Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №38 (839)
Вопрос от телезрительницы из Томска: «Всем известно, что к Причащению надо читать молитвенное правило, соблюдать пост. Мои хорошие знакомые возразили: «Где в Священном Писании об этом сказано? Это придумано впоследствии». Батюшка, посоветуйте, что можно ответить этим людям?»
– Вам очень повезло. Наверно, вы встретили тех же самых людей, которых часто встречаю я и любой священник. О таких можно правомерно сказать: «горе от ума». Святитель Николай Сербский, великий богослов XX века, отзывался о них более резко: «Что может быть хуже негодяя? Образованный негодяй».
Да простит нас Господь и телезрители, но есть шибко грамотные в собственных глазах люди. И чтобы смутить верующего человека, они задают такие вопросы. Обратите их внимание на то, что в последнем стихе Евангелия от Иоанна (14, 26) сказано как раз то, о чем мы говорили чуть ранее: о многом, что сотворил Господь, в книгах не написано. «Дух Святой Утешитель, Которого пошлет Отец во имя Мое, напомнит вам все, о чем Я говорил вам». В день Пятидесятницы на апостолов снизошел Святой Дух, и Он пребывает в Церкви, напоминая то, о чем говорил Господь. Поэтому мы должны прислушиваться к голосу Церкви, доверять ей.
Если хотите конкретики, в Евангелии от Матфея в 22 главе с 1-го по 14-й стих есть притча Господа о званых на брачную вечерю. Почитайте ее и толкование святых отцов на эту притчу и предложите почитать своим знакомым, задающим вопросы.
Господь многих призвал на торжество – говоря о Царствии Божием, Христос приводит аналогию, понятную для людей: что на земле может быть лучше и торжественнее, чем брачный пир в доме царя? Господь говорит в этой притче: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачную вечерю для своего сына». Царь звал гостей, но все отказались. Он вновь посылает слуг, чтобы они позвали всех, кого найдут, – и брачный пир наполнился возлежащими. И вот заходит господин и видит одного человека, одетого не в брачную одежду. В древности была такая традиция: приходя на брачное торжество, человек омывался в определенной комнате, и ему даром давалась новая одежда, соответствующая величию и важности момента. Раз человек дерзнул войти туда, где проходит торжество в грязном рубище, значит он проявляет неуважение к хозяину, пригласившей стороне. Когда Господь рассказывал эту притчу, все, кто Его слушал, понимали данную аналогию, так как тогда это было само собой разумеющимся. Христос сказал: «Взирая на этого человека, господин говорит: «Друже (он продолжает называть его другом), как ты вошел сюда, не имея одеяния брачного?» А тот промолчал: нечего было ответить. Царь приказал, связав ему руки и ноги, выбросить во тьму внешнюю.
Святитель Иоанн Златоуст и другие святые отцы Церкви толкуют эту притчу в следующем ключе: когда мы приступаем к Чаше спасения без подготовки, мы приступаем к ней, будто не имея брачного одеяния – не очистив душу изнутри от смрада греховных привычек Господь спрашивает голосом совести: «Как ты дерзнул подойти, не имея одеяния брачного?» И нечего на это возразить. А под этим: «связали руки и ноги и выбросили во тьму внешнюю» – подразумевается то, что происходит с человеком, который причащается недостойно.
Наверно, все вы, дорогие друзья, знаете (а может быть, кто-то испытывал такое состояние на собственном опыте), что бывает такое: человек причастился – и у него вместо радости, умиротворения и прилива духовных сил, которые помогают дальше нести жизненный крест, возникает беспричинное раздражение на всех, даже на самых ближних, гнев, печаль, подавленность, уныние, ничто не мило. Казалось бы, ты причастился в воскресный день, почему же тебе так плохо? Вплоть до головокружения и более тяжелых физических заболеваний. Святой апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: «Потому многие из вас болеют и умирают, что недостойно причащаются». Так и ответьте вашим дорогим шибко грамотным друзьям.
Вопрос от телезрителя из Москвы: «Я знакомлюсь с проектом документа «О церковном браке», который опубликован на сайте Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В пункте 11 раздела III «Прекращение брака» говорится (цитирую дословно): «Неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством, является одним из веских оснований для расторжения брака». Мне представляется, что оставлять больного человека не совсем по-христиански. Что Вы думаете?»
– Благодарю, что вы знакомитесь с этим документом. Всем вам, дорогие друзья, кто сейчас смотрит нашу программу или будет смотреть в записи, рекомендую с ним ознакомиться. Оставляйте свои комментарии и вопросы, старайтесь активнее участвовать в современной церковной жизни, не будьте безразличными.
В Евангелии Господь наш Иисус Христос называет только одну-единственную причину, по которой брак считается расторгнутым: если одна из сторон совершила прелюбодеяние (то есть произошла супружеская измена). Прелюбодеяние будто рассекает супружеский союз, о котором Господь говорит в Священном Писании: «То, что Бог сочетал, человек да не разлучает».
По мере развития общества далеко не в лучшую сторону Святая Церковь была вынуждена признавать новые и новые поводы, объясняющие или оправдывающие расторжение супружеского союза. В угоду людям и эпохе в Синодальный период было зафиксировано уже четыре причины, позволяющие считать брак расторгнутым, а в документе, на который вы сейчас обратили внимание, указано уже 11 причин.
Конечно, 11-й пункт, который вы озвучили, вызывает недоумение и смущение. На собрании духовенства в нашем благочинии священники тоже обращали на это внимание. Не секрет, что в современном ритме жизни немудрено получить какое-то увечье, физическую или душевную травму. Как можно оставить родного, близкого тебе человека, члена семьи, если он стал инвалидом (например, попал в аварию и теперь находится в инвалидной коляске)? Нравственно ли с христианской точки зрения расторгнуть брак только на этом основании? Ясно, что это не по-христиански. Христианская совесть подскажет каждому из нас, что неправильно просто оставить человека.
Разумеется, тут надо сделать важную оговорку: болезнь болезни рознь. В одном из пунктов документа описывается тяжелая форма алкоголизма и наркомании, буйное помешательство, когда человек становится опасным для общества, в том числе для жизни супруги и детей, а иногда и для самого себя. По-моему, 10-й пункт говорит, что если человек представляет опасность для других (может лишить других жизни), предоставляется судебное освидетельствование, и, естественно, это расторгает супружеский союз. Если же это душевное заболевание, не представляющее опасности для жизни (например, депрессия), то бросать любимого человека и искать другого на этом основании не по-христиански. Мы все это прекрасно понимаем. В чем же тогда заключается несение жизненного креста? Как понять слова святого апостола Павла: «Друг друга тяготы носите»? Неужели от любимого человека мы можем принимать только доброе?
Вопрос от телезрительницы из Подольска: «Недавно я смотрела ролик, в котором батюшка говорил, что дьявола, как и Бога, нельзя хулить и нужно относиться к нему с благоговением как к образу Божиему. Меня это очень сильно смутило. Хотелось бы услышать Ваше мнение – что же такое хула на дьявола, и можно ли говорить о благоговении к нему?»
– Сразу скажу, что ваш вопрос ставит меня в деликатную ситуацию – это видеоролик священника, и, получается, мне сейчас надо комментировать ответ своего собрата. Прежде чем это сделать, хочу оговориться, что мы не осуждаем и не обсуждаем самого батюшку, очень талантливого, умного, ревностного, замечательного, доброго пастыря, который стоял у истоков этого видеопроекта. Напротив, мы желаем ему помощи Божией, чтобы Господь преумножил его таланты на благо Церкви и спасения его души.
Я знаком с этим видеопроектом, в котором священники отвечают на вопросы пользователей социальных сетей. Один из вопросов звучал так: «А можно ли хулить дьявола?» С моей точки зрения, вопрос изначально поставлен неправильно. И, как мне кажется, батюшка поступил опрометчиво, начав на него отвечать, так как мы хорошо знаем: если вопрос поставлен неправильно, отвечая на него, мы уклоняемся от темы.
В ответе священника нет ссылок ни на Священное Писание, ни на творения святых отцов Церкви, ни на догматические постановления Вселенских или Поместных Соборов, ни на богослужебные тексты, в которых тоже заключается много догматических истин. Он говорил от себя, привел свое видение, свои соображения. В своем ответе батюшка говорит, что подобно тому, как к любому грешнику мы должны относиться с благоговением, так же мы должны с благоговением относиться и к дьяволу, потому что он тоже создание Божие и образ Божий. Хочется подчеркнуть, что понятие «благоговение» здесь неуместно – мы относимся (и должны относиться) к грешнику с любовью, состраданием, милосердием, терпением, но любви к греху быть не должно.
То есть умозрительно надо отделять человека от греха. Мы не относимся к грешному человеку с благоговением. Не может быть никакого благоговения к образу греховной жизни. Термин «благоговение» применим только к Богу и священным понятиям и предметам – это духовная чуткость: преподобный Паисий Святогорец говорит: «Духовная чуткость – когда человек везде и всегда осознает себя в присутствии Божием».
Когда мы видим грешника, у нас такого чувства возникнуть не может. Думаю, если батюшка пересмотрит свой ответ, он сам поймет, что ответил немножко опрометчиво. Тем более не может быть благоговения к врагу нашего спасения дьяволу: оно совершенно к нему неприменимо. Далее в своем ответе батюшка говорит, что «нельзя хулить дьявола, потому что это неправильно и нечестиво». Посмотрите, как высказывались о духах злобы поднебесной святые отцы Церкви. Преподобный Паисий Святогорец, наш современник, в первом томе своих творений «С болью и любовью о современном человеке» называет дьявола «тангалашкой» (это греческое слово, аналог понятия «недалекий», «глупый»). Одна из сестер сказала: «Геронта (старец), я очень боюсь дьявола». Он ответил: «Что ты его боишься? Дьявол самое настоящее гнилье». Из слов старца мы видим, что он говорит о враге нашего спасения отнюдь не с благоговением.
Я искренне советую этому батюшке, если он сейчас смотрит нашу программу или когда-нибудь будет ее смотреть, удалить ролик, который смущает многих людей. А совет всем нам, дорогие друзья (и мне в том числе): не нужно стремиться сразу отвечать на каждый вопрос. Поверьте, нет ничего зазорного, если православный христианин, видя, что вопрос или неправильно поставлен, или очень сложный, или даже с подвохом, просто благоразумно уклонится от ответа, скажет: «Извините, я не знаю». Немудрено, что даже опытный, ревностный, грамотный священник может ошибиться, пытаясь ответить на провокационные вопросы. Святой псалмопевец Давид в Псалтири говорит: «Всяк человек ложь». Мы все немощные, и никто не застрахован от ошибок.
Благодарю вас за вопрос и рекомендую самим встретиться с этим батюшкой или позвонить ему и смиренно и вежливо, без претензий попросить его удалить это видео с ответом, которое вас (и не только вас) смущает.
Вопрос от телезрителя из Алупки, протоиерея Владимира, настоятеля храма Александра Невского: «Хочу вернуться к началу передачи. Вы говорили о Святом Писании и Святом Предании. Вы как священник знаете, что на приходе всегда много литературы, а времени на нее не хватает. Что бы Вы посоветовали почитать о Святом Предании из краткого, но емкого?»
– Вы правильно отметили, что литературы много, времени на ознакомление с ней не хватает, а невоцерковленным или только воцерковляющимся людям тяжело разобраться в обилии полезных, хороших и интересных книг. Перед такой проблемой стоит каждый священник: хочется почитать одну, две, три книги, в которых можно найти побольше душеполезной информации, которая укрепляет веру и действительно приближает к Богу, а не той, что отягощает сознание, а потом думаешь, как бы побыстрее ее забыть.
Я бы мог посоветовать (не на правах рекламы: я ничего за это не имею, и это не значит, что другие книги хуже) и пастырям, и мирянам книгу святителя Иннокентия Херсонского, великого отца Церкви, богослова XIX века, «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Это его докторская диссертация. Он удивительно талантливо, с любовью, очень живо и образно написал о последних днях жизни Господа. Евангельские события будут проходить перед вашими глазами. Эта книга читается очень легко. Особенно полезно почитать ее в дни Великого поста.
Есть книга мученика святителя Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка». Святитель жил на рубеже XIX–XX веков. Толкование Евангелия от Марка адресовано молодежи. Тогда многие были отравлены революционными, нигилистическими взглядами. Книга очень современная, в ней приводится не только толкование Евангелия, но и много назидательных примеров из истории Церкви. Много полезного в одной книге.
Советую книгу архимандрита Тихона (Агрикова), духовника Троице-Сергиевой лавры и одного из лучших преподавателей Московской духовной школы, «У Троицы окрыленные». Эту книгу по праву можно назвать Троицким патериком XX века. Архимандрит Тихон пишет о старшей братии, которая подвизалась вместе с ним. Пример многим владеющим пером: как можно писать о разных людях с такой любовью, чтобы подметить в них самые лучшие качества. Даны не только жизнеописания, но и обильный материал из житий святых, случаев из духовнической практики. Это книга, которая действительно укрепит вашу веру.
Если нападает уныние, печаль (а в наше время это тоже бывает), полезно почитать книгу преподобного Силуана. Она разделена на две части. Сначала архимандрит Софроний (Сахаров) пишет о преподобном Силуане (богословское осмысление), а вторая часть – писание самого преподобного Силуана о том, что ему открывала благодать Духа Святого, что полагал на сердце Господь. Написано просто, но укрепляет веру и помогает от уныния и печали.
Если мы желаем лучше понимать и любить богослужение, почитаем книгу святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Это его дневник. Можно читать понемножку, по две-три страницы каждый день. Праведник и чудотворец Иоанн Кронштадтский еженедельно служил Божественную литургию, знал службу как никто другой. Посмотрите, какие его посещали размышления, какие у него оставались впечатления от богослужений. Полезно почитать тем, кто любит сокращать, реформировать и «улучшать их на благо людей».
Книгу «Нам оставлено покаяние» написал игумен Никон (Воробьев), подвижник XX века. Она тоже очень актуальна для нас: важно понимать, через что прошли люди (пастыри, архипастыри) в советскую эпоху. За веру надо уметь пострадать. Веру надо ценить. Это не какая-то интеллектуальная осведомленность, что Бог есть. Она понуждает тебя менять свою жизнь.
И, конечно, советую всем читать книги старца Паисия Святогорца. У него есть пять томов: «С болью и любовью о современном человеке», «Духовное пробуждение», «Духовная борьба», «Страсти и добродетели» и «Семейная жизнь». Сейчас вышел шестой том – «О молитве».
Читайте и другое, что пожелаете. Я советую все вышесказанное, потому что знаю, что эти книги очень полезны.
Расшифровка:
Арсения Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.