Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (843) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Покаяние – это не чувство, покаяние – это действо

Протоиерей Димитрий Смирнов: Покаяние – это не чувство, покаяние – это действо

№42 (843) / 10 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Сегодня день памяти святителя Димитрия Ростовского, и хотелось бы спросить о житиях святых, которые он так составил, что мы до сих пор ими наслаждаемся, пользуемся, восхищаемся. В каждом житии есть чудо, и часто возникает вопрос: а действительно ли такое чудо было или это звучит как сказка? Некоторые жития вообще сродни сказкам, настолько они чудесны.

– Я абсолютно верю, потому что и в моей жизни всякие чудеса были, которые никак нельзя объяснить с какой-то рациональной точки зрения. Объяснения этому нет. Они другие, но это бывает часто, не реже, чем раз в неделю. Поэтому для меня лично чудеса настолько привычны, что я особо этому не удивляюсь.

А вот некоторым людям не хватает чудес, говорят: «Почему раньше они так часто происходили, а сейчас такая скудость на чудеса?»

– Я бы так не сказал. Мне кажется, сейчас чудес даже больше. Взять хотя бы то, что иконы мироточат, сейчас это происходит гораздо чаще, чем было когда-то в древности. Например, сегодня пришла женщина, которая вдохновлена таким событием. У нее возникло некое заболевание, и нужно было срочно оперироваться. Она, как православная христианка, прежде того решила принять таинство Елеосвящения. Пособоровалась и на следующий день отправилась в больницу. В больнице ей сделали УЗИ (или рентген, точно не помню) – причина операции исчезла.

А сколько у меня в жизни было случаев, когда человека уже приговорили и даже выписали из больницы домой умирать, я его соборовал, а он потом своими ногами приходит к доктору и говорит: «Спасибо, доктор». Тот чуть не в обморок падает и говорит: «Не может быть!» Но с другой стороны, вот таинство Елеосвящения: очень много случаев, когда происходит полное исцеление. А этот случай произошел сегодня.

Видимо, люди либо привыкли к каждодневным чудесам, которые Господь творит, либо ждут чего-то сверх...

– Что-то и не замечается, потому что люди говорят «случайность». Или сколько раз в своей жизни человек говорит «повезло». А кто его привез-то к этому? Просто это неправильная интерпретация. А раньше человек, если урожай – он благодарил Бога, а если неурожай, искал в своей жизни того, чем он Его прогневал.

Каялся Богу.

– Да, конечно, и находил.

Вопросы телезрительницы: «С точки зрения Православия кто такой Аллах?» Второй вопрос: «Как Иисус Христос будет судить правоверных мусульман?»

– Аллах по-арабски значит Бог. Поэтому мы тоже можем говорить Аллах. По-русски – Бог, по-английски – God, а по-арабски – Аллах.

По поводу второго вопроса: я даже не знаю, будет ли Он их судить. Но у нас есть Евангелие, которое нас судит, и Страшный Суд в Евангелии описан. Христос сказал: «Болен был, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне; голоден был, и вы накормили Меня; странен был, и вы приняли Меня». Если мы так любим своего ближнего – по-христиански, то Господь может и принять такого человека. Человека, который другому совершенно невинному человеку режет голову, вряд ли Господь примет в Царство Божие.

А уж как Он будет судить – это не наше дело.

– Да мы не можем этого даже понять.

Этот Суд будет точно не по человеческой справедливости.

– Нет, не по человеческой. Нам этого не понять, у нас такого опыта нет.

Вопрос: «На Страшном Суде Господь отделит людей по тому, относились ли они милосердно к своим ближним или нет. Но ведь нет абсолютно хороших и абсолютно плохих людей, значит, будут некие весы, на которых будут взвешивать количество добрых и злых поступков. Так ли это?»

– Нет, совершенно не так. Просто, как сказано в Писании, из своего сердца человек износит сокровища добрые или злые. Если у человека сердце по своей сути милующее, этот человек приятен Богу. Если человек жестокий, то он Богу не приятен. Что значит «приятен Богу»? Это значит Дух Святый, Который исходит от Аллаха (если использовать арабское слово), когда приходит в сердце человека, очищает его «от всякия скверны». В сердце жестокое, злое, завистливое, гневливое, блудное Он войти не может, поэтому не может и очистить человека. И отделяются люди не по количеству поступков, а по качеству сердца.

Если сердце доброе, то все поступки человека добрые, а если сердце злое – все поступки злые. Даже если человек и пытается сделать что-то доброе, есть такое русское выражение «с грехом пополам». Берем бочку меда и наливаем в нее два ковша дегтя. Можем мы этим медом торговать на рынке? Нет, он безнадежно испорчен. Так и сердце человека. Поэтому хотя мы и говорим Суд Божий, но это зависит от самого человека. Бог судит не за поступки, а за качество человеческой души.Каждому человеку дана жизнь. Кем он стал в результате этой жизни? Если он стал добрым, хорошим, милующим людей и всякую тварь человеком – это одно качество. А если он не милующий, а наоборот, головы людям режет, то такой человек жестокий, злой. Как он может к Всемилостивому Богу попасть в объятия? Конечно, Господь его вынужден отделять от общения с другими.

Но нет человека, который был бы безгрешен. Он добрый, но бывает раздражителен, он милостивый, но бывает с чувством неприятия.

– Но один человек со своею раздражительностью борется, и считает себя неправым в своей раздражительности, и молит Бога о том, чтобы Он его от раздражительности избавил. А другой свою раздражительность оправдывает несовершенством людей: «Я раздражаюсь, потому что мой полугодовалый сын кричит». Он не говорит: «Я раздражаюсь, потому что я гневлив», но «я раздражаюсь, потому что я устал». Но ведь это не может быть оправданием.

И вот тогда эта раздражительность и будет ложкой дегтя во всю его добрую жизнь.

– Безусловно.

Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Когда я иду на Исповедь, никак не могу сосредоточиться на чувстве покаяния. Знаю, что должно быть покаяние и раскаяние, но не могу понять, что это за чувство, и от этого впадаю в смущение. Разъясните мне, пожалуйста».

– Нет ничего проще. Дело в том, что покаяние – это не чувство. Покаяние – это действо, это изменение человека в ту сторону, которую указал Господь. А чувства могут быть, а могут не быть, это совершенно неважно.

Часто человек действует против своих чувств.

– Грешный человек всегда, когда уверует в Бога, начинает действовать против своих чувств. Он борется с чувством зависти, с чувством гнева, блудным чувством, с чувством сребролюбия, жадности, со всеми греховными чувствами он борется. Каким образом? Он обращается к Богу, и он всячески воздерживается от этих чувств. Потому что эти чувства, которые есть в человеке, Богу не угодны. И вот это изменение чувств, изменение мыслей, а вместе с тем изменение и поступков, называется покаянием.

Но начинается именно с изменения поступков или чувств?

– Нет. С изменения мыслей. Сначала каждый грешный человек считает себя правым. Подходит ко мне недавно мальчик семи лет и говорит: «А меня вот этот мальчик обидел». Я тут же зову этого мальчика и спрашиваю: «Ты зачем его обидел?» Он говорит: «Потому что он меня толкнул». Я говорю: «Но виноват-то ты. Ты же его толкнул, а потом он тебе ответил. А ты обижаешься. Ты должен обижаться на себя, потому что ты первый начал». Он застеснялся и отошел. Он думал как: раз мальчик его тоже толкнул, он на него сейчас пожалуется, и я ему еще… Он такой наивный – семь лет всего человеку.

Взял и половину события отрезал.

– Да, потому что ему семь лет. Он еще не знает ничего о покаянии, ничего не понимает. И ему взрослый дядя с бородой объясняет, что «вина не его, а твоя». Поэтому человек, который верует в Бога, всегда вину ищет в себе. А человек, далекий от Бога, ищет вокруг. Все кругом виноваты, начиная с Господа Бога, потому что человек всегда бывает Господом Богом недоволен. Он недоволен отцом, матерью, братьями, сестрами, недоволен учителями, сотрудниками, недоволен теми, кто окружает на работе, недоволен пищей, одеждой, недоволен, как к нему обращаются. Всем недоволен: то одним, то другим, то третьим, то десятым. А человек, который близок к Богу, настолько всем доволен, что за все Бога благодарит.

То есть по чувству недовольства можно определить собственное отношение к Богу?

– Можно. Если ты всем недоволен – пропало твое дело.

Потому что люди разделяют эти состояния: да, действительно, жизнь тяжелая, а Бога я люблю, Бога я почитаю, Бог мне помогает, а люди не понимают.

– Что значит, люди? Каждый человек сам должен людям помогать, а уж люди никогда не ответят добром. Даже смешно на это надеяться. Когда это случается, это всегда удивительно.

Вопрос телезрительницы: «Год назад полицейские убили моего мужа одним ударом. Почему-то меня все священники успокаивают и говорят: «Ты радуйся, он мученик, он попадет в Царствие Небесное». Так ли это?»

– Это не я решаю. И я же не знаю вашего супруга. Может, он каждый день вас бил?

Телезрительница: «Нет, он самый лучший на свете».

– Вы так считали и два года назад?

Телезрительница: «Да, я всю жизнь с ним прожила, у нас остался сын 14-ти лет. И еще бы прожила с ним всю жизнь».

– А сколько вы с ним прожили?

Телезрительница: «Двадцать пять лет».

– Неплохо. Он Богу молился?

Телезрительница: «Молился, нестабильно, но молился. Видно было, что он человек верующий».

– А причащался ли он Святых Христовых Таин?

Телезрительница: «Редко».

– Но причащался. Замечательно. А за что его убили?

Телезрительница: «Полицейские были пьяные, а он их оскорбил. Что там у них точно было, не знаю, я даже на суд не могла ходить. Убили одним ударом: полицейские знают, куда бить. Потом положили на линию, ему ногу там отрезало. В общем, вот так…»

– Если бы я знал этого человека, то, наверное, подумал, что Господь забрал его Себе и через такие большие предсмертные страдания очистил его душу тем, что ему не хватало. Я бы так решил. Как его зовут? Я тоже за него помолюсь.

Телезрительница: «Его зовут Виктор. Я думала, что сама попаду в сумасшедший дом, потому что отняли самое дорогое. И успокаиваюсь тем, что мне духовный отец говорит: «Успокойся, он у себя дома, Господь сделал попущение, значит так Господу угодно».

– Это понятно, с одной стороны. Богу было угодно его призвать. А никакое злое дело Богу совсем не угодно, ничего угодного в этом нет. Угоден Богу его переход в Вечность именно в этот момент его жизни.

Телезрительница: «Значит, это все сделалось по Божией воле. А чья была воля убийц? Понятно, дьявола».

– Конечно, дьявола.

Телезрительница: «Я не могу понять: как же тут одно дело хорошее, а другое плохое? Как это все понять?»

– А вот так это все бывает. Спрашиваешь у мамы: «Ты своего ребеночка любишь?» Она говорит: «Очень люблю». Второй вопрос: «А чего же ты на него так орешь и ругаешь его такими словами?» В человеке все так перемешано.

Телезрительница: «Отец Димитрий, скажите мне на утешение: может он попасть в Царствие Небесное? Он не считается мучеником?»

– Нет. Мучеником называется тот, кто погиб за веру, а он страдалец. Я думаю, что если Господь дал ему возможность перед смертью пострадать, то решил его спасти. Обычно таким хорошим людям, которые как-то не очень радеют о чтении Евангелия, о Причастии, не очень большие молитвенники, Господь дает в конце жизни пострадать и тогда восполняет то, что им не хватает. Я смею надеяться, хотя и не уверен в этом, что вашего мужа Виктора Господь так призвал к Себе.

Вопрос: «Как понять слова из Евангелия от Матфея: «Претерпевший до конца спасется»? Что должен претерпеть человек и в каких случаях?»

– Все.

Все, чему Господь судит быть в его жизни?

– Представь себе некого человека, которого в семье кто-то все время дразнит. Он терпит год, два, пять, десять, а потом берет утюг, как даст по голове – и убил. Это о чем говорит? Что он до конца не дотерпел. А если бы дотерпел до конца, душу свою спас бы.

А есть вещи, которые не должно человеку терпеть?

– Есть. Например, депрессия, нужно обязательно сразу начинать лечение. Что еще из таких вещей, когда нужно сразу принимать меры?

А если при человеке постоянно ругаются матом? Домашние, предположим. Нужно потерпеть?

– Нет, зачем? Это можно прекратить.

Одна женщина мне сегодня рассказывала, что ее старая подруга говорит на этом языке. И она никак не может эту подругу остановить.

– Надо прекратить с ней общение, да и все.

Жалко. Она одинокая, старая, больная.

– Надо ей сказать: «Когда я прихожу, ты не ругаешься. Как только слово скажешь, я одеваюсь и ухожу». И все. И она, как миленькая, не будет ругаться. Это абсолютно точно.

То есть такое сквернословие, даже не в твой адрес, а при тебе, не терпеть?

– А зачем?

Опять же, потерпеть надо немощь другого.

– Нет. Это сюда не относится.

То есть такие вещи не полезны для души?

– Например, кто-то при тебе обижает слабого. Тебе это очень неприятно и ты терпишь.

Это трусость и малодушие.

– Христианин должен обязательно вмешаться. Очень многие люди приходят на Исповедь и говорят: «Вот, я не подошла…я не помогла…я чего-то растерялась». А отчего человек теряется? Оттого, что он никогда никому не помогал. А когда это случилось уже под носом, он теряется, потому что для него это новая вещь. А если человек, наоборот, всегда реагировал, старался помочь, он никогда не теряется в этой ситуации. (Окончание в следующем номере)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс