Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Человек должен понять, что другой для него важнее, чем он сам. Ведь так пришел Христос. Не чтобы Ему служил кто-то, а чтобы Он Сам послужил другим. И Он служил, умалил Себя ради служения другим.
Что есть тайна Троицы? Когда каждое из Лиц, Ипостасей Святой Троицы всецело дает бытие Другим Лицам Святой Троицы. Никто, ни в одно мгновение вечности не считает бытие Своим, только так Они и являются Едиными в трех Ипостасях, как говорит об этом святой Максим Исповедник. И вот этот образ жизни – для другого, отдавание ему того, что я должен отдавать все время, всю силу, всю теплоту, все знание, все молчание, всю молитву, есть полнота христианской жизни. Тот, кто сможет каждое мгновение своей жизни жить в Боге для другого, тот достигает совершенства.
Но эта мера совершенства недоступна для человека, путь к этой вершине, может быть, бесконечен. Но каждый понимает, заглянув в собственное сердце, как сжимается наше маленькое человеческое сердечко от самой мысли об этом – как же так жить? Все время другому? Всю теплоту другому? Всю жизнь отдать другому? Не мгновенно, так, разом: «Возьми мою кровь», – и умереть, а вот так, по капельке, каждое мгновение своей жизни источать самого себя тому, кто по Промыслу Божию оказывается рядом с тобой. Это невероятно, невыносимо тяжело. Но именно такое понимание христианской жизни ставит перед нами бесконечную перспективу труда, делания и созидания самого себя в любви, как скажет об этом апостол Павел в Послании к Ефесянам.
При таком понимании христианской жизни ни у кого никогда не возникнет проблем с Исповедью и покаянием – каждый будет видеть, как этот маленький самобытный внутри каждого сидящий ветхий человечек живет, как он кричит, ругается, пищит от того, что он хочет, чтобы что-то было и для него же сделано. Он хочет и сам пожить, а не только все делать для Бога и для других. И каждый увидит, что это перспектива целой жизни, да и целой жизни будет для этого мало. И никто не может в этом до конца усовершенствоваться. Но тогда, еще раз повторю, не будет проблем с Исповедью, с покаянием, каждый будет видеть каждый день, каждый час, каждую новую Исповедь, как неправильно он прожил этот день, эту неделю, этот месяц, как силен в нем дух жизни для самого себя, дух автономного существования: никто не нужен, и я ни от кого не завишу.
Вот и борьба тогда станет предметной, тогда понятно станет зачем молиться, от чего поститься, что я хочу в результате этого получить, за что борюсь. Что же такое Царство Небесное, к которому я стремлюсь? Готов ли я к нему? Когда каждый в Царство Божие войдет, он увидит, что там выжить может только тот, кто научился жить не для себя, ведь в Царстве Божием все живут не для себя.
И далее апостол Павел, как бы возвращаясь к теме, которую он поднимал в 8-й главе этого же Послания, говорит:
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести.Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
Стих 23-й говорит о том, что, хотя все мне, грубо говоря, можно, но не все мне полезно, не все меня назидает. «Назидает» – слово славянского происхождения, «созидать, строить, зодчий» отсюда произошло. То есть не все способствует строительству моей жизни во Христе, не все помогает мне созидать собственную жизнь – не просто полезно (есть вещи вредные и для здоровья, и для души), как несколько утилитарно понимают некоторые слова апостола Павла.
Вопрос стоит несколько иначе. Апостол Павел полезность рассматривает с точки зрения, если хотите, архитектурной. Не всякий элемент, сам по себе хороший, может использоваться в созидании именно этого здания. Может быть, липа хороша сама по себе, из нее можно сделать замечательные какие-нибудь резные ворота или ставни. Но если мы попробуем использовать ее для несущих конструкций 20-этажного дома, вряд ли она для этого подойдет, нужны другие материалы. И именно с этой точки зрения – не всякие вещи, сами по себе хорошие, могут быть полезны именно мне, именно для строительства моей жизни во Христе. И каждый, разумеется, должен знать самого себя – знать, что он может, что ему помогает строить свою жизнь, а что вредно.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.