Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (833) → Протоиерей Константин Пархоменко: Психологический портрет Господа нашего Иисуса Христа

Протоиерей Константин Пархоменко: Психологический портрет Господа нашего Иисуса Христа

№32 (833) / 25 августа ‘15

Беседы с батюшкой

Непривычно слышать сочетание психологических терминов с именем Господа нашего Иисуса Христа...

– Да, тема провокационная, необычная, абсолютно с вами согласен. Часто в нашей церковной действительности мы Господа мифологизируем: привыкли, что Он на иконе, далекий, покрытый позолотой, восседающий на троне, нереальный, неземной. Бывает, и со святыми такое происходит: когда мы читаем житие святого, то перед нами не встает реальной личности этого человека. Мне, к примеру, больше нравится читать биографию святого праведного Иоанна Кронштадтского, чем его житие, потому что, когда читаешь биографию, перед тобой встает реальный живой человек. С Господом и Спасителем то же самое. Господь наш – Богочеловек, в Нем Божество и человечество были соединены вместе, но в реальности мы делаем крен в сторону Его Божественной стороны. Правильно иметь взвешенный подход: когда мы можем увидеть в Нем и человеческое, а не только подчеркивать Божественное.

Однажды, когда я был еще студентом духовной семинарии, меня поразила проповедь архиепископа Михаила (Мудьюгина), профессора, находящегося тогда в возрасте около 90 лет. Он служил в академическом храме и в праздник, посвященный Богородице, сказал, что все мы прославляем Пресвятую Богородицу, а ведь Она Та, Которая воспитала Своего Сына, научила Его первым словам, вложила отношение к жизни, понимание явлений. Все, что имел Иисус, вложили в Него Мать и мнимый отец Иосиф. Я услышал это, и вдруг для меня по-новому все открылось: мы привыкли, что Пресвятая Богородица находится где-то в стороне, в тени Сына, но ведь именно Она сформировала Его как Дитя, как Ребенка. Это интересная и огромная тема.

Сегодня мы поговорим, Каким был Господь Иисус Христос в обычной повседневной жизни, в реальности. Готовясь к этой передаче, я взял в руки Евангелие и сделал несколько выписок. Буду очень рад, если телезрители позвонят и зададут вопросы по этой теме.

Насколько я понимаю, проблема эта не новая. Ересь монофизитства – это и был отход от человечества Иисуса Христа и акцент на Божественности.

– Да, у нас были разные ереси: арианская ересь делала акцент в сторону человечества Христа, монофизитство – в сторону Божественности Христа. Правильный, взвешенный путь – это гармоническое соединение, когда мы понимаем, что Иисус Христос был Богочеловеком и в Нем было совмещено и Божественное, и человеческое, не подавляющее друг друга, а взаимодополняющее. Тем не менее, человеческое во Христе было раскрыто в полной мере.

Христос, если так можно выразиться, был прекрасным Человеком. Когда я буду называть Христа Человеком, знайте, что я подразумеваю, что Христос – Богочеловек, я не считаю Христа просто человеком, но сегодня в передаче мы будем говорить о Христе как о Человеке. Христос был прекрасным Человеком, и если бы мы с Ним познакомились, то попали бы под обаяние Его Личности. Он великолепно говорил, обладал чувством юмора, деликатностью, был очень мягким, нежным, заботливым человеком.

Вновь и вновь читая Евангелие, во Христа влюбляешься, влюбляешься в Его Личность. Я сегодня расскажу о том, каким Христос представляется нам, когда мы читаем Его поучения. Обязательно надо делать поправку, что мы не знаем на сто процентов, каким Он был, – у нас нет фотографий и репортажных зарисовок; у нас есть Евангелие, которое в каком-то смысле является биографией Иисуса Христа. Но не будем забывать, что Евангелия писались уже после Воскресения Христа из мертвых, Евангелия «окрашены в цвет» Воскресшего Христа. Иначе к Христу относились при Его жизни, и совсем иначе стали относиться, когда Он Воскрес из мертвых: народ уже понял, Кто Он такой, и это бросает отблеск на воспоминания: Христос в Евангелиях изображается уже возвышенный. Поэтому это не совсем биография, а биография в свете воспоминаний об Иисусе Христе после Его Воскресения из мертвых, и мы должны к Евангельским рассказам относиться с известной долей осторожности, если пытаемся реконструировать по ним подлинный образ Христа.

Как-то я давал одно интервью, в котором рассказал, что в Таллинне есть старинное дерево, на котором ножиком вырезано: «Здесь был Леша Ридигер, 1946 год». Это наш Святейших Патриарх, Алексий II, будучи еще мальчиком Лешей, вырезал надпись на дереве, и до сих пор она сохранилась. Тогда на передаче то, что я говорил, вырезали, потому что надпись Леши Ридигера и Святейший Патриарх – вещи несопоставимые. То же самое произошло с Иисусом Христом: Он был одним при жизни, а когда Воскрес из мертвых, Его стали воспринимать и описывать как истинного Сына Божия.

Каким из Евангелия мы представляем себе Иисуса Христа? Поговорим о Его речи, ведь по ней мы узнаем о человеке. Христос получил образование, был умным, и, когда говорят, что Он был неграмотным, это чушь: он прекрасно ориентировался в Законе иудейском, а это принадлежит к сфере земных знаний. Не нужно думать, что Его Божественность сообщала Ему эти знания.

Человеческие знания – это то, что ты получаешь по своему человечеству. Христос был широко развитым Человеком, Он приводил примеры из разных областей. Его красивый, богатый язык можно сравнивать с языком апостола Павла, получившего классическое образование. Речь Христа полна ярких образов. Когда ученые перевели с греческого то, что говорил Христос, на арамейский – родной язык Иисуса, они увидели, что Христос говорил почти стихами:«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них» (Мф., 6, 25–29).

Христос всегда приводит яркие и интересные примеры. У Него очень нежная поэтическая душа – это тоже заслуга Его родителей, в частности Пресвятой Богородицы. Он восхищается красотою полевых лилий, анемонов красных, которыми усыпаны галилейские поля весной. Христос изумляется тому, что Бог питает даже маленькую птичку, которая никогда не умрет с голода. Иисус – очень внимательный Человек. Он размышляет (это тоже не Божественная сторона, а человеческое свойство) о тайнах природы, о загадках мироздания. Христос подмечает то, мимо чего проходят другие, например, зерно, которое бросает человек: что с ним происходит? Христос думает над этим спрашивая: «Чему уподоблю Царство Небесное?»

«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и кáк семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26 – 28). Христос всегда размышляет над этими тайнами и загадками природы. О чем бы Иисус ни говорил, Он предпочитает язык живых, конкретных примеров, никогда не говоря сухо и отвлеченно. Он не философствует, а говорит ярко и динамично. Вместо того чтобы сказать: «Милостыню не подают напоказ», Он говорит: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою» (См.: Мф. 6, 2). Вместо того чтобы сказать, что человеческие отношения гораздо важнее религиозных обрядов, Он говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23 – 24). Очень богатый, образный язык, яркие и интересные обороты речи использует Христос. Он очень наблюдательный, внимательный человек, любит природу, мироздание во всех его проявлениях.

Христос говорит с юмором, с иронией. Часто люди спрашивают: «Почему Христос никогда не смеялся?» Надо пояснить, что Евангелия составлялись по образцу античных жизнеописаний. Ученые-библеисты говорят, что если мы возьмем античные жизнеописания каких-то героев, к примеру Александра Македонского, Юлия Цезаря, сравним их, то увидим, что все они писались по одному образцу и ни Александр Македонский, ни Юлий Цезарь тоже никогда не смеялись. Дело в том, что античный жанр биографии не подразумевает писать об уважаемом человеке, что тот смеялся. Считалось, что смеются простолюдины, а высокие люди, цари, великие люди не смеются. Такая традиция жизнеописания сохраняется и в Евангелии. Но то, что речь Христа была, безусловно, с юмором, мы видим. Христос знал толк в юморе, и, например, такую серьезную мысль: «Что ты смотришь на недостатки другого, на себя посмотри», облекает в юмористическую форму: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3). Кстати, в оригинале нет слов «бревно» и «сучок», а сказано: «Не замечаешь маленькой щепочки, попавшей из-под рубанка, а доски в своем глазе не чувствуешь». Такая трактовка объяснима еще и тем, что Он все-таки вырос в семье плотника Иосифа. А вот другая мысль: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» В оригинале сказано: «Если соль сдуреет, сойдет с ума…» В притче о женщине, которая взяла три меры муки, вложила в них закваску, пока не вскисло все, три меры муки – это почти сто килограммов, что немного смешно. В притче о десяти девах, в которой девы ждут жениха, все они заснули – такие хорошие девы, так ждали жениха, что заснули. Это тоже иронично, юмористично. А жених почему так задержался? Обычно жених перед свадьбой обговаривал с отцом невесты вопросы наследства; получается, что жених жадноватый: задержался до последнего, обсуждая, сколько и какого приданого дадут за невестой. Все в этой притче с ноткой доброжелательного юмора. Христос говорит: «Вы – свет мира» и добавляет: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15). Когда хотели погасить светильник, накрывали его перевернутым горшком, чтобы прекратился доступ кислорода, и лампадка затухала. Христос не просто говорит: «Вы – свет мира», Он говорит: «Вы, христиане, Мои ученики, вы свет мира, вы зажжены, стоите на подсвечнике, чтобы светить всем, входящим в дом». Это очень яркая, интересная речь.

У Христа мягкая, поэтичная душа. Он говорит: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк. 1, 11). В Палестине есть камни, похожие на хлебные лепешки, и Христос здесь говорит про маленького ребенка, например трехлетнего малыша, который приходит к отцу и просит у него хлебушка. Какой отец даст камень вместо хлеба? Или вместо вкусной, копченой рыбы (миноги или угря) даст змею, которая извернется и укусит малыша? Разве такое бывает? «Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лк. 11, 12). Свернувшийся скорпиончик похож на яйцо, и малыш может обмануться. Посмотрите, какая у Христа тонкая, нежная, поэтичная душа! Если ребенок просит у отца хлеб, рыбу или яйцо, никакой отец ни в коем случае не даст своему ребенку камень, змею или скорпиона. Он говорит: «Если люди, будучи по природе злы, никогда гадости своим детям не сделают, то ни тем ли более Отец Небесный ничего плохого нам не сделает». Можно еще много других примеров приводить.

Нам важно увидеть характерные черты психологического портрета Иисуса Христа. Кроме того, что Христос говорит ярко, динамично, интересно, и Его одно удовольствие слушать, Он говорит еще и как власть имеющий. Это тоже интересный момент. Он говорит как человек, облеченный полномочиями от Бога Отца. В Нагорной проповеди Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам…Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам…». Казалось бы, Кто дал Тебе полномочия корректировать заповеди Божии? Ведь нам Бог дал заповеди.

Одна из телезрительниц задает именно такой вопрос: «Насколько разумно вел себя наш Спаситель, и не считали ли Его сумасшедшим в связи с этим?»

– Он вел себя всегда адекватно, но все-таки Его считали иногда немного не в себе, когда Он всего Себя отдавал людям. Сказано в Евангелии, что Он не ел и не пил, даже ученики Его взалкали, стали рвать зерна на поле; часто они не могли поесть и были голодными, потому что Иисус всего Себя отдавал людям. Однажды Он проповедовал несколько дней кряду, исцелял людей, и сказано, что люди думали, что бес в Нем, что не означало, что Он бесноватый, а считалось, что Он сумасшедший. Раньше люди, в которых вошел бес, считались сумасшедшими. И сказано, что за Ним пришли Мать Его и братья Его увести Его. В оригинале сказано: чтобы Его связать и увести, потому что думали, что Он сошел с ума. Он не пьет, не ест, не спит, все время Себя отдает людям; в этом смысле люди считали, что Он ведет себя неадекватно, не как нормальный человек, который не забывает свои интересы.

Что касается языка, речи, то Иисус всегда говорил разумно, четко и конкретно. Если раньше некоторые святые отцы говорили, что Иисус говорил непонятно, то на сегодняшний день библеисты утверждают, что все речи Христа адекватны, понятны, вразумительны и логичны.

Интересно, Христа как Богочеловека что-то сердило, злило? Меня иногда об этом спрашивают люди. Да, Его сердили и злили проделки сатаны в нашем мире. Когда люди наглели и игнорировали заповеди Божии, это тоже Христа сердило: мы помним, как Он изгоняет ревностно торгующих из храма. Я приведу такой Евангельский пример: однажды, когда Иисус пришел к Своему умершему другу Лазарю, то прослезился, потому что увидел плач и рыдания хороших людей, потерявших своего близкого человека. Он заплакал вместе со всеми людьми, но не от жалости к другу, зная, что сейчас воскресит его. Христу было грустно от того, как сатана безнаказанно действует в нашем мире. Дальше сказано: «Иисус возмутился духом». Это выражение не передает всего смысла греческой фразы, в которой сказано, что Христос пришел в крайнюю степень возмущения. На кого Он возмутился? На кого Он рассердился? Конечно, на сатану, который безнаказанно действует и похищает хороших людей из нашего мира. Христос бескомпромиссен в отношении к греху, у Него непримиримое отношение к сатане, бесы трепещут перед Ним: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!». Он же повелевает: «Замолчи и выйди», не хочет даже вступать в беседы с бесом.

Христос имеет огромную любовь к людям. Лично меня до глубины души трогает следующий эпизод, хотя таких эпизодов в Евангелии много, – чудо воскрешения дочери начальника синагоги Иаира. Подходя и кланяясь Ему, этот начальник синагоги говорит, что дочь его при смерти. Иисус сразу спешит исцелить ее, но Христа останавливает кровоточивая женщина, коснувшаяся края Его одежды. Он останавливается и говорит этой исцеленной женщине: «…вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8, 48–50). Христос не дает отцу даже секунды, чтобы испугаться происшедшего, потому что это естественная реакция в данной ситуации. Христос не ждет, что ему скажет тот человек, Он перебивает посланцев словами: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Насколько Христос ценит то, что нам дорого! Христос не хочет нас оставлять в беде ни на секунду, Он не хочет, чтобы нам стало страшно, чтобы мы испугались.

Вопрос телезрительницы: «Иисус Назорей и Иисус Назарянин. Это одно и то же? Вроде бы, назореями считались люди, похожие на монахов, которые не стриглись, принимали обет целомудрия, а назарянин означает, что Он из города Назарета. Как правильно: Иисус Назарянин или Иисус Назорей?»

– Иисус, конечно, не назорей, а назарянин. Не только в литературе I века, но даже и в Новом Завете мы встречаем, что люди думали, что Иисус – назорей. В сознании людей происходила путаница, даже и современные люди путаются. Надо сказать, что эти понятия связаны. Слово «назорей» и «назарянин» имеют единый корень. Считалось, что жители города Назарета дали основание этому движению назореев, которое по имени города Назарета и было названо. Но Иисус не был назореем, Он не был отшельником; Он стриг волосы, ухаживал за собой. Назореи же не стриглись, не брились. Назореем был Иоанн Креститель, Иисус же был назарянином.

Вернемся к теме воскрешений.

– Христос немного воскрешений совершает, всего три: воскрешение дочери Иаира, сына вдовы Наинской и друга Своего Лазаря. Воскрешение Лазаря было необходимо потому, что Иисус Сам собирался идти на Свои страсти и хотел людям показать, чтобы они совсем не отчаялись, когда увидят Его распятым, что у них есть шанс верить: есть выход, свет в конце тоннеля. А относительно воскрешения дочери Иаира и сына вдовы Наинской – это жесты милосердия со стороны Христа. Он не хотел воскрешать мертвецов, потому что не наступило для этого время. Когда мир преобразится, когда Вселенная войдет в новую фазу своего бытия (мы верим в это), тогда все мы воскреснем. Но еще не наступило это время, когда Иисус служил.

Но разве можно пройти мимо такого человеческого горя, когда женщина-вдова потеряла сына? У нее нет мужа, она потеряла своего единственного сына, который был для нее всем. Или можно ли пройти мимо горя начальника синагоги, потерявшего единственную дочь? В те времена у евреев было много детей в семье: по пять-шесть, люди не предохранялись, и у них было столько детей, сколько давал Бог. У начальника синагоги не было долгое время детей, и вот родилась единственная дочь. Начальником синагоги в то время был человек, который на свои деньги построил синагогу. Человек, который эти деньги не пропил, не проел, не прогулял, не купил себе новую яхту, а построил на эти деньги синагогу – показатель того, как человек любил Бога. И у него была одна-единственная дочь, которая умирает. Мог ли Иисус пройти мимо этого горя? Иисус не хотел устраивать воскрешения, но пройти мимо такого горя невозможно. Это говорит о потрясающей любви и нежности Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. (Окончание следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс