Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (830) → Доктор филологических наук Наталия Дьячкова, народная артистка России Светлана Замараева и доцент УГГУ Ирина Осипова: Лучший миссионерский проект года

Доктор филологических наук Наталия Дьячкова, народная артистка России Светлана Замараева и доцент УГГУ Ирина Осипова: Лучший миссионерский проект года

№29 (830) / 4 августа ‘15

Есть что сказать

По итогам 2014 года Миссионерский институт Екатеринбургской епархии занял 1-е место в общецерковном конкурсе «Лучший миссионерский проект года». Миссионерский институт, действующий в столице Урала, единственный вуз в нашей стране, который готовит православных миссионеров, и, что для многих немаловажно, он дает возможность получить высшее богословское образование совершенно бесплатно.

Сегодня мы беседуем с ректором Миссионерского института доктором филологических наук Наталией Александровной Дьячковой. И поскольку это учебное заведение, возглавляемое Наталией Александровной, начиналось когда-то с высших миссионерских курсов, мы пригласили к нам в гости выпускницу этих курсов – народную артистку России Светлану Николаевну Замараеву. А кроме того, у нас в студии находится студентка 4-го курса Миссионерского института доцент Уральского государственного горного университета Ирина Александровна Осипова.

Замечательная у нас сегодня компания! И самое интересное и удивительное то, что люди, которые настолько успешны в своей профессии, однажды решили, что им этого недостаточно и они нуждаются в приобретении миссионерского образования. Наталия Александровна, у меня, наверное, вначале к Вам вопрос, а потом я спрошу Светлану Николаевну и Ирину Александровну о том же самом – как же это так получается?

Н. Д.: – Конечно, у каждого своя судьба и свой путь к миссионерству. И вы правильно, Светлана, решили спросить каждого. Я выскажу такое предположение: мне кажется, что каждый христианин призван к миссионерству. Собственно, не кажется, а так и есть, поскольку это не что иное, как исполнение заповеди Господа Иисуса Христа: «Идите и научите!» И если мы христиане, если мы твердо стоим в своей вере, то мы обязаны этим сокровищем делиться со всеми, то есть нести знания, свет Христовой истины, а значит – должны миссионерствовать. Но для того чтобы миссионерствовать, нужно знать основы своей веры. И когда человек это понимает? Сначала он сам приходит к вере, воцерковляется, испытывает огромную радость, духовный подъем и думает: «Ну почему эта радость только у меня? Я должен ей делиться со всеми!» Но возникает вопрос: а как ей делиться? Не хватает слов, не хватает знаний, не хватает уверенности в себе... И тогда человек принимает решение: «А пойду-ка я поучусь!» И слава Богу, что в нашем городе есть такие учебные заведения, где можно этому учиться! Наш институт как раз к ним и относится, ведь мы готовим православных теологов. Но называемся мы институтом не теологическим, а миссионерским. Меня обычно спрашивают: «Почему вы будете выдавать диплом бакалавра теологии и готовите студентов по направлению «теология», а называетесь при этом не теологическим институтом, а миссионерским?» Я отвечаю, что, на мой взгляд (и эту точку зрения разделяет весь наш профессорско-преподавательский коллектив), быть просто теологом, иметь диплом и все эти теологические знания для себя – это хорошо, но цель теологической подготовки – научить людей учить других, то есть миссионерствовать. И поэтому, я думаю, так можно оправдать название нашего института.

Светлана Николаевна, Вы уже были заслуженной артисткой России, когда пошли учиться на высшие миссионерские курсы. Для чего это Вам было надо?

С.З.: – Мне даже трудно сказать вот так: для чего мне это надо… По-моему, это было так естественно и нормально, потому как творческий человек все равно должен иметь христианское мировоззрение, утверждать христианские ценности. Об этом я читала еще в институте у Немировича-Данченко, Станиславского. А так как с познанием профессии обнаруживаются какие-то пустоты, хочется найти собеседника и поделиться с ним мыслями, потому как по книгам ты изучаешь грамоту. И вот в этом дивном месте, при Новотихвинском женском монастыре, открылись курсы. Случайностей же не бывает – я как-то узнала, что они открываются, и для меня это был подарок. И надо сказать, что я была очень сильно занята, но удивительно: все получалось так, что я успевала и учиться, и работать, и репетировать, и учить, и сдавать экзамены. Как же все это мне удавалось?

Н.Д.: – С Божией помощью!

С.З.: – Потому что все делается с Божией помощью, с благословения. А когда все происходит с благословения (у нас на курсах в институте сейчас все делается с ним), то получается, что самые незначительные моменты – например, знакомство с каким-нибудь человеком или не очень яркое событие из Ветхого или Нового Завета – становятся очень радостными и значительными. Это был дивный период в моей жизни, когда я поступила на эти курсы.

Потом Вы, наверное, это реализовывали не только во время практики, которую проходили как выпускница курсов, но и в своей театральной работе?

С.З.: – Безусловно, это прямая связь и источник вдохновения, это от Бога, и эту сферу тоже надо как-то изучать. Главное, какой стержень у художника внутри. Нужно, чтобы была стойкость, так как театр – очень широкая дорога, и, естественно, мы попадаем в соблазны не потому, что там все «людоеды» и хотят сделать все плохо, а потому, что иной раз не видишь, что ты уже попал в какую-то такую «пропасть», в которую можешь утащить за собой ползала людей.

А Ваш опыт учения, полученные знания пригодились Вам? Например, для роли Кручининой, за которую Вы получили «Золотую маску», для такого вот ее прочтения… Это было только режиссерское прочтение, или Вы вкладывали что-то свое, именно христианский взгляд на актерство? Я не имею сейчас в виду актерскую профессию, а то актерство, от которого мы все страдаем в жизни, но, может быть, актеры этому риску больше подвержены.

С.З.: – Конечно, хочу сказать, что как только я уже сознательно пришла к Богу, я стала опираться именно на беседы духовника. И в своих спорах с режиссером или коллегами я одерживала иногда победу благодаря тому, что у меня была поддержка людей духовного склада, людей, мудрых не книжной мудростью, а своим житейским опытом; это было вот такое живое общение.

А уже потом, когда я поступила на миссионерские курсы, было очень много примеров, наблюдений того, какие удивительные преподаватели. Вот так, обычно, этих людей и не заметишь, но зато как они раскрываются на лекциях, в беседах, поступках. Это дорогого стоит. Начинаешь понимать какие-то ценности, и уже все эти размышления, конечно, потом переливаются в работу, их находишь в классике и делаешь акценты именно на этом важном, на чем вообще держится наша земля.

Связь с душой...

Н.Д.: – Если можно, я хотела бы добавить. Прекрасно, что Светлана Николаевна рассказала о том, как она преломляет полученные знания в своем творчестве, но я не хочу, чтобы складывалось такое впечатление, будто она эти знания себе «присвоила» и вот они ее согревают и обогащают... На самом деле Светлана Николаевна уже по окончании курсов начала миссионерствовать, и мы шефствуем, можно сказать, над несколькими отдаленными сельскими школами в Верхотурской области, точнее – районе. Она ездит туда и дает уроки Православия детишкам, которые живут очень далеко – примерно за 400 километров от нашего города. В этих селах нет храмов, нет воскресных школ. Конечно, там работают замечательные учителя, подвижники и мастера своего дела, но вот когда такой «десант» приезжает из института – наши преподаватели и Светлана Николаевна как миссионер – и дает уроки, то и дети, и учителя в этих школах радуются такому общению. Знаю, как эти уроки получаются у Светланы, я слышала отзывы, и это просто замечательно. Поэтому здесь есть не только какой-то духовный, возвышенный, но и сугубо прагматический аспект: человек получил знания, и он их отдает тем, кто в них нуждается, – детям из сельской глубинки.

Ирина Александровна, а Вы знания передаете студентам Горного университета и при этом сами учитесь… Это тоже, конечно, фантастическая история.

И.О.: – Фантастическая история началась у меня с того момента, когда я стала заниматься диссертацией. Конечно, без Бога, без веры написать научный труд практически невозможно. Если есть Божие благословение, чтобы ты этим занимался, если есть воля Божия, чтобы это все осуществилось, то, конечно, необходимо молиться. А когда ты молишься, то тебе нужны какие-то другие знания. Есть такие прекрасные стихи нашего русского поэта:

Во всем мне хочется дойти
до самой сути:
В работе, в поиске пути,
в душевной смуте...

Когда занимаешься наукой, нужно дойти до самой сути. И вот вопрос: как до нее дойти? Только с помощью молитвы, которая перетекает в азы Православной веры, и ты уже начинаешь этим интересоваться.

После того как я успешно защитила диссертацию, мне дали на кафедре читать курс «Теория принятия решений». Конечно, он основан сугубо на математическом аппарате, но студенты, которые у меня были (особенно заочники – взрослые люди, работающие на производстве), задавали такие вопросы, ответы на которые уже математикой не обозначить, нужны более глубинные. И тогда меня стали интересовать многие вопросы, я стала в них углубляться. Как-то мне позвонил батюшка и спросил: «Вы не хотели бы пойти учиться на миссионерские курсы? Наталия Александровна Дьячкова работает в университете и открывает такие курсы – батюшка Авраам благословил». Я ответила: «Вы знаете, я, наверное, не пойду». Батюшка меня долго, практически все лето об этом спрашивал. Потом уже, когда я пришла к нему на Исповедь, он меня спросил: «Почему же вы все-таки не хотите туда идти?» Я ему говорю: «Так мне одна прихожанка сказала, что это только для избранных». А он мне в ответ: «Так вы и есть избранная!» И в прямом смысле слова он взял меня за руку, привел к Наталии Александровне и познакомил меня с ней. Я, конечно, была очень рада, она меня очаровала своими знаниями, своей теплотой, таким вкусом, с каким было все организовано на курсах! Батюшка благословил, он понял, что меня нужно было привести и показать, что это за курсы, а говорить и убеждать – это долго.

И мы со Светланой Николаевной учились вместе в одной группе на миссионерских курсах. Уже потом, когда наша учеба подходила к концу, Наталия Александровна сделала объявление о том, что будет открываться институт. Я, конечно, пришла к батюшке и сказала: «Я не знаю, идти мне в институт или нет, но у меня есть потребность в знаниях, потому что я работаю со студентами, а они все разного возраста и у всех разные вопросы, потребности...» И батюшка меня благословил со словами: «Конечно, нужно продолжать учебу». С Божией помощью, с благословения все надо делать в жизни. Это много значит, когда есть Божие благословение, когда человек каждый свой шаг сопоставляет с заповедями Божими, трудится над своими страстями. Он видит, что у человека, который рядом с ним живет, есть вопросы. Ведь как сказал Екклесиаст: «Один человек без другого может пропасть», то есть сам по себе он не сможет выжить в этом мире без помощи другого, если буквально интерпретировать эти слова. И наша задача, преподавателей и тех людей, которые обучаются в институте, помочь всем тем, кто еще не знает о вере, в которую они были крещены когда-то или, может быть, недавно, но у них нет опыта и знаний, – помочь им на этом пути, потому что он не такой простой, как кажется. Мы знаем, что есть страсти, искушения, много всего, нужно идти не широким, а узким путем, а это понятие сейчас очень сложное, поскольку мы видим, как сегодня навязывается американский идеал жизни: живи одним днем, пользуйся всеми благами. А русский народ всегда жил идеей терпения и смирения. И показать это смирение и терпение перед жизненными обстоятельствами, перед волей Божией, которая на тебя возлагается, понять, для чего тебе такое дается, – очень большая задача. Современное поколение должно видеть не только то, что есть на улицах, в торговых центрах, но знать и таких молодых активных людей, которые живут совсем иначе, другой жизнью, у них иные ценности и интересы. И заразить вот этой идеей – это не просто заразить, а именно на своем личном примере показать, какой ты есть. Если ты христианин, если на тебе крест, то ты должен жить совсем иначе, не так, как живет общество.

Ирина Александровна высказала очень интересную мысль: что Миссионерский институт – это место для «избранных». Так, по крайней мере, она слышала, когда раздумывала о том, надо ей идти туда учиться или нет. Наталья Александровна, Миссионерский институт – это место для «избранных»?

Н.Д.: – Да, у нас много учится «избранных». И если хотите, Светлана, я нарисую такой обобщающий портрет нашего «избранного» студента: средний возраст его 30–40 лет; это, как правило, человек с высшим образованием (больше половины наших студентов имеет высшее, а иногда и два высших образования) и, как верно вы сказали, который уже состоялся в своей профессии, успешен в делах, у него есть семья... То есть, казалось бы, у таких людей есть все, но тем не менее они идут сюда, чтобы у нас учиться. И я уже много выслушала подобных признаний от наших студентов, когда приходит, например, молодой сорокалетний красивый мужчина, за плечами которого Сельскохозяйственная академия, Академия госслужбы, и говорит: «Все у меня было хорошо. Вот я жил-жил, и вдруг подумал, что вот сейчас все хорошо, а что будет дальше? Для чего все это? В чем смысл моей жизни?» А ведь с этого вопроса все начинается, и несчастны те люди, которые жизнь проживут, а им так и не зададутся: в чем смысл жизни? Он стал искать ответ, пришел к нам, учился у нас на огласительных курсах, потом крестился, затем стал студентом нашего института и сейчас успешно учится, пишет хорошие работы. Это вот я взяла только один случай, не называя имени, но таких примеров у меня очень много, когда, еще раз повторю, молодые симпатичные мужчины и женщины, имеющие профессию, образование, семью, приходят к нам, чтобы получить богословские знания. И когда меня спрашивают: «Вот кратко, в нескольких словах, афористично скажите, что у вас за вуз?» – то я отвечаю так: «У нас православный институт для православных студентов!» Обращаясь к людям – особенно в разгар приемной кампании в наш институт,– я говорю: «Дорогие братья и сестры! Не упускайте уникальную возможность бесплатно получить высшее богословское образование!»

Ну и, наверное, будет уместно, если я скажу о том, что у нас уже работает приемная комиссия. Документы мы начали принимать с 19 июня, и все подробности можно узнать, позвонив по телефону приемной комиссии +7(343)269-30-36.

Понятно, что существуют экзамены, которые люди сдают при поступлении в Миссионерский институт. Ну а на высшие миссионерские курсы, Светлана Николаевна, каким образом принимали? Вы тоже проходили какое-то собеседование, экзамены сдавали?

С.З.: – Было собеседование. Помню, пришла Наталия Александровна – она, вероятно, видела меня на сцене – и задала вопрос: «А вы сможете учиться? Ведь у нас занятия в вечернее время». Я ответила просто: «Да!» – и потом такую ответственность несла за это свое «да». И вы знаете, действительно, как-то все так получалось, что у меня все складывалось: и занятия, и работа. Вот, в общем-то, и все. А потом уже пошли экзамены.

Было очень занятно, потому что на нашем курсе учились и преподаватели вузов, и подполковник милиции, и люди преклонного возраста. Вот сидят, например, женщины в платочках, а оказывается, что они ученые люди, кандидаты наук... И знаете, я как будто бы попала в волшебный мир, потому что были люди действительно очень скромные, и нельзя было сказать, что они какие-то «избранные». Но вот потом, когда это все волшебным образом раскрылось...

Н.Д.: – Можно я перебью на секунду Светлану Николаевну, ее чудесный монолог? Я всегда, знаете, говорю так: «У нас учится скромная уральская интеллигенция». Вот правильно говорит Светлана Николаевна: сидит женщина скромненько в платочке, а оказывается – она кандидат наук, доцент пединститута, какой-нибудь врач.

Нашли определение слову «избранные». Оно меня испугало поначалу, но, с другой стороны, вспомнились евангельские слова...

Н.Д.: – Конечно, я в этом смысле и употребляю это слово: у нас все избранные – Господь их всех избрал и привел к нам. Так вот взял и привел: они постучались в нашу дверь, и мы им открыли. И у нас в институте, еще раз повторю, учится скромная православная уральская интеллигенция.

А если не уральская нас, например, слушает?

Н.Д.: – Если не уральская, то да, у нас есть и неуральская интеллигенция. Есть люди из разных городов. Я уж не говорю про наши пригороды – Среднеуральск, Пышма, Первоуральск, Новоуральск... У нас есть студенты заочного отделения из Перми, Челябинска, Уфы, – и это тоже скромная такая интеллигенция. У нас есть инокиня из Иерусалима, которая подвизается в Горненском монастыре. Есть прекрасная монахиня Георгия из Перми, которая недавно написала книгу и подарила ее нам. Она работает в Комиссии по канонизации святых в своей епархии, занимается этим очень важным делом... (Окончание следует)

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс