Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (826) → Протоиерей Игорь Бачинин: Эвтаназия

Протоиерей Игорь Бачинин: Эвтаназия

№25 (826) / 7 июля ‘15

Честное мнение

Тему сегодняшней программы предложила наша телезрительница Екатерина Вехова. Она написала: «Уважаемые ведущие программы «Честное мнение»! Давайте обсудим тему эвтаназии. Я считаю, что такая процедура имеет право на существование, ведь при раке тяжелой стадии или какой-нибудь другой тяжелой болезни, когда врачи помочь ничем не могут и когда нельзя ослабить страдания человека, а он медленно и мучительно умирает, ввести сыворотку, которая отправит его в вечность, – это более гуманно, милосердно и более по-христиански». Итак, тема предложена. Батюшка, готовясь к программе, я нашел некоторые определения понятия «эвтаназия». Может быть, некоторые наши телезрители и не знают, что это такое. «Эвтаназия – это практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания».

В некоторых источниках создается положительное представление об эвтаназии. Ведь даже этимология этого слова восходит к греческим словам «хорошо» и «смерть». Эвтаназия – это буквально «хорошая смерть». В словарях это слово расшифровывается как «спокойная смерть», «легкая смерть». Но каким должно быть христианское отношение к подобной практике?

– Вы знаете, когда я слушал письмо телезрительницы, которая предложила обсудить тему эвтаназии, мне вспомнилась одна женщина, Лидия. Она приезжала к нам из города Иваново, у нее были проблемы с воспитанием детей, она понимала, что безнадежно больна и скоро отойдет в мир иной. Перед смертью захотела покаяться и помочь своему ребенку. Она узнала о том, что существует Общество трезвости, и приняла обет трезвости. Лидия отошла ко Господу на Пасху. И те из членов нашего братства, кто присутствовал на отпевании, говорили, что оно совершалось очень светло и благостно.

Мне сообщили один интересный факт, который меня, с одной стороны, насторожил, а с другой – порадовал. Так как Лидия дала обет Богу жить трезво, она отказалась от обезболивающих, хотя и испытывала очень тяжелые страдания, ведь у нее была онкология. Она терпела эти страдания, не зная, когда Господь призовет ее душу. И я думаю, что смерть на Пасху – это особая милость Божия и вознаграждение за труды и страдания, которые она претерпела в своей жизни, желая принести Богу покаяние.

Слово «эвтаназия» действительно имеет греческое происхождение. Приставка «эв-» в греческом языке означает «добро», «благородство». Семантическое поле, в котором используется это понятие, соответствует христианскому пониманию смерти: человек должен с благородством, правильно, по-доброму уйти из этой жизни, с пониманием, что после окончания земного бытия наступает жизнь вечная. Прискорбно, что наш христианский символ приобрел совершенно иной смысл. Церковь не может согласиться с таким подходом к смерти. Кроме того, нам известен автор этой теории, некий француз Жак Моно, известны и его исходные предпосылки. У него была своя философская доктрина, заключающаяся в том, что все в этом мире происходит случайно. Но мы не можем разделять такую позицию, потому что знаем, что мир – творение Божие. Но если все на свете происходит по воле случая, то человек имеет право на достойный, как говорил Моно, уход из жизни. Но почему только «достойный»? Почему человек не может умереть благородно, не может умереть правильно? Почему он не может умереть по-христиански? А ведь мы молимся именно чтобы человек сподобился христианской кончины, чтобы он с миром покинул жизнь временную и вошел в Царствие Небесное.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Я вот думаю, кто может взять на себя функцию врача или, лучше сказать, палача? Этих врачей нужно будет специально готовить. Кто будет этим заниматься? А во-вторых, нам бы лучше, не думая об эвтаназии, решить вопрос с обезболивающими лекарствами, чтобы они поступили в свободный доступ. Люди не могут получить лекарства и кончают жизнь самоубийством от боли, а мы об эвтаназии рассуждаем».

– На самом деле вопрос об эвтаназии – вопрос онтологический, вопрос жизни и смерти. Он имеет непреходящее значение для каждого человека, живущего в этом мире. Даже если смотреть на этот вопрос со светской стороны, мы можем вспомнить, что каждый врач дает клятву Гиппократа. В этой клятве он обещает не давать никакого снадобья, которое лишало бы человека жизни.

Господь наш Иисус Христос показал нам Своей смертью на Кресте, что страдания имеют смысл. Страдания вводят человека в жизнь вечную, дают ему возможность покаяться, преобразиться, измениться. Эвтаназия – это уход от замысла Божия, уход от призыва к вечному блаженству, а его Господь посылает каждому человеку.

Будучи Сердцеведцем, Бог знает, как подготовить человека к переходу в мир иной. Никому и никогда Господь не попускал испытаний выше его сил. Любые страдания, с которыми сталкивается человек, имеют определенный смысл: ввести человека в жизнь вечную. Главное, чтобы человек принял волю Божию. Конечно, для больного важно получить какие-то лекарства, которые могли бы облегчить его страдания, в этом и заключается наш христианский долг. Но я все время вспоминаю пример Лидии и прошу тех, кто нас слышит, помолиться об упокоении ее души. Она, несмотря ни на какие обстоятельства, отказалась от обезболивающих, понимая степень своей греховности перед Богом. Страдания, которые ей послал Господь, она принимала с радостью и благодарностью. Она понимала, что Он видит ее, любит ее и протягивает ей руку помощи.

Знаете, сейчас мы пытаемся равняться на мировые ценности, но у нас есть своя религиозная традиция. То отношение к жизни и смерти, которое существует во многих, как их принято называть, цивилизованных странах, для нас неприемлемо.

Именно в Европе зародилась практика эвтаназии как идеи, которая требует обсуждения. Это, к сожалению, реальность нашей современной жизни. Если мы рассматриваем жизнь как дар Божий, за который человеку придется отвечать, то вряд ли мы дерзнем покуситься на этот дар, понимая неизбежность своего ответа перед тем любящим Отцом, Который подарил нам эту жизнь. Тело человека – храм Божий, и никто не может растлевать или разрушать этот храм, потому что, как сказано в Писании, если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3, 17). А когда понимание смысла человеческого бытия уходит из нашей жизни, то возникают такие искажения или, я бы даже сказал, безумия. Человеку нужно жить, нужно продолжать свое бытие, а он вместо этого отвергает руку помощи, протянутую Богом. Практика эвтаназии чужда нашей ментальности, нашей традиции, тому, чему учит нас Господь.

– Очень отрадно, что все наши зрители, которые оставили свои комментарии в социальной сети ВКонтакте, к эвтаназии относятся однозначно отрицательно. Все пишут о том, что эвтаназия – это убийство и самоубийство.

Вопрос от телезрителя Виктора: «Я уже многие годы болен, врачи от меня отказались. Когда ты одинок, когда страдаешь от боли, когда нет никакой помощи, что делать в этом случае? Молишься, молишься, но без обезболивания ты ничего не можешь, потому что от физических страданий теряешь разум. А если выпить лекарства больше, чем нужно, и просто уснуть, это будет считаться самоубийством?»

– Безусловно, будет. В 14-м правиле Тимофея Александрийского говорится о том, что если человек из-за обиды или малодушия лишает себя жизни, то он не удостаивается христианского отпевания и литургического поминовения. Я, безусловно, разделяю вашу скорбь, очень сочувствую вам в вашем состоянии, которое Господь попустил вам. Но если вы обратитесь к Нему с просьбой о том, чтобы Он облегчил вашу участь, если вы позовете священника, чтобы он совершил над вами таинство Соборования , чтобы вы сподобились Причастия Святых Христовых Таин, то Господь услышит вас и облегчит ваши страдания. Я абсолютно в этом убежден, у меня нет никакой доли сомнения, потому что в моей священнической практике было немало подобных случаев.

В завершение нашей программы я бы хотел прочитать небольшой фрагмент из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2005 г.), в котором говорится об эвтаназии: «Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20, 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию) <...> эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении расцениваются как тяжкий грех».

Расшифровка:
Екатерина Иванова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс