Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (812) → Игумен Дамаскин (Орловский): Почему новомучеников почитают меньше, чем древних святых?

Игумен Дамаскин (Орловский): Почему новомучеников почитают меньше, чем древних святых?

№11 (812) / 18 марта ‘15

Союз Онлайн

8 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря епископ Троицкий Панкратий дал интервью официальному сайту Валаамского монастыря. Он рассказал, что к лику святых Русской Православной Церкви на данный момент причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских. Памятный день был установлен Святейшим Патриархом Тихоном и утвержден Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гг. О подвиге наших предков не забывают и сегодня. Предстоятель Русской Православной Церкви на открытии Архиерейского Совещания 2 февраля 2015 года отметил, что, к сожалению, подвиг новомучеников «пока еще недостаточно известен большинству наших соотечественников» и указал на необходимость предпринимать усилия «для увековечения в людских умах и сердцах памяти об их жертве, которая воспламеняла бы в наших современниках любовь ко Христу».

Продолжит тему фрагмент интервью с игуменом Дамаскином (Орловским), секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых.

Почему новомучеников почитают меньше древних святых?

Действительно, иногда задаются вопросом, почему новомученики и исповедники Церкви Русской почитаются меньше, чем в древние святые. Если немного углубиться в то, что мы понимаем под древними святыми и насколько они почитаются, то вряд ли найдем более полутора десятков почитаемых имен во всем календаре. Еще священномученик Андроник в XIX веке жаловался, что люди не знают даже житие святого, имя которого носят. Очень непростая ситуация возникает при почитании новомучеников, а именно при составлении их жизнеописания: все эти события были совсем недавно, и мы не можем писать о новомучениках, как о мифических героях, придумав и скруглив их жизнеописания. Понимая, как можно довести сведения о новомучениках и их значимости до людей в современном мире, прибегая к таким же современным средствам доведения, я по этому пути не пошел, так как в таком случае давал бы читателю лишь фрагмент, свое понимание той или иной стороны жизни человека. В результате, показал бы, во-первых, не целостного человека, а во-вторых, не целостную эпоху, так как иначе она бы загромождала повествование, а для восприятия оно должно быть упрощенным.

Издание книг было единственным шансом в наше время довести образ мученика и все окружающие обстоятельства до читателя, ведь он не будет сам сидеть в архивах и читать допросы следователей, кроме того, в этих материалах очень сложно разобраться. Обычно люди очень быстро теряют интерес к тому, в чем не видят жизни, а чтобы ее увидеть, нужно читать подобные материалы не один десяток лет.

Книга – это возможность для читателя увидеть документы и всю обстановку жизни реальных людей. Мне хотелось бы, чтобы эти жития были подобны художественным книгам, то есть доступны для понимания, хорошо воспринимались.

Второй аспект восприятия книг о новомучениках – никто не хочет добровольно воспринимать страдания, окунаться в них. По опыту я знаю, что такие умные книги о страданиях читают, когда кто-то заболевает или начинаются иные проблемы, то есть когда читателю нужен опыт страдания. По моему мнению, книга должна просвещать, развивать, делать человека лучше. Книга о новомученике должна давать человеку представление одновременно о самом человеке-мученике и об эпохе, однако для такого целостного восприятия читатель сам должен сделать некоторое усилие, во всем разобраться, чтобы стать благороднее и умнее.

Вопрос о том, что нужно сделать для более широкой огласки подвигов новомучеников и исповедников будет всегда актуальным. Например, собеседник телеканала «Царьград» игумен Дамаскин – автор серии книг «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия». Это один из способов просвещения – через книгу. В различных епархиях открываются музеи, выставки, посвященные подвигу новомучеников. Ранее мы рассказывали об открытии в Архангельской епархии виртуального Музея памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. На сайте arhispovedniki.ru представлены около 100 научных исследований по теме репрессий, сотни фотоматериалов и фотокопии архивных дел, тысячи биографий мучеников за веру.

Расшифровка:
Светлана Домрачева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс