Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (833) → Протоиерей Михаил Браверман: Таинства Церкви

Протоиерей Михаил Браверман: Таинства Церкви

№32 (833) / 25 августа ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №31 (832)

Должен ли человек ждать реального результата, когда приходит к таинству?

– Реальный результат обязательно будет, потому что Господь сказал: «Всякий, кто ищет, тот находит, всякому стучащему отворят, всякий просящий получает». Но мы не должны доверять своим чувствам, помня, что наши чувства (как и все в нашей природе) искажены грехом. Мы не должны ждать от участия в таинствах каких-то особых благодатных состояний. Мы должны действовать по-другому: должны уходить с таинства, усердно помолясь и помня, что мы ушли из храма обновленными, причастными Божией благодати. Мы вышли за порог храма для того, чтобы посреди этого мира, как бы это ни было сложно, оставаться христианами: людьми, которых знает Господь и которые служат Богу.

Человек не должен сам оценивать свое совершенство, свои успехи, потому что духовная жизнь – это не спорт. Нельзя каждый раз смотреть на секундомер и говорить: «Ну вот, сегодня стало еще лучше». Духовная жизнь – это то, что начинается каждое утро и не прекращается с наступлением нового дня.

Кто совершает таинства?

– Таинства совершает Церковь посредством священнослужителей. Как удивительно, что в три священные степени – епископства, священства, священнодиаконства – поставляют во время Божественной литургии. Божественная литургия, как мы уже говорили, это общее дело Бога и человека, значит это свидетельство о том, что священником становятся не для себя, а чтобы служить Богу и людям. Священнослужители – часть церковного народа, но поскольку люди занимаются своими делами: растят детей, учатся, работают, то кого-то надо поставлять на особое служение, чтобы люди, посвященные в священный сан, молились за других людей и были служителями алтаря, то есть приносили молитвы и у престола Божия и через них Господь совершал бы церковные таинства. Быть священнослужителем – это большая ответственность.

Есть таинства, которые обязательны для каждого христианина – Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, но не все призваны становиться священнослужителями. Таинство Брака не для всех, а для тех, кто действительно вступил в брачный союз,таинство Елеосвящения для тех, кто болен.

Таинство Крещения совершается единожды, это понятно, а с Причащением остается множество вопросов: как часто причащаться, какими руководствоваться мотивами? Те же вопросы – и о Елеосвящении.

– Начнем с таинства Причащения, оно касается всех нас, живущих в Церкви. Мы знаем, какова была практика у древних христиан, когда причащались за каждой Литургией, об этом мы читаем у Василия Великого. Знаем, какая практика была в Синодальный период, когда святитель Филарет Московский говорил: «Ревнующие о благочестии да причащаются четыре раза в год по числу многодневных постов».

Мне кажется, очень замечательно, что сейчас у нас есть разная практика на разных приходах. Надо помнить только одно: таинство Причастия – это духовный стержень всей нашей жизни. Поэтому подготовка к таинству Причастия – это не просто положенные молитвы, которые мы прочитали, не просто несколько дней поста… Это вся наша жизнь. Мы живем так, чтобы нам возможно было приступить к Чаше святого Причащения.

У каждого человека свой внутренний ритм, у каждого человека свой жизненный ритм, поэтому хорошо, что у нас есть разнообразие. Но человек, который живет полной, насыщенной духовной жизнью призван каждый воскресный день приходить в храм, ибо каждый воскресный день – это воспоминание о самом главном событии мироздания, воспоминание о Христовой Пасхе, Христовом Воскресении, победе над смертью. А быть в храме в полноте – это значит участвовать в таинстве святого Причащения, лишь бы это не было чем-то механическим, бездумным.

Иногда люди думают, что они приступают к таинству Причащения редко потому, что нужно подготовиться, сделать себя достойными. На самом деле, мы не достойны дара, который нам подает Господь в таинстве Святого Причащения, но причащаемся потому, что Сам Господь призывает нас к Себе. Сам Господь говорил, что тот, кто не будет причащаться, не будет иметь в себе жизни. Сколько бы мы ни постились, сколько бы ни молились, сколько бы добрых дел ни совершили, мы не станем достойны Господа Бога. Поэтому мы приступаем к таинству Причащения со смирением, ибо пророк говорит: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», и, конечно, с любовью, хоть мизерной, ведь наша любовь несовершенна. Но когда мы знаем, что Господь Бог сделал для нас – принял ради нас и ради нашего спасения крестную смерть, – как нам на это не ответить, хотя бы с небольшой благодарностью, любовью, сердечным сокрушением и надеждой на Божие милосердие?

Что касается таинства Соборования (или Елеосвящения), у меня еще не было такого опыта: сам я считаю, что заноза в пальце, простуда не повод прибегать к церковным таинствам. Таинство – то, что нас делает новыми, обновляет, поэтому приступать к таинству Елеосвящения (Соборования) надо, когда это действительно необходимо, а не для профилактики: «Я сейчас выпью чая с медом, а потом еще схожу в храм на Соборование, и будет мне хорошо».

Думаю, что основание для участия в этом таинстве – это болезнь. Конечно, могут возразить, что «нет здоровых людей, есть недообследованные», и, наверное, кому-то, кто приступает с верой и надеждой к этому таинству, в немощах это пойдет на пользу. Но для себя я пока не вижу необходимости участвовать в этом таинстве, хотя, как священник, совершаю его ежегодно, а также в больницах, когда это необходимо.

Таинства в духовной жизни – это цель или средства?

– Мне кажется это тот случай, когда цель является и средством. То есть наша цель – спасение, оно же – участие в вечном Христовом Царстве, и оно же – Сам Христос Бог. Христос Бог – смысл нашей жизни, и в этом плане таинство – это то, что нас уже здесь, в земной жизни, соединяет со Христом Спасителем. Будучи людьми малодуховными (такова реальность), мы думаем, что духовны, но мы духовные лишь в силу того, что Господь даровал нам дар веры и в силу того, что мы участвуем в церковных таинствах, а так мы люди духовно неразумные, в большинстве своем духовно немощные.

Царство Божие в своем совершенстве и полноте откроется в жизни будущего века, но начинается оно уже здесь и сейчас, когда мы ищем Бога, стремимся любить Его, когда посвящаем Ему свою жизнь и когда приходим в Церковь и участвуем в церковных таинствах. Это то, что мы можем принести Господу Богу. А если Ему будет угодно, у нас будет и вразумление, и мы будем становиться из людей плотских, душевных немного и людьми духовными.

Сейчас ситуация в стране такова, что большинство людей все-таки крещены и миропомазаны, а при этом: «Я человек крещеный, но в Бога не верю. Я православный, но атеист».

– Это ужасная ситуация. Кто-то из классиков еще в XIX веке говорил, что Россия была крещена, но не воцерковлена. Это поле работы священнослужителей, чтобы мы призывали людей ответственно относиться к таинствам Церкви. Сейчас на всех приходах Русской Православной Церкви существует катехизация, то есть устное наставление в вере. Я вижу, что люди откликаются, ходят на занятия, приводят родственников.

Это большая проблема и потому, что телевизор говорит совсем о другом, не о том, что человеку нужно. Человек изначально существо духовное, ему нужно жить вечной жизнью. Первый человек Адам был сотворен для того, чтобы общаться с Богом. Все мы наследники Адама не только в его грехе (несем первородный грех – смертность), но все мы люди, которые помнят, что мы должны находиться в общении с Богом. Поэтому, с одной стороны, общение с Богом для человека совершенно естественно: мы приходим в этот мир, имея в себе нечто такое, что нам позволяет познавать Бога и Творца. С другой стороны, мы искажены и живем в искаженном мире, и поиск Бога в этом мире сопряжен со многими трудностями: и волевыми, и интеллектуальными, и душевными. Человек должен знать и помнить, для чего он в этом мире. Не для того,чтобы, раз Бога нет, есть, пить и веселиться, а завтра умрем (как говорил апостол Павел о ситуации), а чтобы здесь найти Бога и войти в вечное Царство, и уже здесь жить полной жизнью.

Как можно жить полной жизнью, радоваться, веселиться, общаться с друзьями, родными, воспитывать детей, если знаешь, что завтра умрешь, разложишься на атомы и ничего от тебя не останется? Все сразу лишено смысла. Но если ты знаешь, что призван к вечности, то все: и бытовые мелочи, и общение с людьми – сразу приобретают очень серьезный смысл.

В отношении народов, которые еще не крещены и не просвещены: население планеты растет, а растет ли Церковь?

– Все знает только Господь Бог. Попытаюсь сослаться на святителя Григория Богослова, который писал, что тот, кто не принял Крещение не потому, что противился Христовым заповедям, а по обстоятельствам, то есть родился не в то время, не в той стране, в неких африканских джунглях, где не было ни одного проповедника, тот не будет осужден, но, добавляет святитель, не получит и награды. Посмертная участь человека – ведение одного Господа Бога, но любой человек, говорит Писание, из любого народа, исповедующий любую религию, благоугоден Богу.

Трудно сочетать эти слова с тем, что мы говорили ранее: о принципиальном значении таинств для спасения.

– Таинства принципиальны для спасения, но существует разная оценка для других людей и для самого себя. Если мы крещены, живем в Церкви, можем сказать, что мы – верующие, ведь Господь даровал нам этот удивительный дар веры, для нас главное – Церковь и ее таинства.

О других людях мы не можем судить, других судит Господь Бог, Судия Вселенной. Сказано в Писании: «Бог есть Спаситель всех человеков, наипаче верных». Если Господь призвал нас, постараемся быть верными Ему во всех сторонах нашей жизни.

Мы сегодня ничего не сказали о таинстве Венчания, которое пришло к нам из Ветхого Завета.

– С первых страниц Библии мы читаем, что Господь Бог благословил союз мужчины и женщины. Что бы сейчас не говорили в мире, брак – это союз мужчины и женщины: так сотворил нас Господь Бог. Церковь, которая освящает все стороны человеческой жизни, дарует этому брачному союзу особое благословение, особые духовные дары, которые помогают людям взаимно расти, любить, уважать друг друга, воспитывать детей. Какова цель брака? Это совместное спасение. Человеку очень трудно жить в одиночестве (монашество – это особый путь служения Богу и ближнему), а вместе спасаться лучше и удобнее. Таинство Венчания – прекрасное, радостное, красивое.

Существуют разные богословские позиции относительно того, кто совершает таинство Венчания: сами ли брачующиеся входят в брак или их благословляет Господь, священник?

– Разве одно отличается от другого? Молодой человек и девушка, или зрелые люди сами решили повенчаться, это их личный выбор. Никто не заставляет человека приходить к Богу заключать брачный союз. Вообще приходить к Богу можно только свободно. Господь сотворил нас свободными. Что Ему нужно от нас? «Сын мой, – говорит Господь Бог устами ветхозаветного пророка, – дай Мне сердце твое». Отдать сердце, полюбить в полноте можно только свободно.

В таинстве Брака брачующиеся сделали свой выбор, а Господь их благословляет через Своего служителя – священника.

Согласно социальной концепции Церковь не осуждает брак, заключенный в ЗАГСе.

– Да, бывают разные ситуации, например, когда в браке состоят люди, исповедующие разную религию. Это сложные жизненные ситуации. «Как знать, верующая жена, – говорит апостол Павел, – не спасешь ли ты неверующего мужа?» Поэтому мы, священнослужители, призваны относиться с тактом и пониманием к разного рода ситуациям, чтобы быть пастырями, а не наемниками, добрыми слугами, а не злыми.

Как быть с разводом?

– Вся беда в том, что когда-то первый человек, сотворенный Богом для полноты богообщения, оказался недостойным своего призвания. Если бы мы с вами были на месте первого человека, поступили бы мы по-другому? Мы все в своей жизни совершаем грехи и также потеряли бы рай. Все, что есть в этом мире плохого, скорбного, тяжелого, – это следствия человеческого грехопадения. Развод лишь говорит о том, что люди не справились со своим призванием. Очень грустно, очень печально, особенно учитывая современную статистику.

Скажите несколько слов для тех, кто по какой-то причине не участвует в таинствах Церкви.

– Если мы христиане, то призваны жить Христом. Как ветвь не может приносить плода сама по себе, так и мы не можем жить автономно. Человек не автономное, не самодостаточное существо. Может быть, не все об этом знают, но если мы христиане, то должны знать, что наша жизнь во всем зависит от Христа Спасителя. Поэтому жить в Церкви для человека радостно и легко. Будучи людьми немощными, но живя в Церкви ее таинствами, мы исполняем свое человеческое предназначение.

Всех вас, дорогие братья и сестры, кто еще не начал жить церковной жизнью, призываю серьезно отнестись к своему внутреннему миру и начинать жить церковной жизнью. Церковная жизнь – это жизнь с братьями и сестрами. У нас есть частная личная молитвенная жизнь: мы читаем молитвослов утром, вечером, днем (кто как может), но и приходим в храм как Божий народ прославлять Небесного Отца, участвовать в церковных таинствах. Поэтому не ленитесь, а трудитесь.

Призываю Божие благословение на всех нас, чтобы время нашей жизни было не просто блужданием во тьме или выбором неправильной дороги, а чтобы жизнь наша стала дорогой ко Христу Спасителю, ее Источнику, Главе Церкви и ее Первосвященнику.

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс