Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №03 (948) → Чем отличается страх Божий от того, который хочется отвергнуть?

Чем отличается страх Божий от того, который хочется отвергнуть?

№03 (948) / 10 января ‘18

Честное мнение

Светлана Ладина: – Эти 15 минут начнем с небольшого привета любителям толкиеновского «Властелина колец». Вспомните этот фрагмент. «Ты боишься?» – спрашивает Арагорн у Фродо. И получив утвердительный ответ, продолжает: «Недостаточно боишься», имея в виду, что страх совершенно реальной угрозы должен был бы привести хоббита и его друзей к большей осторожности и, как следствие, к безопасности. Получается, что страх – добрый помощник. Нам и из собственной жизни известны примеры, когда боязнь чего-то ограждает от необдуманных поступков. Вообще-то, страх психологи относят к сильным отрицательным эмоциям. Наверное, даже взрослые люди помнят свои детские страхи, доставлявшие немало неприятных минут: бабайка под кроватью или когда кажется, что отрицательный персонаж увиденной или прочитанной сказки вот-вот войдет в комнату.

Христос в Евангелии неоднократно говорит: «Не бойтесь». «Что вы так боязливы, маловерные?», – упрекает Он апостолов. Стало быть, страх – это плохо? Но в то же время нам известна добродетель страха Божия. В общем, сложный вопрос...

Денис Ахалашвили: – У одного известного автора прочитал такую мысль: «Позволь себе однажды испугаться, и будешь потом бояться вечно». Мысль красивая и на фоне суперменов в телевизоре и в жизни вокруг звучит современно, но по сути вредная и совершенно не православная. Все боятся – спросите любого спортсмена, но именно в победе над собой и своими страхами отличие настоящего профессионала от любителя. А стоит обратиться к опыту Церкви, и оказывается, что даже первоверховный апостол Петр, которого Сам Христос называл камнем веры, испугавшись, трижды отрекся от своего Учителя. По логике автора, он должен был бояться всю оставшуюся жизнь и сгинуть в безвестности, но мы знаем, что пережитый страх и предательство Христа стали для него главным толчком к покаянию и духовному дерзновению, что даже распинаемый своими мучителями за проповедь о Христе, он упросил казнить себя вверх ногами, чтобы показать свое недостоинство умереть как любимый Учитель. Именно ему, некогда проявившему малодушие и трусость, трижды предавшему своего Учителя, Господь вручил ключи от рая. Для нас, обычных людей, часто малодушных, сомневающихся, трусливых, он стал маяком веры и духовного преображения.

Скажу больше, если внимательно прочитать Евангелие, например, от Матфея, то мы узнаем, что когда Господь после пасхи отправился с ближайшими учениками в Гефсиманский сад, ожидая своих убийц, то скорбел и тосковал смертельно и молился Богу Отцу: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня Чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Это ли смелый Господин, Который держит в Своей руке вселенную и смело повелевает стихиями и ангелами? Нет, перед нами обычный Человек, Который по-человечески страшится грядущих мучений. Если бы в эту минуту такого Бога увидел бы автор этой статьи, то на этом его вера, наверное, и закончилась бы. А всем остальным Спаситель открыл, что мы с Ним по человеческому естеству совершенно одинаковы. В минуты ужасного умаления Своей Божественной силы, смертельного томления Божественного духа, в минуты, о которых нам невозможно вообразить, Господь показал нам, как вера преображает немощную тленную плоть и делает ее победительницей самой смерти и ада. Господь боялся? Да. Но Он победил страх? Да. Силой веры? Да. И, значит, для нас, спотыкающихся, малодушных, есть надежда, свет и спасение, ибо мы христиане и с нами Христос.

Светлана Ладина: – У нас вопросы к нашим зрителям. Есть ли в вашем опыте факты в пользу утверждения, что испугавшись один раз будешь бояться всю свою жизнь или, наоборот, о преодолении страха? Надо ли побеждать страх? А если надо, то как? Чем страх Божий отличается от того страха, который хочется отвергнуть?

Телезритель: – Нужно различать безрассудство и страх. Страх – это естественная защита человека, именно когда он сам защищается от внешних и каких-то других факторов. Если бы не было страха, он бы просто погиб. Но это когда человек один. А когда человек верующий, он с Богом, тогда он этот страх как бы разделяет с Христом, и Христос ему помогает его преодолевать. Поэтому Он сказал: «Не бойтесь», то есть преодолевайте страх вместе со Мной. В этом весь корень, а не просто будьте безрассудны и бросайтесь с вилами на паровоз.

Светлана Ладина: – Насколько я понимаю, вы с Денисом согласны – он тоже за то, чтобы мы преодолевали свои страхи вместе со Христом, и даже если случилось нам испугаться, то не делали бы из этого аксиому, на которую потом равнялись бы всю свою жизнь.

Я хотела прочитать мнение Екатерины, одной из постоянных наших авторов в сети «ВКонтакте»: «Страх нужно стараться побеждать, иначе он ввергнет человека в тяжелую депрессию и человек станет больным. Меня лично беспокоит страх моей смерти или моих близких, страх заболеть тяжелой болезнью, что близкие станут тяжело больными, страх остаться без средств к существованию, без крыши над головой. Но любой страх нужно преодолевать, осознавая, что при любом сложном факторе в жизни, при любой тяжелой ситуации жизнь идет дальше, при любом стечении обстоятельств завтра солнце все равно взойдет, будет новый день, будут новые успехи, будут новые радостные моменты. На протяжении всей моей жизни я находила силы душевные внутри самой себя. К сожалению, вера в Бога мне не помогала никогда, страха Божиего тоже никогда не испытывала, всегда на все смотрела трезвым взглядом. Привыкла, несмотря на страхи, всегда идти вперед, преодолевать все и оставлять свои страхи позади. Жизнь продолжается, несмотря ни на что». Прошу прощения, если я неправильно поняла, но если здесь действительно есть противопоставление страха Божия и трезвого взгляда на жизнь, то мнение все-таки неверно.

Телезритель из Самарской области: – Вы интересный вопрос подняли, но уж больно передергиваете, что ли... Вот молодой человек выступал, который говорил, что Петр трижды предал Иисуса...

Светлана Ладина: – Апостол Петр трижды отрекся от Спасителя, он всю жизнь каялся в этом предательстве. И у святых отцов можно встретить такую параллель: апостол Петр отрекся, фактически предал, но покаялся. Апостол Иуда предал и не покаялся, и от отчаяния покончил жизнь самоубийством. Так что я не согласна с обвинениями в адрес коллеги, они не соответствуют действительности – уж простите, пожалуйста.

Дмитрий Шакуров: – Не будем пускаться в богословский спор… Мы говорим о страхе. У нас есть звонок, рассказывайте о ваших страхах, мы попытаемся вам помочь.

Телезрительница из Екатеринбурга: – Я тоже столкнулась со страхом, нахожусь в болезни, но я думаю, что наши житейские страхи попускаются Господом для преодоления какой-то ситуации, мы помещаемся в определенную обстановку, чтобы именно преодолеть эти страхи, претерпеть что-то, какие-то скорби вместе с Ним. А страх Божий (он должен быть у каждого) – мы должны бояться огорчить Господа как нашего Отца. То есть православный христианин не может жить без страха Божиего, а свои человеческие страхи надо только с помощью Бога преодолевать, насколько у кого получается. Если у меня не получается, я говорю: «Я с Богом, надеюсь, что Господь не оставит».

Светлана Ладина: – Спасибо Вам, вы наш разговор развернули все-таки к самому главному. Страх Божий – это как страх беременной женщины: когда женщина понимает, что она беременна, она чисто интуитивно ограждается от всего, что могло бы повредить малышу, хотя он не виден. Когда у человека есть стремление к Богу и стремление быть верным, он как раз и боится предать Бога, огорчить Его, от Него отвернуться. Собственно говоря, это первая ступень, а любовь – это где-то уже потом, если в соответствии со святыми отцами…

Дмитрий Шакуров: – Мы слышим, что страх помогает укрепляться в вере, то есть это взаимодополняющие вещи, без которых невозможна и жизнь внутри церковной ограды, и видим, что именно страх Божий – это, может быть, несколько горькое, но необходимое лекарство в духовной православной жизни.

Телезритель из Каменск-Уральска: – Я как раз сталкивался с этим; на предприятии нас учат, особенно система менеджмента качества (которую я сильно не люблю), говорит, что ни в коем случае нельзя бояться. А я боюсь людей, которые ничего не боятся – не боятся обидеть, не выполнить план... Я именно таких боюсь. И мне кажется, это прекрасное чувство – бояться обидеть человека, обидеть мать или наплевать на соседа, на друзей, на товарища, а уж тем более на Бога. Это изумительное чувство, это дар Божий, мне кажется. И благодаря этому многие и многие спасаются.

Дмитрий Шакуров: – То есть как любовь должна быть совершенной и радость, так и страх: не раболепствовать перед начальством, как иногда бывает у некоторых, а иметь стыд и страх.

Насколько мы уже поняли, тема, затронутая нами, весьма многогранна и интересна. Но, возвращаясь к страху и новогодним праздникам, есть сугубо верующие люди, которые даже и телевизор наверняка не включат в новогоднюю ночь. Хочу поручиться: включайте без страха и упрека нашу новогоднюю программу, она будет выдержана в постно-праздничном ключе, если уместно такое выражение.

Светлана Ладина: – В христианском ключе.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс