Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (843) → Архимандрит Исидор (Минаев): Конец света

Архимандрит Исидор (Минаев): Конец света

№42 (843) / 10 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Батюшка, почему у нас сегодня такая тема?

– Это, отец Михаил, недоразумение. Есть еще один отец Михаил, тоже диакон, мой секретарь. Мы созванивались, когда я ехал в машине, уточняли вопросы: во сколько нужно приехать, куда. И возник вопрос о теме программы. Я говорю: «Любая, какую предложит ведущий». Потом я решил пошутить и сказал: «А давай «Конец света». Затрепанная такая тема, самая замыленная. Не знаю, в курсе ли наши телезрители, но в серьезных церковных кругах обсуждать ее считается дурным тоном, потому что она, во-первых, непростая, во-вторых, непостижимая, а в-третьих, очень опасная, так как может привести к каким-то неправильным выводам. Приходишь в церковный книжный магазин: про Иисуса Христа книг нет, только Евангелие, а про антихриста – десять разных выпусков с картинками и подробными пояснениями. И я полушутя сказал: «Да хоть «Конец света». А он, видимо, не понял юмора, потому что в это время был за рулем и был сосредоточен на дороге, – так вам и передал. Потому что для меня это новость. Поговорим на эту тему, потому что вопросы присланы, я думаю, и звонки сейчас будут. Тема людей волнует, так что деться некуда.

Тогда, может быть, начнем с того, что мы, христиане, подразумеваем под «концом света»?

– Мы мало что подразумеваем, потому что мало в этом понимаем и мало видим. Мы имеем только свидетельства об этом в книге апостола и евангелиста Иоанна Богослова (это последняя книга Библии – Апокалипсис), в которой говорится о некоем конце света. Я думаю, это конец относительный. По той причине, что время вечно, и вряд ли Иоанн Богослов или мы могли бы представить, что оно остановится, закончится. Недаром я видел среди вопросов, когда просматривал материалы перед программой, вопрос: «А что будет после конца света?» Может, ответить опять с юмором: «начало тьмы»? Неизвестно. Нас ожидает Страшный Суд. После него, как сказано, настанет тысячелетие Царства Божия, радость, справедливость. Понятно, что «тысячелетие» – это в общих чертах, потому что книга говорит о взаимодействии человека с Богом. А у Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Поэтому все цифры, которые приводятся в библейских текстах, разве что кроме каких-то конкретных указаний (в период Рождества Христова и т.д.), конечно, метафорические и достаточно размытые, и нельзя относиться к ним буквально. Единственное, что можно сказать, это то, что апостол Павел прав: когда мы перейдем эту черту, мы все увидим, а пока видим гадательно, как сквозь мутное стекло. Данные разговоры малополезны, потому что они именно гадательные. Например, смириться, подчиняться родителям, чтить святыни, любить, стараться жить для других, а не для себя – конкретные вещи, которым человек должен обучиться. Они научают правильному житию. А разговоры о конце света – нет. Ладно еще мы с вами: у нас есть образование, сан; а сколько таких разговоров ведется на кухнях! Помню, я сам подвергался наказанию от моего учителя, отца Фотия, когда был трудником, послушником на Валаамском подворье в Приозерске: если ночью он приходил и заставал нас за разговорами о конце света или чем-то подобном, тут же ставил на ночные работы. Во время Великого поста, например, была лютая работа – взбивать масло руками: брали трехлитровую банку со сметаной и трясли ее минут 40 – 50, пока не взобьется. Взбил масло – оно ж вкусно пахнет, а идет Великий пост. И отец Фотий рядом. Это почти конец света. Так он нас посильно и наказывал за эти пустые речи. И святоотеческая традиция нам прямо свидетельствует, что ничто так не опустошает душу, как пустые разговоры. Боюсь, сегодня мы с вами их заложники.

Большинство вопросов, касающихся Второго Пришествия Христа, основаны на книге Иоанна Богослова Откровение. Как относиться к этой книге и стоит ли читать ее без подготовки?

– Я думаю, ее трудно читать и с подготовкой, потому что там все очень сложно и неконкретно. В жизни Церквей и стран было огромное количество негативных событий, когда люди на государственном или церковном уровне пытались забраться в эти дебри. Например, все постоянно ждали конца света, объявляли Петра I, Ленина и других антихристами (их было много). Получается какое-то сектантство. То же самое было, когда наступил 1666 год. Надо быть очень абстрактным математиком, чтобы спутать цифру 1666 с цифрой 666. Если бы так выдавали зарплату, люди бы сразу разобрались, чем различаются эти цифры. Представьте: тебе посулили зарплату старыми русскими, советскими деньгами в 1666 рублей, а выдали всего 666. Маловато будет. А тогда, в новый церковный год, люди ждали, что же будет, что произойдет. Ничего не произошло. Все было как обычно: моровая язва, кто-то с кем-то воевал, что-то замышлял. Поэтому это неблагодарное дело. Недаром книга Апокалипсис (или Откровение) Иоанна Богослова изъята из церковного чтения: мы с вами не услышим, чтобы эта книга читалась, ни на одной службе. Есть такие книги, которые не входят в церковный богослужебный круг. Апокалипсис читать можно, но келейно или в каких-то беседах. Это говорит не о загадочности книги, а о том, что она, прежде всего, очень опасна: она может повредить человеку, и он начнет искать апокалипсис в каждом явлении (прорвало водопровод, случилось наводнение, уволили с работы, убили губернатора).

Помню, как один человек (не буду называть его фамилию), известный музыкант, который дирижировал оркестром во время исполнения некого произведения, в антракте пригласил меня к себе и спросил, правда ли, что в этом произведении было нечто апокалиптическое. Это было в Петербурге. Я, конечно, сострил. Человек обиделся. Я говорю: «Знаете, у нас сейчас такое время (а это был конец 90-х), что даже в «Сникерсе» можно найти нечто апокалиптическое. Особенно если прочитать, что в него входит».

Посмотрите: художественные произведения, когда налицо нет особой одаренности режиссера или сценариста, часто начинают начинять апокалипсисом (удар ниже пояса). Сколько раз мои творческие и другие знакомые звонили мне в Иерусалим: «Давай создадим какую-нибудь программу, инсценируем апокалипсис, споем, прочитаем, пригласим народных артистов, они будут все это читать под музыку». Присылали сценарии. Я что-то всегда грустил, когда приходили эти предложения, и увещевал знакомых, что не надо, потому что тот, у кого буйная фантазия, такого напридумывает, прочитав эти метафорические тексты! А у кого фантазия скудная, например, для него «666» всего лишь 666. Пожалуйста, возьмите Библию, откройте. Там есть страница 666. Так что, ты ее вырвешь? В Синодальном переводе (по крайней мере, в моем экземпляре книги) это как раз книга Иова. И что? У некоторых благочестивых людей (страницу же не вырвешь) вырезан уголочек с номером страницы. Ну что это? Люди буквально восприняли. А у людей с фантазией – еще страшнее. Поэтому главное, на чем бы я попытался акцентировать внимание (и свое, и братьев и сестер), это то, что Господь говорит, что, во-первых, это будет внезапно. Никто, даже ангелы, посланники и предвестники Божии не знают, когда это произойдет. А во-вторых, будьте готовы к этому всегда. В монастыре есть очень хорошее напутствие (я и сам часто о нем говорил, и мне говорили, и я пытался ему следовать): «Пусть ты и десять, и двадцать лет прожил в монастыре, а веди себя так, как будто первый день пришел». Помнишь, какой ты пришел: на все готовый, с горящими глазами? Пусть теперь ты уже архимандрит или иеромонах. Веди себя как в первый день, а не говори: «Да ну! Что Вы это мне говорите? Я что, на побегушках, что ли?» Это очень точный и важный действенный совет. Господь говорит нам: «Поскольку не знаете, когда это произойдет, всегда будьте готовы». Это важнее всего. Вот что я подчеркнул бы, а не искал пророчеств.

«Город великой блудницы» – помню, в советское время все бабки-кликуши говорили: «Это Москва, которая отравила все царства ядом коммунизма». Теперь это подходит и Вашингтону, и чему угодно. 400 лет назад тоже чему-то подходило. Мне кажется, что эту книгу берут в руки либо для опасных развлечений, либо когда разум человека уже настолько «заламывается» в какую-то нестандартную сторону, что человек ищет «реалий». А их там, кроме общих направлений, к сожалению, нет. Я бы на месте любого прихожанина просто прочитал Откровение один раз, чтобы ознакомиться с текстом (что, о чем). Там много символики. Почему евангелистов изображают как льва, орла, ангела, тельца (то есть быка)? Почему рисуется старец Бог Отец Ветхим деньми? Описано, что Бог Отец явился как Ветхий деньми (старый, древний). Можно прочитать, чтобы просто что-то понимать, и, конечно, сделать это под руководством. Но делать Апокалипсис настольной книгой и руководствоваться только им, мне кажется, опасно. Не стоит этого делать.

Отец Исидор, как Вы считаете, почему первые христиане прежде всего ждали именно встречи с Христом, а сейчас преобладает ажиотаж вокруг стихийных бедствий?

– Я думаю, так было всегда, потому что это люди. Ведь что такое язычество? По-славянски «языки» – «народы». Языческая религия – народная религия: кто чего себе придумал. В семинариях и академиях не учились, на службу не ходили, а если ходили, то толкались и выясняли, кому ближе встать, кто старше, поучали друг друга, вместо того чтобы слушать поучения священника, – и ничего не знали. А фантазия у многих работает хорошо. И люди придумывают любые объяснения.

Есть же смешные случаи с языческими придумками (не про апокалипсис, а вообще). Существует милая придумка, описанная в произведении И.С.Шмелева «Лето Господне». Воспитатель Горкин перед Рождеством повез мальчика на базар, чтобы купить там провизию. Недалеко от Кремля располагался огромный мясной рынок (в пост – грибной, а перед Рождеством и Пасхой (но там сказано про Рождество) – мясной). Свиные туши лежали просто штабелями, потому что это все раскупалось, имело спрос. Мальчику 5 лет. Он спрашивает Горкина: «А почему на Рождество едят свиней?» Почему их едят в России на Рождество? Потому что корову не зарежешь – она дает молоко; овец разводили не все, и для них у нас было немного пастбищ. А свинья растет быстро: начал кормить осенью – к Рождеству она уже готова. Это традиционная, самая доступная мясная еда. Горкин ему отвечает: «А это за то, что когда Младенец лежал в ясельках и Его обступили животные, коровка грела его дыханием, а свинья хрюкала и мешала Ему спать, а еще Он уколол о ее щетинку пальчик и заплакал. За это теперь свиней на Рождество и едят». Он забыл сказать, что за это их едят в России, а, например, в православной Сирии или Вифлееме свиней на Рождество вряд ли едят. Это смешная придумка, но все равно опасная, потому что она направляет ребенка не по тому пути. Нужно было просто сказать: еда и еда. Зачем путать Божий дар с яичницей, как говорится в пословице, и подкладывать под свиное мясо какую-то богословскую подоплеку? Апокалипсис – вершина этой опасности. Не знаю, может быть, если бы у нас был еще один гость, какой-нибудь врач-психиатр с большим опытом, наверняка он мог бы (это я сейчас фантазирую) привести огромное количество примеров, когда люди не только становятся Наполеонами и Александрами Македонскими, а повреждение ума происходит именно на тему апокалипсиса. Скорее всего, есть целое направление, отрасль в медицине.

Но у нас однозначно есть некие направления, которые осуждаются Церковью: это околоцерковные суеверия, связанные с ИНН, паспортами, шестерками и прочими вещами такого рода. Надо ли с этим бороться, и как к этому относиться простым верующим?

– А они есть?.. Это сущность личности, когда у нее фетишистско-сектантское восприятие действительности, когда кажется, что кругом опасность и тревоги, а чтобы тревоги не было, надо что-то напечатать, запечатать, нарисовать или убрать какой-то рисунок. Тот, кто бывал в Иерусалиме, на Святой Земле, видели в храме (или кто еще только поедет – когда придете в храм Рождества Христова в Вифлееме, обратите внимание): по центру – большой православный алтарь, а слева – маленький армянский, Армянской Апостольской Григорианской Церкви, – престол, стоят четыре столба, и ниша с балдахином. И прямо по центру этой ниши – просто красная звезда, знаете, как из фанеры, точно на могилке у тех, кто воевал (там все на этом помешаны: везде Вифлеемская звезда; мы считаем, что она восьмиконечная). Памятники тогда были без крестов, делали пирамидку, покрашенную серебрянкой, а сверху на штырьке – красная фанерная звезда… И у них она не прямая, а наклонная, как сатанинские пентаграммы рисуют. И пятиконечная. Она прибита прямо на балдахин над армянским алтарем. Такая традиция. Но они относятся к этой звезде как к Вифлеемской. Вот такая она у них. Видимо, древние армяне не знали, что такое советская армия. У них так, но это не значит, что это «то самое» и они проповедуют какие-то коммунистические или советские лозунги. Так бывает. Ну и что? Но кто увидит – все начинают об этом говорить, потому что они уже где-то чего-то начитались.

Вопрос от телезрителя: «Если наступит конец света, что будет с православными: они попадут в рай или в ад?»

– Спросят фамилию конкретного православного, как он жил. Обобщать нельзя. Понятно, что Православие – наиболее неповрежденное христианское учение. А уж кто как будет себя вести, туда и попадет. Я могу поверить, что какой-нибудь католик или человек иной религии (как благочестивый разбойник, который по вере был иудеем, был распят за страшные грехи, но исповедовал Иисуса Христа и, не будучи ни крещеным, ни миропомазанным, ни причащенным, первым вошел в рай) попадет в рай, а православный – в ад. Это очень трудный вопрос, как и с апокалипсисом. Тут можно разобраться только индивидуально. Лишь Господь это видит. Чем виноват человек, который родился в джунглях в Таиланде, посвящен в буддистскую веру и никогда ничего не слышал о христианстве? Может, он видел только каких-то христианских туристов – и все. Чем он виноват перед Богом, что он неправославный? Значит, Господь будет судить его по его совести: злым он был или добрым. Это гибельный и некорректный, неправильный вопрос: рассуждать, кто, куда и когда попадет. Чтобы рассуждать, мы должны знать душу, сердце человека. Господь – Сердцеведец: Он ведает не только дела, но и мысли, желания, помыслы. А мы-то с вами этого не ведаем, видим внешнее проявление, а чаще всего слышим какую-то сплетню и по ней судим, потому что нам выгодно выставить человека в плохом свете: «Ой, сплетня?! Как хорошо! Значит вот он какой. Я так и думал». А что ты думал? Ты завидовал! А тут сплетня. Как все прекрасно совпало! Вынес суждение, спаси Господи. Молодец. Надо это отставить.

Вернемся к теме нашей сегодняшней программы. Не является ли смерть человека его личным концом света?

– Нет. Все продолжается. Как говорят те, кто прошел через клиническую смерть, это только встреча со светом, светящийся коридор, по которому ты летишь. А потом за какой-то оградой видишь умерших знакомых: они пришли поприветствовать тебя и поддержать. Те, кто вернулся, за эту ограду не заходили. Люди видели Светящееся Существо, то есть Господа Бога, совершали поклонение. Кого-то Он отпускал, кого-то оставлял. Причем все говорят, что не хотели уходить: так там интересно и хорошо. Поэтому это не конец. Это конец земной, плотской жизни, но не конец жизни вообще, тем более света, в том числе в личностном понимании.

Но тем не менее каким образом можно быть готовым и ко Второму Пришествию, и к своему последнему дню?

– Не делать зла, а если мы не выдерживаем и делаем (бывает так, заклинит человека: полюбил – умирает; или находится на какой-то должности, на которой должен всех держать в ежовых рукавицах, и сам этим недоволен, совесть обличает), хотя бы правильно себя оценивать, то есть говорить: «Да, я грешник. Господи, прости». Со смирением. Что читает священник, когда начинается Херувимская песнь? «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближитися… Тебе, Царю Славы». А дальше добавляет: «Но Ты сподобил меня, грешного (не то чтобы я достоин), претворить просфору и вино в Тело и Кровь Твои. Я никто, но Своей благодатью ради собравшихся молящихся, не по моим грехам, а по вере этих людей, прими и меня, прости и очисти, потому что я знаю, что я человек грешный». Какая разница, кто в чем согрешил... Я знаю таких жестокосердных отцов! Постится идеально, на противоположный пол не смотрит, на свой пол, слава Богу, тоже, не объедается, никакого имущества, чтобы что-то взял из церкви и себе построил, а такой жестокосердный! Я сейчас беру не конкретных людей, а рисую собирательный образ. Такой человек не видит в людях (не только в прихожанах, а даже в своих собратьях) ничего ценного, он использует их как инструменты: нужен – взял, не нужен, сломался – выкинул. Люди для него не цель, а средство. При этом это человек идеального поведения, не грубый. Вот сколько я уже себе позволил острых слов на грани приличия за передачу? Тот никогда такого не скажет. У него все как положено, благоговейно. Только одно: жестокосердие и пренебрежение к людям. Чем он лучше вора, блудника, гордеца (хотя, думаю, это и есть порождение гордыни, это страшнее всего), того, кто не воздержан на язык и говорит всякие гадкие слова? Он ничем не лучше. Скажите мне, чем лучше одноглазый одноногого? Ничем. Поэтому священник и говорит: «Прости, Господи, я недостоин». Это очень важно. Главным ощущением при богослужении (это надо знать всем молодым священнослужителям) должно быть ощущение недостоинства. Потому что нам часто приходится приосаниваться: «Ну, что у вас там? Что? Какие проблемы?» Я сам боюсь перед Престолом Божиим закрыть глаза и подумать, кто я. Необходимо держать это в сердце, то есть правильно себя оценивать, тогда уже полдела сделано. Как мы говорим в заупокойной молитве: «Несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси Един кроме греха». Человек согрешит не тем, так этим. Поэтому утешаться тем, что я не краду, мало, если я при этом всем хамлю. Любой должен чувствовать себя недостойным. Правильная оценка себя – кем люди себя почитают – и есть подготовка к внезапному концу света. А то люди порой видят себя очень положительными: «Я-то хороший, не краду». Фарисей – да. «Жертву отдаю, милостыню даю, не блудник, не убийца. Все, я нормальный человек».

Всего доброго, пусть Господь вас благословит и не попустит ввержения в апокалиптические дебри, чтобы жить этой земной жизнью, но стремиться к Небу.

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс