этом он постоянно ждет похвалы и комплиментов за свою так называемую «скромность». Это проблема многих. Нам почему-то всегда недостает похвалы, и мы ставим это во главу угла.
Зачастую именно в этом состоит ошибочность всех духовных практик: для нас очень важно мнение окружающих. Кстати, в самом начале передачи мы говорили, насколько может меняться мнение окружающих: в одно столетие они думают так, в другое – по-иному. Но незыблемые традиционные христианские ценности остаются неизменными, поэтому скромность должна быть априори скромной.
Обратная ситуация: человек по своему положению обязан обладать некими статусными элементами – определенный костюм, машина и прочее, которые трудно назвать скромными. Возможно ли, что человек при этом скромен?
– Дело в том, что скромность определяется внутренним состоянием. Глаза есть зеркало души. Если человек на самом деле скромен и, несмотря на то, что на нем надето и что присуще его статусу, действительно считает обладание всем этим временным, то его жесты, мимика, глаза – показатель его истинной духовности. Если же человек кичится временным достатком (положением, статусом), то, как правило, глаза такого человека его выдают. Это очень сложно скрыть. Если душа человека более устремлена к Богу, вечности, и для нее пребывание здесь – это лишь временное пристанище, а истинное отечество – отечество Небесное, такой человек будет выше земных проявлений своего положения. Он не будет пытаться подчеркнуть свою значимость, а будет воспринимать это как само собой разумеющееся, как то, что ему положено, может быть, будет этим даже тяготиться.
Мы знаем, как себя вели царственные мученики. Император Николай носил простой мундир, хотя ему было положено более дорогое одеяние, был скромен в еде. Вот пример истинного скромного христианского жительства. Несмотря на свой статус, он все-таки был христианином. И дай нам Бог вдохновляться такими примерами и не пытаться искать изъяны в других.
Но тем не менее мы включаем светские каналы и видим разнообразных «героев», представителей массовой культуры, поп-звезд, которых, конечно, нельзя назвать скромными. На это качество будто наложено вето. Почему так происходит?
– Сейчас такое время, которое почему-то ставит своей целью максимальное обладание временным, земным «благим». Человек, превращаясь в потребителя земных благ, старается молниеносно прожить эту жизнь, совершенно забывая, что его неминуемо ждет конец, и руководствуясь исключительно девизами: «Все для тебя», «Бери от жизни все», «Ты этого достоин» и так далее. Эти лозунги провоцируют человека на безумное поведение в обществе. Но если человек, даже руководствуясь лозунгом «Бери от жизни все», будет брать все доброе, вечное, полезное для своей души, я думаю, он будет сторониться дурных собраний и ему будет некомфортно находиться в такой среде. Нам нужно поменьше смотреть такие каналы, а почаще включать телеканал «Союз».
Хотелось бы обратиться к нашей церковной действительности. Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией: заходя в храм, мы видим милых старушек, которые занимаются какими-то своими делами, но стоит человеку не той рукой поставить свечку или сделать что-то еще, не принятое в данном храме, – сразу же начинаются упреки. Какие практические советы относительно скромности можно дать нашим прихожанам?
– К сожалению, мы действительно сталкиваемся иногда с проявлением такой ревности. Чем это можно объяснить? Эти люди через многое прошли: фактически на этих «белых платочках» в свое время и выстояла Церковь. Дай Бог, чтобы эти бабушки были для нас примером для подражания в любви к Церкви и Господу. Но проявления не совсем понятных для верующего человека моментов поведения многих отпугивают, становятся соблазном.
Что я могу посоветовать? Побольше молиться, побольше любить каждого приходящего в храм, поскольку именно в любви к ближнему проявляется наша любовь к Богу. Если для вас важно обрядоверие, тогда, наверное, лучше оставить то послушание, к которому вас призвал настоятель или кто-то другой, и стать просто прихожанином, мирянином. Есть такое выражение: «Лучше быть хорошим, добропорядочным мирянином, чем плохим служителем» (в данном случае – церковнослужителем, который является предметом нареканий со стороны многих). Знаю, что есть случаи, когда люди просто уходили из церкви, сталкиваясь с таким отношением. А бабушкам надо сказать, что любой человек ценен в очах Божиих: это творение Божие. И не бабушкам судить, как надо поступить в той или иной ситуации. Господь не нуждается в той свечке, и неважно, куда ее поставили. Это мы нуждаемся в ее горении: для нас свеча – малая лепта, которую мы приносим Богу. Посредством этой свечи мы сами воспламеняемся любовью к Господу и ближним. Надо помнить об этих вещах, и думаю, что такие нестроения разрешатся сами собой.
Следующий вопрос касается не монашеской, а семейной сферы. Один из супругов обладает таким качеством, как чрезмерная скромность, но в тех или иных жизненных неурядицах иногда нужно проявить настойчивость и, может быть, агрессию, чтобы отстоять позиции семьи. Следуют упреки: «что ж ты у меня такой скромный», «надо было бы сделать вот так». Бывают ли моменты, когда скромность нужно отодвинуть в сторону?
– Когда возникает угроза насильственного характера, вмешательства в семейный мир, когда на нас нападают какие-то хулиганы, мы должны отстоять интересы семьи, своего достоинства. В данном случае скромность неуместна. Прежде всего – трепет пред Богом, но давайте вспомним пример Александра Пересвета и Родиона Осляби – это были схимники, богатыри, но по смирению и послушанию они были призваны к ратному подвигу. Поэтому вне зависимости, семья ли это или монашеская община, если речь идет о защите Отечества, мы должны встать на его защиту. Если есть угроза нашей собственной жизни, мы, конечно, должны себя защитить.
В завершение хотелось бы узнать о качестве, о котором мы умолчали в начале программы – целомудрии. Как оно связано с кротостью и скромностью?
– Целомудрие – не что иное, как всеобъемлющее название всех добродетелей. Это целостная мудрость.
Зачастую целомудрие воспринимается нами как нечто из ушедшего в прошлое; для нас целомудрие, скорее, неуспех. Как правило, мы характеризуем целомудренного человека не в духовном смысле, а в другом. Это опять же отголоски нашего секулярного времени, бытующие в наших умах и сердцах. Целостность человека, его мудрость – не плотское мудрование, а именно Божественное присутствие в нем – все-таки может возвеличить человека в очах Божиих. И несмотря на нападки и на то, что мир действительно воинственно настроен против христиан (особенно если христианин практикующий, не стесняется бывать в храме и открыто высказывать свою позицию по многим вопросам), дай Бог, чтобы целостность их сознания, чистота не только тела, но и души были им подмогой во всех их благих устремлениях.
Каким бы был мир, если вместо тех ценностей, которые господствуют в нем сейчас, идеалом стали бы кротость и скромность?
– Если бы целомудрие, кротость, скромность, девство и воздержание царили в мире и по сей день, то это было бы самым величайшим счастьем. Тогда бы не было войн, кровопролитий, зависти, постоянной гонки за приобретением временных земных материальных благ, жадности, скупости. Это был бы рай на земле. И такой рай был у первых людей, но для нас он, к сожалению, потерян. Однако через воплощение и воскресение Бога мы имеем возможность приобщиться к нему. И дай Бог, чтобы в Царствии Небесном мы унаследовали все блага, которые Господь уготовал всем любящим Его, а через временные лишения и испытания смогли бы в полной мере насладиться пиром любви в Царствии Божием.
Дай Бог всем нам пребывать в благом расположении духа. Я искренне говорю, что передача «Беседы с батюшкой» лично для меня и, надеюсь, для всех телезрителей, – подспорье для дальнейшего духовного роста. Пусть Господь всегда пребывает с нами, будет нам помощником и покровителем.
Расшифровка:
Арсения Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.