Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (812) → Вячеслав Владимирович Боровских: «Можно ли заразиться в храме?»

Вячеслав Владимирович Боровских: «Можно ли заразиться в храме?»

№11 (812) / 18 марта ‘15

Честное мнение

Наша телезрительница спрашивает: «Если человек знает, что у него заразная болезнь: туберкулез или гепатит, но душа рвется к Причастию, как ему поступить? «Бывают детские заразные болезни: ветрянка, краснуха, разбушевавшийся нынче грипп. Можно ли в таком состоянии идти в храм, нести к Причастию больных детей? Можно ли вообще заразиться в храме?

Вячеслав Владимирович, как поступаете Вы в таких ситуациях? Давайте туберкулез оставим за рамками, возьмем элементарное гриппозное состояние, когда Вы точно не знаете, грипп или ОРВИ, но состояние болезненное, а Вы при этом готовились к Причастию.

На Причастие я не пойду, и на службу, может быть, тоже: если от Чаши мы точно ничем заразиться не можем, и я не могу никому передать инфекцию через Святые Дары, то в храме или возле него можно вполне заразиться. Если ты болен передающейся контактным или воздушно-капельным путем инфекцией, лучше посидеть дома. Что касается Чаши со Святыми Дарами, то если бы существовала возможность передачи через нее хоть какой-то инфекции или болезнетворного агента, который мог бы вызывать заболевание, то христианство бы исчезло еще в первом столетии. Но первые христиане потому и выжили, что каждый день причащались. Мы знаем из истории христианства, что во время чумы в Москве и других европейских городах, где эта болезнь выкашивала половину населения, выживали только те, кто ежедневно причащались: люди обретали некую устойчивость к инфекции. Христиане того времени руками, без средств защиты собирали трупы, зараженные чумой, вывозили и хоронили их, проявляя любовь и жертвенность, и потом не умирали, но оставались жить. Это вызывало удивление у нехристиан.

Вспоминается произведение Н.С. Лескова «Несмертельный Голован». Я спросила мнение по нашей теме у двух знакомых батюшек. Один из них, историк по первому образованию, отец пятерых детей, сказал, что в XIX веке, когда случались холера и другие болезни, была такая практика – воду сначала кипятить, а потом освящать. Думаю, что во время болезни, он своих детей не поведет в храм. Другой священник напомнил Евангельское – как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими людьми. Если ты сам боишься, опасаешься и не хочешь, чтобы рядом с тобой на службе стоял заразный человек и будешь сильно от этого переживать, – значит, и тебе самому не надо так поступать.

Люди в храме вздрагивают, когда кто-то начинает чихать или кашлять, все сразу переглядываются, отвлекаются от молитвы, и нарушается, быть может, строй богослужения. Что касается Причастия, мы видим стопроцентное свидетельство, что Христос – истинный Бог наш: здесь нарушается чин естества. В огромных соборах, в Храме Христа Спасителя, например, где собираются люди со всей страны, из разных регионов, из-за границы, все встают в одну очередь, идут на Причастие – и остаются живы и здоровы. Они не заболевают какими-то кишечными инфекциями, ОРЗ, ОРВИ, гепатитами, которые передаются элементарно, и более того – они выздоравливают. Мы же причащаемся во здравие души и тела, что бы там ни было.

Может быть, есть смысл пригласить священника на дом в случае тяжелой и острозаразной болезни – например, скарлатины у ребенка. Конечно, предупредив батюшку, что в доме опасная инфекция… Я не знаю, надевают ли батюшки маски или просто молятся.

Я ни разу не видел батюшку в маске возле больного. А вот всяких невротических реакций на эту тему насмотрелся досыта даже среди близких мне людей и родственников, которые говорят: «Как ты, врач, можешь водить детей, чтобы они ели из одной ложки неизвестно с кем?». И сами именно поэтому не ходят, говорят: «Я бы пошел, если бы можно было со своей ложкой подойти на Причастие, – а так нет, извините». Это так стереотипно и стандартно, повторяется из года в год от разных людей – все говорит о том, что одним духом одержимы.

Наша телезрительница пишет: «Надо причащаться, просить Господа, чтобы причастил, и быть с Ним, остальное – Его забота. Да, в храме можно заразиться, если Бог хочет дать нам именно такое лекарство, как болезнь».

Не согласен, что если Господь захочет вразумить человека болезнью, то может послать ее через Святые Дары. Думаю, что если Господь захочет вразумить через болезни, Он это сделает любым другим способом. Он Единственный, Кто управляет всеми бактериями, вирусами и инфекциями. Быть ей или не быть – это зависит от Бога. А мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Это очень важно, мы должны прекрасно понимать и отдавать себе отчет в словах молитвы «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя». Это Сам Христос – Бог, Который есть любовь. Какое зло может быть нам, если здесь присутствует Сам Бог? Поэтому без всякого страха заразиться или получить какой-то ущерб от единой лжицы, мы идем и спокойно причащаемся, уверенные, что с нами будет все хорошо.

Телезритель: «Апостол Павел говорил: если причащаешься недостойно, тогда может случиться болезнь или даже смерть. Самое главное – с чем ты приходишь к Причастию. Если подходишь достойно – не заразишься, а если приходишь с другими намерениями, сто процентов заразишься».

Другой телезритель пишет: «Однажды читал в мирской газете о том, как женщина, которая работала в научной лаборатории, решила всем доказать, что и в храме можно заразиться, как в любом месте. Она пришла в храм с кусочком ваты и стала на поклонение к иконе за мужчиной, который сильно кашлял и очевидно был болен. Как только он, кашляя, приложился к иконе, женщина взяла мазок на ватку в запотевшем от кашля месте – и бегом в лабораторию. Через 5 минут ватка с мазком уже лежала под микроскопом – каково же было ее удивление, когда она не обнаружила никаких микробов! Тогда она взяла мазок с картины в своем кабинете, – а там тьма тьмущая микробов. Это заставило ее полностью поменять взгляды на свою жизнь».

Может быть, кому-то нужен и такой путь к вере через эксперименты – такой новомодный протестантский путь. Недавно на одном канале я слышал, как протестантский пастырь заявил на одном собрании, что за последние несколько лет сделано около 5 000 открытий, подтверждающих существование Бога – в зале все радуются, долго аплодируют. А что случилось? Для верующего человека разве нужны эксперименты и доказательства? Нужны эти 5 000 открытий? В том то и дело, что вера все упрощает – наш ум делает прямым. Как сказано, «прямыми сделайте стези к Богу». Тогда мы избавляемся от многих лишних интеллектуальных напластований, которые отравляют церковную жизнь.

Доверие к Богу – драгоценное качество человеческой души, которое делает человека психически необыкновенно устойчивым. Психотип верующего православного человека – это такой тип личности, который может перенести все, даже если он заболеет. При доверии к Богу он может вылечиться от любой болезни, даже такой, перед которой медицина бессильна. Поэтому такой человек ничего не боится.

Комментарий телезрителя: «Я очень брезгливый человек, но и верующий, поэтому когда я в храме, никогда не думаю, что могу заразиться, считаю кощунственным даже подумать об этом».

Расшифровка эфира от
17.02: Вероника Костромина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс