Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (843) → Иеромонах Димитрий (Самойлов): Скромность как добродетель

Иеромонах Димитрий (Самойлов): Скромность как добродетель

№42 (843) / 10 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Батюшка, расскажите, пожалуйста, что такое скромность?

– Отец Михаил, вы, как и наши телезрители, наверно, слышали такую замечательную крылатую фразу: ничто так не украшает человека, как подлинная скромность. Ибо скромность – это и смирение, и кротость, и истинная христианская любовь в высшем смысле.

Скромный человек скромен во всем: и в делах, и в словах, и во внешних проявлениях. Скромность – это добродетель, которой украшается каждый человек. Понятие скромности имеет различные оттенки: например, отсутствие тщеславия или самомнения, нежелание выставлять напоказ свои заслуги, достоинства, иначе говоря, свое «я». Скромность, если выражаться светским языком психологов, – черта характера, позволяющая сопоставлять свое собственное «я» с мнением окружающих.

Прекрасно, но, говоря о добродетели, мы, скорее всего, подразумеваем некое активное действие. Можем ли мы рассматривать скромность как делание?

– Совершенно верно. Святитель Феофан Затворник говорил об этом: «Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости». Ему вторит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности». Мы должны понимать, что скромность – это не что-то вроде стеснения или боязни, скромность – это, прежде всего, смирение перед Богом. И, как вы сказали, это действительно доброе делание, постоянное памятование о Боге. Господь всегда и во всем с нами, поэтому мы должны Его чувствовать всем сердцем. Божественное присутствие в нашей жизни и память об этом избавят нас от излишней дерзости, невоздержанности, гнева и так далее.

Вы привели несколько цитат, и в них антонимами скромности называются дерзость, гордыня.Что еще можно противопоставить скромности?

– Вседозволенность, бесстыдство, чрезмерную чувственность, плотскость. Именно эти качества были свойственны языческому миру, но почему-то в нашем нынешнем секулярном мире мы тоже встречаемся с чрезмерным показом оголенного тела. Мода сама по себе стала настолько безнравственной, что все зациклено на сексуальности. Человек – творец всего доброго и венец творения – почему-то перестал понимать свое истинное предназначение и под влиянием своего горделивого «я» начинает демонстрировать все низменное, животное, хотя человек – это образ и подобие Божие.

К чему призван человек? Прежде всего к усовершенствованию этого мира, обожению. По слову апостола, к обожению призвана вся тварь. Поэтому и дела должны быть связаны с этим. Если мы вспомним апостола Павла и его Послание к Галатам, то под делами плоти он подразумевает как раз прелюбодеяние, блуд, нечистоту, убийство, пьянство, разногласия, всевозможные соблазны, ереси, бесчинства, ненависть. К сожалению, это имеет место быть и по сей день. Что же тогда плод духа? Это любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание. Важно, что скромный человек – человек воздержанный. Можно подытожить сказанное словами гимна любви, ведь апостол Павел называет любовью милосердие, веру, кротость: «Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла».

Скромность не ищет своего, она все делает для человека, которого любит. Ведь любовь – это не обладание, не эгоизм, это жертвенность. Сам Господь именуется Любовью и воплощается, приходит в этот мир и делает нас участниками Воскресения именно из любви к человеку. Он воздвигает нас из недр погибели. Христос принимает крестную смерть и посредством этого уничтожает ад. Конечно, постоянно переживая в церкви эти события (ежедневно или хотя бы раз в месяц бывая на Исповеди и Причастии), человек будет скромным, любвеобильным, добрым и порядочным.

Почему в светском обществе характеристика «скромный» – положительная, а «смиренный» имеет отрицательную окраску?

– Действительно, смирение у нас зачастую бывает даже пороком (Господи, помилуй меня за такое речение). Что означает смирение? Это значит, что человек с миром, от него исходит мир, он является источником Божественной благодати, через его сердце, если оно поистине чисто, могут напитаться Божественной благодатью и другие, поскольку от сердца, как от зеркала, отражаются ее лучи. Как говорил апостол: «Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать».

К сожалению, наш современный мир нередко ставит смиренного человека в разряд неудачников, хотя смирение – это высочайший труд. Подумайте сами: как взять – и смириться, усмирить свой гнев, воинствующее начало, провести титаническую работу над своими чувствами, своим горделивым «я»? Это добродетель в высшей степени. Поэтому я не совсем соглашусь с такой формулировкой. Скромные, смиренные – кроткие, долготерпеливые. А долготерпение – поистине одно из самых трудновоспитуемых качеств, ведь терпеть скорби, печали и обиды за имя Христово сложно. Господь говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесех». Бог дарует нам награду именно за такой труд. Нередко надо усмирить свое «я», собрать свою гордыню в кулачок и всякий раз повторять: «Господи, помилуй! Господи, прости!»

Понятия скромности и кротости очень близки между собой. В заповедях блаженств Господь говорит о том, что «кроткие наследуют землю». Почему?

– В этом заключается величие их подвига. Своей кротостью, смирением они могут сподобиться такого великого статуса. Что значит наследовать землю? Это значит стать ее обладателем. Вспомним слова Божии по отношению к Адаму и Еве: «И будете владычествовать и обладать землей». В Книге Бытие мы обнаруживаем, что первые люди были настолько скромны, целомудренны и девственны, что не наблюдали своей наготы, ибо в тот момент они были в обоженном состоянии и, находясь в гармонии с Богом, друг с другом и окружающей средой, буквально были частью первозданного мира. Ничто не могло повредить их внутреннему устроению. Но как только грех проник в сознание человека, как только повредилась человеческая природа, они сразу увидели свою наготу и опоясались, как мы читаем в Книге Бытие. Скромность и стыдливость, возможно, являются синонимами, но в данном случае они обнаружили ложный стыд. Как только согрешили, сразу же было явлено дерзновение (но только не дерзновение перед Богом, а, скорее, дерзость). Вспомните тот вопрос, который Господь адресует Адаму: «Адам, а где Ева?». Адам молчит, а потом говорит: «Не знаю». До этого он все знал, был, как Бог. Теперь же он перестал обладать Божественным знанием. Господь опять вопрошает: «А вы случайно не съели плода от древа познания добра и зла?». Адам дерзостно отвечает: «Это Ева, которую Ты дал мне в помощницы».

Господи, помилуй! Вот она дерзость, вот оно бесстыдство, вот она нескромность – в словах Адама. Он все перекладывает на плечи Евы, а Ева сваливает все на змия. Если бы было покаяние, чувство раскаяния, то, думаю, человечество избежало бы участи изгнания из рая. Это гипотетическая мысль, похожая на богословское мнение, но можно предположить, что человек остался бы близок Богу. А после грехопадения Адама и Евы и их изгнания из рая Бог как бы насильственно был изгнан из жизни человека. Вместо любви, трепета и благоговения пред Богом человек стал испытывать страх. Я считаю, это самая большая проблема человечества.

Думаю, что мы еще вернемся к этой теме. Хотелось бы спросить у Вас о природных предрасположенностях человека. Темпераменты у всех разные. Скромность зависит от врожденных качеств людей?

– Безусловно, мы генетически наследуем от родителей те или иные характерные психологические черты. Конечно, темпераменты разнятся, но (несмотря на то, что есть флегматики, сангвиники, холерики) в любом случае незнание Закона Божия не освобождает от ответственности. Иначе говоря, все мы должны контролировать свои эмоции, чувства.

Господь и сотворил нас разными. Как в калейдоскопе, это многообразие, палитра красок создают ту неповторимую картину Божественного мира, которую Господь созидает и о которой промышляет по сей день. Мы действительно отличаемся друг от друга. Кому-то быть скромным легко, а кто-то прилагает максимум усилий, чтобы смирение возобладало над его гордыней.

Гордость и гордыня – это разные вещи. Гордость стимулирует чувство патриотизма: гордость за Отечество, свою страну, свой флаг, атрибуты государственности, но гордыня – необузданное «я», бросающее нас в огонь всевозможных страстей, которые распаляются в нашем сердце. Она приводит к столкновениям не только на межличностном уровне – вы понимаете, что на межгосударственных отношениях это тоже сказывается. Поэтому гордыня – это величайший порок, а скромность – величайшая добродетель.

Дай нам Бог наследовать от родителей добрые, благие качества. Ведь скромность воистину украшение. Позволю себе привести одну цитату из апостола Павла, он обращается к Тимофею с такими словами: «Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою». Ему вторит и апостол Петр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенность сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Это и есть истинное украшение.

Вопрос от телезрительницы из социальной сети ВКонтакте: «Скромность, кротость и женственность для меня – сестры. Но как впитать в себя эти добродетели, если еще до замужества привыкла быть главой в отношениях, добытчицей с активной позицией, спорить и добиваться своего, все брать на себя и во всем руководить, потому что росла без отца?»

– Если посмотреть на проблему со всех сторон, ответом на вопрос будет как раз то, что телезрительница написала последним: «Росла без отца». Фактически она изначально взяла на себя функции добытчицы. Нынешнее положение вещей, когда женщина становится в семье первым номером, конечно, накладывает на нее отпечаток. Она во всем лидер, – и, может быть, та женственность, к которой призвана любая девушка и женщина, начинает трансформироваться в мужественность. Это не то чтобы плохо, скорее, это выход из ситуации.

Другое дело, что мужчина начинает уступать женщине, ложится на диван и отдает все в руки своей хозяйки. На такой семье можно поставить крест. Мужчина уже не добытчик, не защитник, а, скорее всего, просто трутень. Дай Бог, чтобы такие женщины (которые действительно «есть в русских селеньях»), понесли это знамя и свое дитя под названием «муж», которое они сами создали, все-таки вырастили и сохранили семью: ведь такие семьи обречены на разрушение, ибо замысел, который Господь изначально вложил в наши умы – что муж есть глава, а жена да убоится своего мужа – исчезает. Сейчас мы видим совсем другое, и доказательством тому служит множество социальных факторов: алкоголизм, профессиональная неустроенность, невозможность реализовать свои внутренние способности и приложить свои знания – все они зачастую приводят мужскую половину человечества к депрессии. И женщина, несмотря на то, что она, прежде всего, была рождена как помощница, в буквальном смысле становится первым лицом. Здесь, конечно, честь и хвала ее добродетели, добролюбию, особенно, если она при этом сохраняет свое женское начало.

Наверно, основной вопрос – то, каким образом взрастить эти качества. Я так понимаю, что наша телезрительница была бы рада занять вторую, подчиненную позицию.

– Это можно стяжать только молитвой. Если женщина выступает первым номером сразу, еще на стадии знакомства, конечно, сложно сказать, к чему приведут такие отношения. Но если они договорятся, тогда эти отношения возможны. Случается так, что женщина более успешна в карьере, ей больше удается, тогда мужчина становится воспитателем, хранителем очага, что, может быть, не совсем верно с точки зрения домостроительства, но нынешнее время диктует свои условия. Он ведет домашнее хозяйство, а это не только помыть посуду и постирать. Если они живут своим хозяйством, то это еще означает приложить максимум усилий на земле. Как правило, землепашцами всегда были мужчины.

Вопрос от телезрительницы из Екатеринбурга: «Почему Господь допустил, чтобы Соломон имел такое количество жен? Ведь Он дал Адаму одну жену Еву, и в заповедях, которые Бог даровал Моисею, сказано: «Не прелюбодействуй». Глядя на окончание жизни Соломона, нам, наверно, нужно просить не мудрости, а смирения, кротости? Какой вывод нам необходимо для себя сделать?».

– Может быть, нужно вспомнить исторический аспект: многие пророки и праведники Ветхого Завета были многоженцами.

Сегодня мы уже вскользь упомянули заповедь плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Количество жен надо рассматривать именно в этом контексте: их было столько, дабы умножилось семя. Проведем параллель с Ноем: на ковчеге Господь разделил мужскую и женскую части, и только после того, как Ной сошел с него, опять благословил брак и деторождение. Поэтому многоженство не порок, на него нужно смотреть в контексте исторического времени: оно допускалось, чтобы умножилось человечество.

– Что касается томления духа Соломона, то в известной Книге он говорит: «Суета сует, все суета». Ибо действительно самая главная добродетель пред Богом – смирение, скромность, любовь.

Мы с Вами говорили о природных факторах, которые формируют скромность. Хотелось бы немного поговорить и о воспитании, каких-то внешних, общественных факторах. Вы упоминали, что вместе с падением первых людей пришел страх. Как он влияет на воспитание скромности?

– Да, страх Божий, то есть трепет, благоговение, которое, к сожалению, единственное у нас и осталось, действительно, необходимо воспитывать с ранних лет, он должен впитываться с молоком матери. Когда ребенок рождается, на 40-й день его по возможности нужно принести в храм для воцерковления, Крещения, приобщения к Церкви, и стараться на протяжении всей жизни воспитывать ребенка в страхе Божием. Примером может служить благочестивая чета Иоакима и Анны, которые (дав обет Богу, что если у них родится дитя, они посвятят его Господу) воспитывали Пресвятую Деву Марию в трепетном отношении к Богу. Как мы знаем, Пресвятая Богородица с трехлетнего возраста пребывала в храме, где предавалась исключительно посту и молитве. Зачастую у нас нет такой возможности, но есть воскресные школы, другие учебные заведения, где можно воспитать, привить добрые качества и постараться сохранить их на протяжении всей своей жизни. (Окончание следует)

Расшифровка:
Арсения Волкова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс