Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (830) → Освящения храма Святого Князя Владимира в Московском епархиальном доме

Освящения храма Святого Князя Владимира в Московском епархиальном доме

№29 (830) / 4 августа ‘15

Праздник

26 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в Московском епархиальном доме и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе! Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета! Дорогие отцы, высокие представители общественности, благодетели, преподаватели, профессора, студенты – всех вас сердечно поздравляю с действительно историческим событием.

Дело не только в том, что в городе Москве возрожден к жизни еще один замечательный храм, причем посвященный князю Владимиру, – в год 1000-летия со дня его преставления. И не только в том, что приведено в порядок и благоустроено историческое здание, которое некогда было украшением Москвы и несомненно явится украшением и современной нашей столицы, – но еще и в том, что в сегодняшнем событии действительно соединяются многие смыслы.

Тот факт, что именно здесь проходило большинство заседаний Поместного Собора 1917-1918 гг., – это не просто часть истории. Такие события всегда создают особую духовную атмосферу. И как замечательно, что именно в этом здании Господь сподобил разместить основные помещения Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета!

Собор 1917–1918 годов стал особым событием в истории нашей Церкви, – прежде всего потому, что Собор начертал новые контуры, предложил некое новое видение отношений Церкви с миром. Этим новым отношениям, в основу которых была положена миссия, следовало обеспечить внутрицерковную поддержку. Нужно было изменить структуру управления Церковью – именно Поместный Собор в 1918 году учредил так называемые митрополичьи округа, с тем чтобы увеличить количество епархий и сделать более эффективной работу Церкви на местах. Собор также восхотел, чтобы интеллектуальный потенциал мирян, которые уже тогда играли в Церкви важную роль, был востребован, в том числе, на уровне общецерковного руководства, – и был создан Высший Церковный Совет. Постановления Собора, в том числе касающиеся приходской жизни, вплоть до проектов приходских уставов, – всего не перечислить, – были направлены не на реформирование Церкви в угоду тогдашним философским, мировоззренческим и политическим веяниям, но в первую очередь на то, чтобы Церковь сумела новым языком, посредством новых сил обратиться к людям. Именно в этом заключалась главная цель – чтобы вера обновилась и вместе с тем укрепилась в культуре нашего народа, в его повседневных деяниях.

В стране происходили страшные события. 1917 год – это год революций. В 1918 году приходят к власти безбожные силы, начинаются открытые гонения, и первым мучеником стал Владыка митрополит Владимир, который освятил этот храм. Он претерпел мучения, будучи на Киевской кафедре, и открыл собою скорбный список новомучеников и исповедников земли Русской.

К сожалению, решения Собора не могли быть претворены в жизнь, потому что начались страшные гонения, перед которыми меркли даже гонения со стороны языческих императоров Рима. Но и потом, когда острая фаза гонений прошла, невозможно было и помыслить об осуществлении решений Собора, потому что власть, которая строго контролировала церковную жизнь, не давала никакой надежды на то, чтобы хотя бы одно из тех решений было реализовано. А когда спали оковы, когда Церковь почувствовала свободу, то как много возникло задач, которые нужно было решать в первую очередь! Это и восстановление храмов, и строительство новых, где возможно, – вся энергия Церкви уходила на эти труды. Некоторые со стороны критиковали нас и говорили: «Это не Церковь, а большая стройплощадка». Но совершилось чудо, которое не имело и не имеет аналогов в мировой истории, – за двадцать с небольшим лет мы почти восстановили то, что было в прошлом. Восстановлены десятки тысяч храмов, сотни монастырей, открыты десятки новых богословских школ, во много крат увеличилось количество духовенства. Все это требовало огромных усилий, так что обратиться к решениям Поместного Собора 1917–1918 гг. не удавалось.

Но сейчас наступило именно то время, когда мы можем осуществлять те решения Собора, которые не утратили свою жизненную силу. Ведь время идет, меняются условия, а земное устройство Церкви во многих своих частях привязано к потребностям времени. Я благодарю Бога за то, что сегодня осуществлено, быть может, одно из самых важных решений Собора – о создании митрополий. У нас в Русской Церкви почти 60 митрополий. За последние годы я рукоположил 140 новых архиереев, – не для того чтобы они просто умножили количество иерархов Церкви, но чтобы они шли к людям, чтобы строили храмы и монастыри, создавали школы, вступали в диалог с обществом, в том числе с теми мирянами, которые, вдохновляясь верой Православной, готовы вместе со своим епископом и духовенством трудиться во благо Церкви и народа.

И, наверное, совершенно не случайно, что именно в этом здании, где проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви в судьбоносное и трагическое для нашей страны время, теперь будет жить и действовать Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Как Собор был обращен в будущее, как Собор был нацелен на рехристианизацию нашего народа и, в первую очередь, интеллигенции, так и Свято-Тихоновский университет должен принять на себя эту эстафету Собора. Учебное заведение не может решать вопросы церковного устройства, но оно призвано работать над преображением умов и сердец. Именно поэтому мы воспитываем здесь сотни и тысячи молодых людей, чтобы они трудились во благо Церкви и во славу Божию, как сказали сейчас представители этого студенческого сообщества.

Еще раз скажу: как тот Собор был обращен в будущее, так и вы должны быть обращены в будущее. Вы должны уметь различать духов (1 Кор. 12, 10), вы должны научиться отличать правду от лжи. И хотя сегодня это невероятно трудно, поскольку все работает на то, чтобы правда и ложь были смешаны в каком-то страшном и губительном конгломерате, вы должны быть фильтром, способным из общей массы современной культуры выделять доброе, отсеивая его от злого.

Решения Поместного Собора не были осуществлены по двум причинам. Первая – гонения, ввиду которых Церковь не могла выполнить то, что постановила сделать во благо Отечества и народа. Но была и другая: вскоре после Собора возникли расколы, инспирированные извне, но питаемые внутренней энергией части духовенства. Опираясь, в том числе, на авторитет Собора 1917-1918 гг., раскольники хотели так реформировать Церковь, чтобы народ от нее отвернулся. И если бы они захватили власть, то так и произошло бы, – народ бы ушел в подполье, в катакомбы, а Церковь стала бы отталкивающим символом предательства христианства.

По милости Божией первый фактор ушел в прошлое, и сегодня мы живем в условиях полной религиозной свободы. Церковь никогда не была свободна так, как сейчас; и не верьте всему тому, что вам говорят о сращивании с государством, о некоей подчиненности Патриарха светской власти. Ни одно решение не было принято за последние годы по указанию светской власти. Мы обладаем полной свободой; и это дает нам возможность принимать решения, проистекающие не из соображений политкорректности, а исходя из наших убеждений, из нашей веры, из нашего понимания того, что есть наш народ и какие идеалы должны у него быть.

А что касается внутренних искушений, то они всегда остаются угрозой для жизни Церкви. И, может быть, неслучайно мы слышали сегодня слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам (1 Кор. 1, 10–16): «Умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, сохраняйте единство». Вот и я сейчас повторяю эти слова, обращаясь к вам: умоляю вас именем Господа Иисуса Христа, сохраняйте единство. Никогда не поддавайтесь на лживые призывы обновить или улучшить Церковь, помочь в осуществлении ее миссии, когда они исходят из злых и зараженных источников. Потому что цель такого воздействия – не улучшить Церковь, а разделить и уничтожить ее.

Именно поэтому апостол Павел говорит о необходимости сохранения единства в духе и в мыслях. Мы должны быть единомыслены при всей множественности подходов к разного рода богословским проблемам, по слову Викентия Леринского: в главном мы всегда должны быть едины. И если наши взгляды, с которыми мы сроднились и которые считаем правильными, входят в некое противоречие со взглядами других, то нужно задать вопрос: а стоит ли во имя торжества моих взглядов разрушать братское общение с теми, кто этих взглядов в полной мере не разделяет?

Церковь есть община примирения и исцеления человеческих душ, и потому единство Церкви есть величайшая ценность. Что было бы, если бы на протяжении тысячи лет наша Церковь не сохраняла единства, – за исключением отдельных опасных, но преходящих исторических эпизодов? Не было бы сегодня России, Украины, Белоруссии в том виде, в каком они сегодня существуют.

Но мы знаем, какая колоссальная опасность нависла над Украиной – исторической серд-цевиной Святой Руси. И опять-таки, что пущено в ход в качестве инструмента разрушения народной жизни? Разделение Церкви. Одному из этих разделений более 400 лет, и оно всегда было направлено на разделение народа. И когда сегодня говорят, что кто-то со стороны разрушил единство украинского народа, мы отвечаем: «Помолчите! 400 лет работали на то, чтобы разделить наш народ на Украине!» И это страшнее всякого вторжения, потому что это агрессия изнутри. Именно к этой агрессии примкнули несчастные заблудившиеся люди, помраченные национализмом и учинившие раскол. Но мы верим: как во времена князя Владимира Церковь своим единством обеспечила просвещение огромных людских масс, всего нашего народа, как Церковь своим единством сохраняла единство людей, принадлежавших к разным племенам и народностям, так и сегодня Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, осуществляющая свидетельство и служение от имени Господа своему народу, будет содействовать исцелению всех его ран и болезней.

1000-летие со дня кончины князя Владимира – это год особых размышлений о нашем прошлом, нашем настоящем и нашем будущем. Давайте эти размышления сопровождать серьезными богословскими и церковно-историческими исследованиями, на которые способен Свято-Тихоновский гуманитарный университет, и вместе с тем – соборной молитвой о всем нашем народе, о Православной Руси, о Церкви нашей. И будем вспоминать в молитвах и сегодняшний день, и Свято-Тихоновский гуманитарный православный университет, который во всей этой работе должен иметь свое важное место.

Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс