Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
3 октября 2015 года в конференц-зале Духовно-просветительского центра Екатеринбургской епархии состоялась научно-просветительская конференция: «Любовь выше закона», посвященная Причащению Святых Христовых Таин.
Конференция проводилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ее тема: «Любовь выше закона»: различия подготовки к Евхаристии жителей мегаполисов, небольших городов и сельской местности».
В качестве почетных гостей в мероприятии участвовали митрополит Курский и Рыльский Герман, епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, епископ Манхэттенский (РПЦЗ), викарий Восточно-Американской епархии Николай, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.
Конференц-зал Духовно-просветительского центра Епархиального управления не смог вместить всех желающих. Многие заняли места в холле. Благодаря акустической системе доклады могли слышать и те, кто находился вне зала. Известные в России и за рубежом ученые-богословы подготовили доклады о различных аспектах таинства: прот. Афанасий Гикас ( «Духовные заметки о таинстве Божественной Евхаристии»), прот. Валентин Асмус («Православное и лютеранское учение об Евхаристии»), прот. Вадим Леонов («Прецедент как аргумент в литургике и богословии»), иер. Михаил Желтов ( «Правило ко Святому Причащению»); иер. Михаил Асмус («Евхаристия и поминовение»), Н.Ю. Сухова («Богословие Евхаристии в трудах и жизни архимандрита Киприана (Керна)»), А.Г. Зоитакис («Евхаристия и Божественная литургия в учении участников «филокалического возрождения»).
Открыл встречу архипастырским приветственным словом митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:
– Ваши Преосвященства! Уважаемые гости! Дорогие отцы, братья и сестры! Молитва и богослужение, в особенности святая Евхаристия являются средоточием нашей христианской жизни. Мировые катаклизмы в виде мировых воин, революций, гонений и прочих бед XX в. актуализировали вопрос: «А в чем заключается сердцевина церковной жизни?» И сама Церковь в разных концах земного шара еще глубже восприняла слова апостола Павла о Церкви как Теле Христовом. Таким образом, XX век стал временем Евхаристического возрождения. Об этом еще до событий 1917 года писал праведный Иоанн Кронштадтский, приложивший немало усилий, чтобы таинство Благодарения теснее коснулось каждого. «Божественная литургия есть поистине Небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, Приносящим и Приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии!» – писал всероссийский батюшка. Но особенно сильна и очевидна для каждого стала Евхаристия как стержень церковной жизни в период гонений. В то время, когда практически разрушена и уничтожена церковная организация, всякая внешняя система, таинство Святого Возношения не прекращало совершаться в тайге, в ссылках, в лагерях, открыто и тайно. Все в условиях, когда завтра каждый мог быть расстрелян, теряло смысл, кроме таинственного соединения с Самим Христом, ради которого верные Богу люди были готовы вновь и вновь претерпевать страдания и вновь и вновь, не смотря ни на что, совершать Божественную литургию. Это касалось не только тех, кто оказался в лагерях, или ссылках, но и тех, кто всеми силами сопротивлялся закрытию храмов, участвовал в нелегальной церковной жизни. Это возвращение к Евангельским корням, соделование своей жизни благодарением Богу за Его спасительное Пришествие в мир и спасение человека, и есть главный смысл новозаветного бытия, которое не мыслится без соединения своей жизни со Христом. В наше непростое время, когда внешняя свобода дает свои вызовы, очень важно за ней не потерять то самое главное в церковной жизни, ее сердцевину – Евхаристию: все в Церкви тесно связано с именно с литургической жизнью, и является ее продолжением. «Наше учение согласно с Евхаристией и Евхаристия с учением», – писал в III веке свт. Ириней Лионский. Однако в нашей церковной жизни немало есть проблем в отношении к святому Причастию, разного рода крайностей, непонимания сути таинственного соединения со Христом. Эти и другие проблемы нашей жизни мы с вами и призваны обсудить на нашей конференции, которая посвящена таинству Причащения Тела и Крови Господней. Совсем недавно положение «Об участии верных в Евхаристии» одобрено на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. Принятый документ фиксирует в основном практику современной жизни Русской Церкви. Одна из важных тем документа – индивидуальный подход к каждому человеку, учет различных сторон, и прежде всего – пастырское отношение к подготовке к участию в Таинстве Таинств.
«Ядущий и пиющий без рассуждения – в суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29) – пишет апостол Павел. Однако, рассуждая о таинстве святого Причащения, мы по завету многих святых подвижников должны сохранять благоговейное отношение к таинству, не забывая, что в нем мы причащаемся истинному Телу и истинной Крови Христа Бога Нашего.
Наша конференция имеет две части – теоретическую и практическую: нельзя говорить об Евхаристии только теоретически, очень важно жить ей. Поэтому сегодня мы обсуждаем с вами тему святой Евхаристии здесь в зале, а завтра все верные приглашаются к участию в святой Литургии в Храме-на-Крови.
Желаю всем участникам конференции плодотворной работы. Хочется, чтобы полученные знания не только остались в нашей памяти, но и стали частью нашей жизни. Божие благословение да пребывает со всеми нами.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.