Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (809) → Целостность, достигнутая в страданиях

Целостность, достигнутая в страданиях

№8 (809) / 24 февраля ‘15

Исследуйте писания

Момент, который тоже нас должен насторожить, – что для описания соединения с блудницей апостол Павел приводит слова священные, сказанные Господом при установлении таинства брака, слова о том, что «два будут одна плоть». Слова священные, но употреблены они здесь по отношению к нечистому делу, которое только что апостол Павел назвал грехом. Почему же важно нам понять вот этот момент, хотя, наверное, каждому, кто читает эти рассуждения сейчас, кто читал апостола Павла, кажется, что все понятно? И так же всякий нормальный человек понимает, что блуд есть грех, уж всякий нормальный христианин-то точно должен это понимать.

Но ведь не бросает же апостол Павел слова на ветер: все имеет смысл, все имеет важность и цену. Поэтому очень важно, мне представляется, обратить пристальное внимание на мысль, почему же не вообще соединение с женщиной есть грех, а именно соединение с блудницей.

Во-первых, потому, что блудница, если хотите, воплощенная неверность. Такова ее работа, таково состояние ее души. Она неверна по своей природе, она есть неверность. Но ведь с ней соединяется мужчина, он образует с ней некоторое единство. Как можно образовать единство, если по крайней мере один из соединяющихся заведомо неверен и не собирается быть верным? Ведь соединение двух предполагает именно их верность, чтобы образовалось единство. Но тут не может образоваться единства: один из них всегда ложен, всегда отвращен от того, с кем соединяется.

Таким образом, соединяясь с блудницей, человек соединяется с принципиальной неверностью, с сознаваемой всеми ложью. Значит, соединяясь с неверностью, с изменчивостью, я впускаю ее в себя, ведь «два будут одна плоть», и я становлюсь таким же, как она. То есть становлюсь лживым, становлюсь неспособным быть верным Богу.

Почему вот такой поворот? Почему я вдруг становлюсь неверным Богу? Вспомним, например, притчу о десяти девах. Каждый понимает, что под десятью девами имеются в виду не только девушки, женская половина человечества, уверовавшие христианки. Под десятью девами подразумеваются души человеческие. Любая душа человеческая женственна по отношению ко Христу. Не случайно (мы еще вернемся к этой теме) и Церковь, состоящая из христиан, называется невестой Агнца в Книге Откровений, и Христос приглашает всех на брачный пир. И в Ветхом Завете отношения между Богом и человеком тоже отображаются в образах брака, где Бог выступает в роли Жениха, а душа человеческая – в роли невесты.

Таким образом, человек, соединяющийся с блудницей, с неверной, сам становится неверным по отношению к Богу, он изменяет Богу. Он – все равно что невеста, обещавшая хранить верность своему жениху, но не сдержавшая слова: ее не возьмут замуж, ведь она неверна была до брака, как можно надеяться на то, что будет верна в браке... Если я соединяюсь с блудницей, я заражаюсь этим блудом и становлюсь блудницей по отношению к моему Господу. Именно так и надо понимать эти слова апостола: «если соединяется с блудницей, становится одно тело с ней, ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». И на самом деле, если тело мое брошено в ложь, если оно заражено изменой, страстью, пороком, то дух мой теряет целостность, теряет единение с Богом, дробится, в него входит ложность, измена, предательство, я теряю способность быть верным Богу и тем самым разрываю единство с Богом.

Я ухожу от Бога, потому что дух мой заражен неверием, заражен изменой. Почему же это получается? А потому что, и это очень важное свидетельство, характерное для всего корпуса посланий апостола Павла, что человек есть не просто существо духовное, что человеком называется дух, заключенный в тело, и вне тела полноценное существование этого духа принципиально невозможно.

Человек есть то, что имеет тело, человек есть то, что имеет дух. Дух без тела не человек, тело без духа не человек. Только всецелое пронизывание телесного и духовного начал человека и образует то, что мы называем человеком. Поэтому, если человек совершает измену телесную, она всегда касается его духа; если человек грешит телом, грех, несомненно, отражается на духовной жизни.

Если человек грешит сугубо духовно, ересью, например, то от этого страдает и тело. Не случайно, кстати, апостол Павел ересь относит не к духовным заблуждениям, а так и называет – «дела плоти». Ересь – такое же дело плоти, как блуд или обжорство, или пьянство, потому что настолько все взаимосвязано в человеке, что нельзя разделить духовное и телесное начала. Поэтому там, где есть плотской грех, обязательно страдает и наше духовное единение с Богом. Это касается, в том числе, и болезней наших телесных, которые приходится перенести для того, чтобы очистить наш дух от греха. Как писал об этом в свое время апостол Петр, – «страдающий плотью перестает грешить». Действительно, через страдание телесное дух очень многих людей, при терпеливом отношении к этим страданиям, обретал связь с Богом, восстанавливал единство с Ним, обращался к Нему. Целостность, достигнутая в страданиях, была порой просто потрясающей, что мы видели, например, в житии Пимена Многоболезненного Печерского или в житии Никиты Столпника Переяславского и многих других страждущих людей.

И в заключение можно сказать, что, кроме того, человек, соединяясь с блудницей, не сам владеет своими силами, которые некоторым образом укоренены в его теле, не сам владеет своим телом, не он владеет своими энергиями, а они владеют им. Таким образом, он теряет право называться свободным человеком.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс