Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (844) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Каждому разное предназначение от Бога

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Каждому разное предназначение от Бога

№43 (844) / 17 ноября ‘15

Исследуйте писания

Святой преподобный Серафим Саровский говорит в известной беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, подчеркивая, что каждый человек должен понять, что помогает ему созидать свою жизнь во Христе, что приносит ему плоды Святого Духа. Один пойдет учительствовать – и ничего кроме уныния и совершенного разрушения своей жизни не обретет. А другой замечательным учителем становится и созидает не только самого себя, но и души очень многих во Христе. Один может заниматься предпринимательством, не только своей душе не вредя, а многим людям помогая: храмы строит, людей помогает лечить на эти врученные деньги, помогает им в трудности, в нищете, а сам никакими страстями не заражен. Как, например, Иннокентий Сибиряков, известный российский благотворитель конца XIX века. А другой человек возьмется заниматься бизнесом, дастся ему денег, он и другим не поможет, и своей душе повредит.

Каждому разное предназначение от Бога, у каждого свое делание, о каждом у Бога свой замысел. Поэтому каждый должен выбрать, что именно его жизнь созидает, что именно ему является полезным, а что разрушает. И поняв, что разрушает его жизнь, он должен всячески от этого отстраняться.

Апостол говорит: главное – чтобы это назидание всегда оборачивалось к пользе ближнего. То есть, если я только созидаю самого себя перед лицом Бога, а никто не получает от этого ни радости, ни утешения, ни пользы, если я забыл о всем мире, то что-то во мне неправильно.

Русский подвижник, афонский монах Силуан Афонский, размышляя об одном месте из жития Иоанна Колова, говорит о том, что Иоанн Колов очень быстро достиг бесстрастия, а, достигнув бесстрастия, начал молиться о том, чтобы страсти к нему вернулись. «Почему так?»,– задает риторический вопрос Силуан Афонский и сам же отвечает на него: потому что он не научился молиться за немощных, за людей, за мир. И поэтому он не знал, что ему еще делать. Он достиг перед Богом бесстрастия, а для чего? Жизнь-то на этом не кончилась, для чего жить дальше?

Важно, что даже совершенные анахореты, отвернувшись от всего, чтобы не потерять свое делание, не потерять дальнейшего возрастания своей души к Богу, не заблудиться в пустыне, а шествовать прямо к Царствию Божиему, должны были помнить о мире. Таким образом созидание их собственной жизни всегда обращалось на благо людям.

Из житий святых, византийских и русских, мы видим, что даже отшельники никогда не отворачивались целиком от мира, а выходили навстречу страждущему люду и в тяжелые политические моменты, и в экономические неурядицы и просто при бытовых проблемах конкретных людей. Таким образом, их возрастание во Христе всегда откликалось пользой и назиданием в других людях.

Если человек не научится этому деланию, он никогда не сможет подлинно созидать свою жизнь во Христе. Могие, читая эти слова апостола Павла, говорят: сказано же – все позволительно, значит, все можно. Ну, конечно, не все полезно. Но дальше апостол Павел для правильного понимания этой мысли подчеркивает: но каждый ищи пользы не самого себя, а другого. Да. Все можно, но ты смотри, что созидает и разрушает не только твою жизнь, но и жизнь окружающих тебя людей. Можно, но ты посмотри, как эта твоя свобода будет воспринята окружающими тебя людьми, как они отнесутся к этой твоей свободе. Безответственное пользование такой ложно понятой свободой оказывает очень пагубное влияние и на бытие самого человека, и на бытие вообще Церкви. Человек всегда должен жить и все делать и все себе позволять с мыслью: а насколько это полезно, насколько это назидательно или насколько это разрушительно для окружающих его людей.

Особое внимание апостол Павел уделяет известному моменту, опять-таки касающемуся приема пищи: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования».

Казалось бы, все просто. Апостол Павел говорит о конкретной ситуации: не исследовать на предмет осквернения. Дело в том, что часть продуктов, продававшихся на торгу, могла быть частью идоложертвенного, то есть было окроплено жертвенной кровью или могло быть ягненком, закланным перед идолом каким-нибудь, и так далее. То есть он говорит: покупайте и ешьте, не думайте о том, что, что и как было с этим мясом. Вам какая разница? Вы же не поклоняетесь идолам, вы просто покупаете мясо. На самом деле идол-то ведь ничто. Только когда я приобщаюсь идоложертвенного с верой в некую силу, стоящую за этим идолом, с верой в тех существ, которые мне покровительствуют, кроме Бога, я причащаюсь этим бесам. А если я просто вкушаю мясо и верю только в Бога, Который мне это мясо, или эти овощи, или этот сыр, или молоко послал, то нет мне никакой вины, потому что пища не оскверняет человека.

Все, что может осквернить человека, исходит из сердца человеческого, об этом в Евангелии сказал Сам Господь Иисус Христос. У нас именно с покупаемой на торжище пище проблем, наверное, нет пока, хотя говорят, что иногда так называемые кришнаиты в своих магазинчиках торгуют чем-то, что они определенным образом освящают, посвящая это Кришне. Можно покупать эти продукты и есть, нам, христианам, это никакого вреда не несет.

Гораздо больше проблем возникает с другого рода исследованиями пищи, когда люди начинают рассматривать ярлычки на продуктах и смотреть составляющие этих продуктов, разные пищевые добавки, особенно кодифицированные цифрами и буквами. На самом деле, это имеет отношение только к вопросу диеты или в медицинском ракурсе. Конечно, есть вещи вредные, есть полезные. Может быть, некоторые добавки объективно вредны для здоровья, хорошо бы это исследовать, написать об этом статью и добиться, чтобы их больше не добавляли в продукты. Все это имеет отношение к чисто медицинским вещам, к посту и воздержанию из страха заразиться бесовской энергией, к желанию благочестивого своего жития это отношения не имеет. Любая добавка может быть вредна для нашего здоровья, для нашей духовной жизни никакого вреда нет. Наша жизнь перед Богом не зависит от того, что мы вкушаем.

Только тогда, когда мы вкушаем оскверненную пищу, если заранее кто-то отрицательной энергией нагрузил, и верим, что есть эта отрицательная энергия, мы этой энергии приобщаемся. Но если мы верим только в Бога, верим, что наша жизнь зависит только от Него, это нам дает бесстрашную возможность вкушать все, что люди продают на торжище или в магазинах, потому что все это освящается крестным знамением и молитвой.

Если я в Него не верю, то начинаю бояться разных скрытых сил, которые могут повлиять на духовную жизнь мою. Если я не считаю, что Бог – Хозяин моей жизни, Абсолютное Совершенное Существо, не считаю, что Бог защищает меня и покрывает Своим промыслом, не верю, что Он меня любит, это обличает меня самого в моем неверии. Тогда есть повод изменить отношение к Богу и действительно положить Его в основу своего бытия.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс