Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (844) → Протоиерей Артемий Владимиров: Зачем читать книги?

Протоиерей Артемий Владимиров: Зачем читать книги?

№43 (844) / 17 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

В наше время, когда у нас есть компьютеры, телевизоры, другие современные электронные устройства, может быть, книга становится не такой популярной, как была раньше, и у издателей уменьшаются тиражи. Скажите, насколько хороша или плоха эта тенденция и что нам дает чтение книги?

– Чем больше мы уходим в экраны домашних компьютерных средств, тем меньше остается у нас времени взять в руки книгу, почувствовать тиснение на корешке, раскрыв ее, обратить внимание на шрифт и неспешно войти в пространство слова, посредством чего нашим собеседником оказывается душа человека, написавшего книгу. Компьютерный вариант книги также приобщает читателя к мыслям, чувствованиям автора, но фосфоресцирующий экран, легкое перелистывание вперед-назад принципиально отличаются от влияния книги не только по физиологическому воздействию, но и по своему душевному качеству: мы знаем, насколько устает глаз, утомляется мозг от мелькания и возможностей быстро пролистывать, забегать с одного сайта на другой, менять наши «книжные лавки» в виртуальном мире. И напротив, всякий раз, когда вы держите в руках настоящую, добрую и высокую книгу, вы чувствуете, что общение с ней вас успокаивает, сосредотачивая внимание на слове, избавляет от напряжения, которое характерно при общении с электронными носителями. Человек отдыхает, если он вошел во вкус слова, и, читая не техническую литературу, а историческую, художественную, духовную, он как будто бы выходит в иное пространство, раздвигает узкие грани времени.

Будем помнить, что книга книг, Откровение Божие, запечатленное в Ветхом и Новом Завете, читается под знаком вечности. И сегодня я сам ловлю себя на том, как редко удается уединиться над книгой где-нибудь во время маленького отпуска вдали от шумного города. Тем не менее, в особенности для юношества, для формирования личностных качеств, для раскрытия талантов, которые заложены в ребенке от рождения, общение с книгой, любовь к чтению – это чрезвычайно важные вещи, в отрыве от которых дитя, подросток, юноша, зрелый человек очень много потеряет.

Вопрос телезрителя: «Как сподвигнуть взрослого, но совершенно не читающего книг человека на чтение?»

– Тяжелая это работа: из болота мещанства, обывательщины вытаскивать «бегемота» – человека с эклектическим мировоззрением, всеядного, который привык к пище дурного качества: просматриванию иллюстрированных журналов, отрывочных и разнообразных новостных ассорти. Начинается все с детства: береги платье снову. Думается, что все определяется общением. В XIX веке Москва, Петербург имели музыкальные, литературные салоны, куда сходились не кто-нибудь, а Гоголь и Пушкин, юный епископ Игнатий, будущий святитель, и в общении друг с другом люди делились накопленными сокровищами: чем богаты, тем и рады. Речь идет не только об обмене впечатлениями, но и о прочтении вслух поэтических, художественных шедевров, равно как и о прослушивании живой музыки.

Думается, что наше время должно противопоставить этому шквалу индустрии информационных потоков стихии светлые: благородные, интересные, высокие собрания. Но здесь нужен «заводила» в хорошем смысле слова, и я знаю как педагог, что, если родители приучили детей к слушанию литературных произведений (не говорю о Священном Писании), если дети перед отходом ко сну всегда просят бабушку или маму, дай Бог, и отца, прочитать им сказку или что-то из ранее подобранной литературы, это основа раскрытия вкуса слова, основа подлинной просвещенности, интеллигентности, вхождения в словесную культуру своего народа. Но, безусловно, что, если человек уже превратился в цисту, если он воспринял определенный образ мыслей и жизни, будучи отчужден от тысячелетней культуры России, с него все будет скатываться как с гуся вода.

Вы, как писатель и педагог, можете порекомендовать, какие книги можно читать, а какие нельзя? Есть в этом вопросе какая-то градация?

– Священник – это не инквизитор, и мы не будем сегодня с высокой колокольни говорить «ты должен», «ты не должен»: у каждого из нас есть совесть и разум. Все, что содействует просвещению ума, умягчению сердца, что укрепляет нравственный стержень в твоей душе и помогает тебе быть человеком, в котором сияет образ Божий, то есть формирует твои личностные качества: благую свободу выбора, укрепленность в добре, стремление к нравственному совершенствованию, различение добра и зла – все, что помогает тебе ценить красоту, приобщает тебя к корням, вводит в пространство и культуры, и духовного мира, это прекрасно, а жанры многообразны: от Священного Писания до добрых детских сказок. Но то, что тебя разоряет, делает тебя игралищем страстей, возбуждает в тебе действие похоти, гнева, гордыни, разрушает душу, делает тебя жалким рабом гнусных соблазнов, неприемлемо для того, кто хочет именоваться человеком.

Апостол Павел сказал мягко, но твердо: «Все мне можно, но не все полезно, все мне можно, но ничто не должно обладать, владеть мною», поэтому, слава Богу, мы, жители России, являемся наследниками величайшей русской культуры, интегрированной в мировую художественную культуру. Как не вспомнить здесь изречение Нестора Летописца, одного из наших первых национальных писателей, который говорил о том, что великое благо в книжном чтении. Он сравнивал книги с полноводными реками, конечно преимущественно имея в виду Священное Писание и церковную литературу, а иной тогда по существу и не было. Эти реки насыщают благоговейных читателей, содействуют их нравственному просвещению.

Вопрос телезрительницы из Кемерово: «У меня есть внук, ему пять лет, он знаком уже с творчеством Пушкина. Я бы хотела спросить, как мне читать ему «Сказку о попе и его работнике Балде»? Я задавала эти вопросы нашим священникам, но вразумительного ответа не получила; мне сказали, что как из двенадцати апостолов один был предатель, так и поп здесь такой показан. Но, понимаете, хочется, чтобы о священстве ребенок узнал красивое, правильное, а такое уничижение очень неприятно сейчас мне читать. Мне семьдесят лет, и, когда я была маленькая, я понимала, почему такой поп, нас так воспитывали, а сейчас я не знаю, как мне внуку сказать, о чем эта сказка».

– Возникает резонный вопрос: необходимо ли пятилетнему малышу читать эту сказку? У Пушкина есть «Сказка о золотой рыбке», у Ганса Христиана Андерсена есть много сказок, в которых нравственное чувство воплощено и выражено в прекрасных образах, поэтому, если вы затрудняетесь дать приличествующее для малыша истолкование этой сказки, может быть, пока и не трогать ее вовсе? Придет время, ваш внук сам станет священником, и, взяв в руки эту сказку, прочитает ее с несомненной пользой для себя, увидев, насколько священнослужителю не приличествует скаредность, бездушие, лукавство, и это будет для него, будущего пастыря, какой-то полезной инъекцией.

Нужно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин, живя в первой трети XIX века, в этой сказке вовсе не думал издеваться над пастырями и не хулил священническое сословие, но наш поэт был чадом своего времени: тогда представители дворянского сословия воспринимали духовенство, особенно сельское, по-своему. Вы заметили, что дух иронии, какого-то превосходства сквозит в этой сказке, и совсем затушевано, а может быть, и отсутствует понимание служения священника как героя нашего времени, как врача народной души. В конце передачи мы кое-что скажем о литературе, посвященной священству.

Думается, что здесь у вас должен раскрыться талант комментатора, находя какие-то слова о священниках, ведь большинство представителей нашего цеха отдают, а не приобретают, служат верой и правдой русскому народу. Вы вполне могли бы смягчить определенные резкости, правильно поставить акценты и настроить ребенка на добродушное и милое восприятие этого текста. Но, так как это вещь тонкая и я считаю ответ вашего духовенства немного прямолинейным (здесь описан Иуда-предатель, а не апостолы, которые были исполнены любви и милости), думаю, что разумнее было бы отложить в сторону эту сказку. От внука не убудет, если он из ваших уст услышит повествование о Кае и Герде и будет воодушевлен примерами Герды, Золушки – жертвенной любви.

Вопрос от телезрительницы: «С какого возраста детям надо читать о вере?»

– Некоторые мамы, воцерковленные православные христианки, знают, что на малыша, находящегося еще под сердцем, благоприятно воздействует музыка Моцарта или церковные неспешные тихие распевы. Когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами. Евангелие в церкви – это источник Божественной благодати, неслучайно мы на всенощной целуем Евангелие, как будто стопы воскресшего Господа Иисуса Христа. Вот почему многие мамы над спящим в колыбельке малышом вслух читают Священное Писание, зная, что через произнесение вечных глаголов жизни Божия благодать золотыми нитями струится и осеняет ребенка. Почитаем об этом в повествованиях известного дореволюционного публициста С.А. Нилуса, он собрал их из быта русской жизни конца XIX века. Вы не ошибетесь, если с самого нежного возраста будете знакомить ребенка со Священным Писанием, при этом вовсе не обязательно читать адаптированную версию. Я прекрасно знаю, как самые маленькие христиане напряженно вслушиваются в подлинный евангельский текст, их духовный мир необозримо расширяется, раскрывается, они чувствуют, что в этот момент Сам Господь с любовью взирает на них со святой иконы.

Детям можно читать сказки, а взрослым, с церковной точки зрения, полезно читать светскую художественную литературу?

– Мы живем в удивительной стране – России, сакральным, священным языком которой является церковнославянский язык богослужения, Священного Писания. Художественная литература у нас посвящена судьбе человека под знаком вечности – об этом говорит академик Д.С. Лихачев применительно не только к произведениям древнерусской литературы, но и к последующей классической великой нашей литературе, которая всегда ставит перед читателем вечные вопросы, пытается насытить человеческий дух, ищущий осмысления своего бытия под этим солнцем.

В этом смысле в наш XXI век, который так много скрадывает, сжевывает, лишая человеческую душу мира, свободы, умения высоко мыслить, ясно говорить, чтение всего корпуса литературы (это могут быть книги исторического жанра, наша классическая литература, дневниковые записи, мемуары наших прадедов), безусловно, обогащает внутренний мир, вводит нас в контекст культуры, делает нас носителями русского литературного языка, учит нас разбираться в самих себе, в окружающих людях. И поэтому, как во времена Пушкина говорили о человеке хорошего воспитания, как сегодня говорят о человеке книжном или некнижном, мы, конечно, призваны вобрать в себя наше великое наследие – и духовное, и литературное – с тем чтобы уметь делиться с нашей аудиторией и с нашими слушателями, а прежде всего с нашими детьми премудростью, истинным ведением Господа Бога, Его заповедей, учиться разбираться в жизни так, чтобы не запутаться в трех соснах самомнения, себялюбия и своеволия, но, войдя в это поле русской культуры, мы должны найти сами золотую дорогу веры и любви и, идучи по ней, увлекать за собой посредством слова наших слушателей.

Вопрос телезрителя: «Могут ли такие книги, как «Отец Арсений», оттолкнуть человека от желания разбираться в вопросах веры, а, скажем, «Братья Карамазовы» сподвигнуть встать на путь духовного роста?»

– Мир книги объемен и необозрим, каждая книга – это отверстая душа написавшего ее автора, но, читая книгу, каждый воспринимает ее в меру собственной удаленности или приближения к Богу, накопленного жизненного опыта, интеллектуального уровня, эмоциональной жизни. Если мы ищем истину, если книга для нас не пустое развлекательное чтиво, но некий компас, маршрут, который мучительно прокладывает автор иногда ценой собственных ошибок, чтобы ввести за собой читателя в мир абсолютной чистоты, красоты и добра, то в разное время в разные наши возрастные фазы разные книги влияют на нас совершенно неожиданно.

Я помню, что книга «Отец Арсений», прочитанная в студенческом возрасте, когда я уже поступил на филологический факультет Московского университета, буквально перевернула меня. Уже тогда я ходил в храм, и впечатление от этой книги было очень глубоким, оно заставило меня оценить по достоинству дар священства, и думаю, что в какой-то степени привела меня к пастырству как к призванию. То же самое можно сказать и о Федоре Михайловиче Достоевском: сердце его не было гармоничным и спокойным, это был человек, изведавший собственным опытом соблазны революции и азарта, но при этом он полюбил Христа, он нашел его в сумраке прежде усвоенных либеральных понятий юности, он крепко держался, как кающийся грешник, за ризу Спасителя и, пройдя через каторгу сомнений, отрицания, наконец произнес: «Осанна», поклонился стопам Господа и призывал гордую интеллигенцию склонить свою главу перед Христом и Церковью. Поэтому каждому свое, а иногда бывает, что в разные возрастные фазы от каждой книги мы по Божиему Промыслу берем сокрытый в ней «нектар» – нравственную пользу, закрывая глаза на то, что может смущать и соблазнять, если речь идет о художественной литературе.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «У апостола Павла есть такие слова, что сейчас мы видим мир как бы сквозь тусклое стекло, а там он откроется во всей полноте. Но, допустим, если человек прочитает даже вагон книг за всю жизнь, по сравнению с вечностью это будет мизер, а там все равно все уравняются: кто читал книги, кто не читал. Я не думаю, что неграмотных в рай не будут пропускать, ведь сто лет назад у нас больше половины населения было неграмотной. Тогда как получается?»

– Относительно неграмотности не будем спешить с выводами. Сегодня становится достоянием общественности тот факт, что в X столетии северные области Руси, в частности Новгород и его окрестности, были регионом абсолютной грамотности, что доказывается берестяными грамотами, останки которых позволяют нам сделать сенсационное утверждение, что даже крестьянские дети разумели грамоту и писали о своем, запечатлевая какие-то бытовые подробности на бересте. Сколько читал русский народ в конце XIX века, мы можем судить по миллионным тиражам листков для народа, по многократно переиздававшимся произведениям, скажем, святителя Тихона Задонского, писателя XVIII века, вчитаться в наследие которого сегодня не так просто вследствие определенной архаичности его речи.

Но вы совершенно правы: на Страшном Суде, где мы все встретимся, Господь Бог не спросит с нас, почему мы не изучили испанский язык, и мы сегодня ведем речь о книжном чтении не как о необходимом условии для повышения своего интеллектуального ценза, но мы отвечаем сами себе на заданные вопросы: какая польза в чтении книг, почему так важно окружить себя книгами-друзьями. А важно потому, что нравственное становление, очищение сердца, собирание по крохам добрых нравственных качеств, Христовых добродетелей: смирения, кротости, терпения, любви, такта, мира, радости – совершается через воздействие Божией благодати и сознательные усилия человека.

Книги, если это настоящая литература, не сбивающая с толку, как сбили с толку Татьяну Ларину французские романы, помогают нам получить правильные представления о Боге, о мире, о человеке. Через чтение добрых книг мы вступаем в некое душевное общение с их авторами, если это авторы святые: святитель Феофан Затворник, Оптинские старцы, о. Иоанн Кронштадтский, оставивший нам в наследие свои дневники; если это светские писатели, например, Олег Волков с книгой «Погружение во тьму», замечательным свидетельством о послереволюционной жизни в советской России, свидетельством о страданиях нашего народа, о том, как огоньки веры сияли в душах сотен тысяч людей, столкнувшихся с беспримерными страданиями. Добрые книги укрепляют нас и помогают нам осмыслить земную жизнь под знаком вечности. (Окончание в следующем номере)

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс