Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (809) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Самая редкая и важная добродетель

Протоиерей Димитрий Беженарь: Самая редкая и важная добродетель

№8 (809) / 24 февраля ‘15

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Священник Михаил Ромадов: Постная печаль

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

Господь да благословит всех вас, дорогие братья и сестры, на все доброе.

Тема нашей сегодняшней программы – самая редкая и важная добродетель. Что же это за добродетель?

Как мне представляется, одна из самых редких в наше время добродетелей, при этом самая необходимая, – это благодарность Богу. Эта добродетель отличает подлинно верующего человека от человека, верующего лишь на словах; подлинно надеющегося и уповающего на Бога во всех обстоятельствах жизни от того, кто лишь говорит об этом или советует другим. Эта добродетель отличает человека, который любит Бога подлинно, от того, кто может красиво рассуждать о любви к Богу и людям, но проявить ее делами никак не может.

Только по-настоящему верующий человек, уповающий на Бога в любых обстоятельствах, будет благодарить за все: и за скорби, и за радости, и за приобретения, и за потери, и за жизнь, и за смерть, как об этом говорится в замечательном духовном канте: «Слава Богу за скорбь и за радость». Именно благодарность Богу – очень необходимая добродетель, и в то же время очень редкая.

Что же означает «по-настоящему любить Бога»?

Человек, для которого Бог – не умозрительная реальность, далекая от нашей жизни, или как еще говорят: «В Бога я верю, но у меня своя жизнь, в круговороте своих проблем, я сам должен решать их. Я, конечно, верю, что Бог есть где-то там, но я-то здесь, и пусть Он не мешает мне».

Возможно, я немного утрирую, но вся философия жизни людей, которые по-настоящему в Бога не верят, такова. Строго говоря, они не атеисты, но всем образом мысли и жизни они показывают, что в их жизни Бога нет, поэтому они Бога не благодарят даже за те Его благодеяния, которые очевидны для них самих: за дар жизни, физическое здоровье, которые, пока они есть у нас, мы не ценим и не замечаем. Когда у нас все относительно хорошо, мы этого не замечаем. Но как только беда, скорбь, мы обращаемся к Богу, причем человек, который Бога не любит, обращается с претензией и протестом: «Почему у меня такие скорби?» Это признак того, что человек неблагодарный, в Бога не верует.

Бывает, люди говорят «у меня Бог в душе». Иногда они заходят в церковь поставить свечи, подать записки за ближних, на Пасху могут исповедаться и причаститься. Можно ли о таких людях говорить, что они не благодарны Богу?

Если смотреть с православной точки зрения, то человек, внимательный к себе, испытывает чувство благодарности Богу даже за всякую мелочь. Один из великих подвижников нашего времени, старец Паисий Святогорец, наставления которого советуем читать всем, говорил, что христианина отличает любочестие. Ни в одном современном светском словаре такого слова нет, поэтому светским людям не понятно значение этого термина. Любочестие – признак души, любящей Бога и благоговеющей перед Ним, души, которая, говоря словами старца Паисия, подобно восковой свече, тает в чувстве благодарности при виде Божиих благодеяний.

Если человек лишь рассуждает о вере, говоря, что она у него в душе, но не молится, не ходит в храм на богослужения, то есть не испытывает потребности общения с Богом, – можно ли говорить, что он действительно любит Его?

Зачем благодарить Бога, если Он и так Всевидящий, Вездесущий? Зачем Ему нужна наша человеческая благодарность, как, впрочем, и благодарность ангельская?

Чтобы понять, почему Бог ждет от человека благодарности, надо вспомнить Ветхий Завет, где Господь учил праотца Ноя, пророка Моисея, праведного Авраама и других праведников, чтобы они воздвигали алтари, жертвенники и приносили благодарственные жертвы.

Зачем Богу, Который не нуждается ни в чем, наша немощная человеческая благодарность? Чтобы понять это, надо рассмотреть аналогию с семьей. Благочестивый отец, по-настоящему любящих своих детей, хочет, чтобы дети были благодарны за все: за то, что родители кормят, одевают, заботятся и воспитывают детей, хотя ни к благосостоянию отца, ни к его положению в обществе или на работе благодарный лепет детей ничего не добавит. Но если мы хотим, чтобы наши дети шли по жизни достойно, чтобы им было хорошо при общении с друзьями или недругами, их надо научить благодарности. Как мы, земные родители, хотим, чтобы наши дети были благодарными, так и Господь, желая, чтобы мы стали достойными гражданами Неба, способными воспринимать Божественную благодать, хочет, чтобы наше сердце было воспитано благодарностью.

Чтобы сердце стало сосудом благодати, его надо очистить, а неблагодарное сердце никогда не сможет вместить благодать.

У святых отцов есть выражение, что кто благодарит, то сторицей приемлет от Бога, а неблагодарный раб теряет все, на нем сбываются слова Господа «у негодного раба отнимется даже то, что он думал иметь». Негодный раб – это раб неблагодарный, который зарыл талант своего господина в землю. Так бывает со всяким неблагодарным человеком.

Как благодарить Бога, если человек видит свои недостатки, но побороть не может, хотя борется с ними?

Человек, внимательный к своей духовной жизни, извлекает пользу для своей души даже из своих падений. Он начинает познавать свою немощь. Например, человек борется с раздражительной силой души (она есть у всех, но проявляется в разной степени)... Когда человек изо всех сил борется со страстью гнева, но своими силами сделать это ему не удается, тогда для него это повод поблагодарить Бога за долготерпение и попросить милости и помощи в борьбе с этой страстью.

Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: «Можно ли научиться благодарить Господа, когда нет душевного покоя от разлада с близкими или каких-то житейских горестей? Как научиться в скорбях нелицемерно, от всего сердца и всей души благодарить Бога?»

Скорби – неизбежные спутники жизни всякого человека на земле, а христианина в особенности. Господь сразу сказал всем Своим последователям, что тесные врата и узкий путь ведут в жизнь вечную. Но, как верующие люди, мы должны понимать, что скорби, которые не посылаются, но попускаются нам от Бога, попускаются ровно в той мере, в какой мы можем выдержать и вынести с пользой для души.

Как говорил один из наших современников, мудрый духовник для всей России, старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах духовным чадам, «в наше время каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать»: только скорби ходатайствуют перед Богом о спасении нашей души – подъять на себя и понести подвиги мы не можем по ряду объективных причин: у нас нет такого здоровья, изменились и мы, и мир, нет духовного огня.

Старец Паисий Святогорец говорил, что раньше было больше живых подвигов, потому что было больше живых примеров. Когда все шли в одну сторону, тяжело было идти в другую. Человеку развратному было тяжело показаться на глаза людям, которые знали, что он ведет не совсем правильный образ жизни. В эпоху, когда разврат, наоборот, является нормой и пропагандируется, как добродетель, когда над целомудрием и чистотой смеются, тяжело подъять какой-то подвиг.

Поэтому Господь, желая спасения нашей души, попускает скорби, чтобы они ходатайствовали перед Ним о спасении наших душ. Даже за потерю родных и близких, за болезни, неприятности, за то, что не так, как мы хотели бы, за все надо благодарить Бога, говоря: «Слава Богу за скорбь и за радость».

Как научиться благодарить Бога, когда мы видим очень много несправедливости, зла (даже когда включаешь телевизор, в новостных блоках видишь очень много агрессии) – как, посмотрев на это, встать и начать благодарить Бога?

Вы правы, после просмотра новостных блоков иной раз просто тяжело прийти в себя. Здесь надо отдать должное: там порой умеют так сгустить краски, что некоторым светским людям, как они признаются, «жить не хочется после того как они посмотрят телевизор».

Но ваш вопрос очень глубокий и подводит нас к самой тяжелой для человеческого ума богословской антиномии о том, что Бог есть любовь, Бог не есть виновник зла, но Он все это видит и все это попускает. Господь видит все происходящее, о чем мы и не знаем, Он видит и помыслы, и внутренние движения души каждого человека.

Однажды старцу Паисию задали вопрос, как Господь, будучи Всеведущим, может терпеть все это? И святые угодники, находясь в Царствие Божием, не печалятся ли, видя все, что происходит на земле? Старец Паисий очень мудро ответил, что святые угодники, пребывая в месте, где нет ни печали, ни воздыхания, ни скорби, наслаждаются осознанием того, что терпящие за Христа и претерпевшие до конца придут в это же состояние блаженства. Убежденность в том, что претерпевшие до конца будут радоваться, дает святым силы, видя происходящее на земле, не приходить в печаль и уныние.

Господь заранее знает все, что происходит у нас на земле, но Его любовь и милосердие к человеческому роду столь велики... Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении Православной веры» говорил, что любовь Божия не может быть побеждена человеческим злом, иначе Бог не сотворил бы этот мир. Зная, что в мире будут разумно-свободные существа, которые отвергнутся любви Божией, пойдут против Бога и навечно погибнут, даже зная об этом, Он все равно творит этот мир. Зло не может победить любовь Божию. Поэтому мы, христиане, должны постараться в любой негативной обстановке видеть врачующую десницу Божию.

Посмотрите на события в многострадальной братской Украине, с которой мы едины от святой купели князя Владимира, с которой у нас единая славная история. Конечно, христианин, глядя на происходящие там скорби, может испытывать печаль и уныние, спрашивая: «За что, Господи?» Но даже попуская людям проявить свое зло, Господь приводит к добрым последствиям. В каждом православном храме от Калининграда до Сахалина за каждой Божественной литургией возносится коленопреклоненная молитва о мире на Украине. В каждом храме со слезами молятся о людях, которых лично, может быть, даже не знают. Как эта беда всколыхнула сердца людей! Мы, наверное, не узнаем точной статистики о том, как много людей приняли участие, помогали и помогают пострадавшим на Украине.

Господь попускает совершиться злу, но приводит к благим последствиям. В силу нашей греховной и человеческой ограниченности мы пока не видим всех последствий, все это будет видно во время Второго Пришествия Христова. Поэтому для христианина должно быть очевидно, что Бог никогда не попустит совершиться злу, если не приведет к добрым последствиям.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Как правильно вести себя по отношению к близкому человеку, который платит черной неблагодарностью за доброе участие в его судьбе?»

Это проблема общая и очень актуальная. Среди родственников всегда может быть тот, кто, невзирая на все добрые призывы родственников, всегда отвечает черной неблагодарностью, ведет себя подобно блудному сыну: дайте мне надлежащую часть имения, и я пойду в страну далече, сам себе буду господин без опеки отца и матери.

Возвращаясь к опыту таких духовных людей, как старец Паисий Афонский, хочется привести такие слова: – Подобно тому, как солнце своими лучами греет всякое творение, так же опытный духовник любого приходящего человека сначала старается согреть любовью.

Так поступал сам старец Паисий со всяким человеком: даже получая извещение от Бога, что этот человек ведет неподобающий образ жизни и страдает по заслугам, все равно обнимал его и согревал своей любовью. Он говорил: «Согревая своей любовью, я даю возможность проявиться внутреннему состоянию человека. Подобно тому, как в солнечный день, всякие змеи и скорпионы вылезают из-под камней, у некоторых людей начинает проявляться та внутренняя испорченность, скрытая за маской приличия».

«И тогда уже – продолжает старец Паисий, – я говорил человеку прямо, без обиняков, в чем он не прав, в чем ему надо исправиться. Тогда совесть меня не мучает, если человек обидится, развернется и уйдет».

Такая же ситуация в отношениях с близкими и знакомыми. Бывает, что ты всей душой стараешься помочь человеку, а он платит тебе неблагодарностью. Если вы проявили к человеку внимание, совет, но видите, что он этого не принимает, надо сохранять дистанцию, молиться за него на расстоянии, подавать милостыню, но больше ничего не говорить.

Если ваши слова попираются, советы отвергаются, надо прекратить что-либо говорить такому человеку.

Как правильно благодарить Бога? В чем это должно выражаться?

Благодарность должна стать свойством души христианина. Как это должно произойти? Святитель Иоанн Златоуст, великий учитель Церкви IV века, говорил: чтобы научиться благодарности, сначала надо понуждать себя благодарить Бога за явные благодеяния, за те, что очевидны даже для твоего грехолюбивого ума и очей, омраченных страстями: что здоровы ты и твоя семья, что солнце сияет над головой, Господь вовремя посылает дожди, чтобы земля плодоносила. И, понуждая себя благодарить за явные Божии благодеяния, постепенно начнешь благодарить и за неявные благодеяния, которые ты доселе не видел или они казались тебе малыми, сами собой разумеющимися. Чем больше начинаешь видеть их, тем более проникаешься благодарностью Богу, Который промышляет обо всем мире, и постепенно, как говорит святитель Иоанн Златоуст, начнешь благодарить и за скорби, и за болезни, поскольку увидишь, что и скорби, и болезни посылаются тебе от того же благого Бога для пользы твоей души.

Кого чаще всего просят молиться, когда случаются скорби? Монахов, то есть людей, которые отреклись от мира и идут узким Евангельским путем. Для них молитва – главное делание их жизни. Если хочешь, чтобы кто-то помолился, попроси или монаха, или многодетных родителей – многодетные родители приобретают опыт молитвы самими обстоятельствами жизни: учишься молиться, когда видишь, как болеет твой маленький ребенок. Дети учат и терпению скорбей, и смирению, и отречению от своей воли. Дети в многодетной семье научат и мудрости, и рассудительности, ведь надо уметь управлять ими так, чтобы они жили дружно, вовремя садились за уроки. На опыте известно, что просишь помолиться многодетного отца, – он обязательно помолится, и что молиться он умеет в свою меру. Поэтому и болезни, и скорби являются училищем благочестия для нашей души. Внимательный к себе человек будет благодарить Бога и за скорби, и за болезни.

Как изменяется человек, когда становится благодарным?

Если посмотреть на человеческое общение, можно видеть, как нас ранит человеческая неблагодарность, потому что неблагодарная душа черствеет и каменеет, и такой человек не будет тебе ни настоящим другом, ни братом, ни коллегой, ни сотрудником. Благодарное сердце становится мягким, восприимчивым к чужой боли. Только благодарный человек будет по-настоящему милостивым и достойным другом. Только благодарный человек может стать хорошим мужем или женой. Благодарность полезна самому человеку больше, чем тому, к кому мы ее проявляем.

Наверное, можно подытожить сегодняшний разговор фразой «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите...»

«...сия бо есть воля Божия во Христе Иисусе в вас», – писал апостол Павел в Послании к Ефесянам.

Благодарю Вас за сегодняшнюю программу и прошу в завершение благословить наших телезрителей.

Позвольте, дорогие братья и сестры, просить вас помянуть об упокоении новопреставленного протоиерея Феодора, доброго пастыря Церкви и моего родного отца, который недавно преставился. Помолитесь о его упокоении. Вас да сохранит Господь Бог от всякого зла на многие и многие лета.

Расшифровка:
Юлия Подзолова.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс