Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (809) → Священник Михаил Ромадов: Постная печаль

Священник Михаил Ромадов: Постная печаль

№8 (809) / 24 февраля ‘15

Беседы с батюшкой

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей на начало.

Благодать нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми вами, дорогие братья и сестры.

Наша сегодняшняя тема – постная печаль. Сейчас от многих можно услышать печальные слова: «Приближается пост, время скорбное, когда нельзя есть и развлекаться» – как к ним относиться?

Пост вовсе не время скорби, он нужен самому человеку. По продолжительности Рождественский пост такой же, как Великий, и, хотя богослужебный строй не отличается, постное настроение, конечно, будет. Гастрономическая часть, конечно, интересует многих, поскольку у нас северный регион, а на дворе зима. Одно дело поститься где-то на юге, в Греции, и другое – у нас, где организм требует дополнительной энергии для сохранения тепла. Поэтому есть причина задуматься о мере поста.

Все мы хорошо понимаем, что если человек необходим для самого человека, то он может с благословения священника, которому он доверяет, определить доступную себе меру поста. Мы знаем, что, с точки зрения строгости, Рождественский пост стоит третьим после Великого и Успенского постов. Как и во всякий пост, исключается мясная и молочная пища, рыбная вкушается по ситуации. Можно исключить ее, особенно в последнюю неделю. Как мы знаем, со 2 января и по 6 включительно надо постараться держать строгий пост, а во все остальное время поститься по силам. Если человек имеет объективную причину вкушать рыбную пищу, а то и молочную (есть и такие болезни), то, конечно, любой батюшка поступит по любви, а не по закону, дав разрешение употреблять тот или иной вид пищи. В христианстве во всем должен быть индивидуальный подход. Как говорит апостол Павел в одном из своих Посланий, пище не приближает нас к Богу: едим ли, ничего не теряем, не едим, ничего не приобретаем.

Пост – это возможность понять, насколько мы определяемы тем, что едим, зависимы от этого. Если есть благословение батюшки, надо вкушать, не подвергая свое здоровье опасности, но можно исключить какой-то вид продуктов, которые формально постными не являются, но человек испытывает к ним пристрастие – например, вкушай молоко или кефир, если тебе это надо для здоровья, но исключи что-то другое. Или алкогольные напитки – они формально не относятся ни к мясу, ни к молоку; но надо подумать, что в дни поста для людей, которые в какой-то мере пристрастны к алкоголю или табакокурению, их необходимо сократить.

То же самое с развлечениями. Речь не о том, что человек должен посыпать голову пеплом, никак не радоваться, не улыбаться или даже не общаться, но в том, чтобы больше времени посвятить вещам духовным: чтению Евангелия, духовной литературы, посещению богослужений, более основательной Исповеди.

Пост – это как упражнение, когда мы приобретаем необходимый навык. Выйдя из поста, нам необходимо сохранить все то, что мы приобрели за эти 40 дней. Пост не чтобы «отработать» свое, а потом пуститься во все тяжкие – «пить, есть и развлекаться, поскольку мы отдали необходимое, а теперь пришло наше время». Это не христианское отношение, получается, что свои отношения с Богом мы строим исключительно юридически, словно покупая себе какие-то бонусы.

Христианин всегда пребывает в состоянии поста. Пост, как внимательность, бдительность, ведь Господь говорит нам: всегда бодрствуйте, то есть будьте внимательны и аккуратны по отношению к своим мыслям, словам, действиям.

С одной стороны, пост – это что-то печальное, будучи ограничением, но с другой – это в первую очередь необходимо нам самим.

Вы уже сказали о радости общения, и многие телезрители спрашивают, как правильно поступать в тех случаях, когда день рождения и именины выпадают на пост?

Что касается дня рождения или именин, выпадающих на пост... В именины христианин стремится приобщиться Святых Христовых Таин, то есть возрадоваться духовно и почтить память своего духовного покровителя, может быть, еще раз перечитать его житие. В день рождения христианин в принципе стремится к тому же, в отличие от светского человека, который обязательно празднует день рождения, а про именины даже иногда не знает.

Что касается стола – в эти дни не стоит, конечно, устраивать объядения постными продуктами, но если собраться домашним кругом, то можно приготовить что-то постное, без особых изысков. Бывает, состоятельный человек в пост покупает дорогие морепродукты, и тогда пост теряет один из своих смыслов: сэкономить на продуктах и отдать сэкономленное неимущим, бедным – если покупать вместо мяса изысканные морепродукты, то ничего не сэкономишь, наоборот, потратишь еще больше. Поэтому речь идет о приятной, но простой пище: соленья, картошечка, грибы. Что касается вина, то Устав Церкви в дни совершения Литургии даже предписывает употребление вина. То есть все должно быть в меру, благопристойно, по-христиански. Всегда можно эту меру найти, предварительно спросив у священника, которому человек доверяет.

Вопрос из группы ВКонтакте: «Никогда не постилась, только перед Исповедью, но желание есть. Не представляю пока, как это сделать, поскольку пост столь продолжителен. Может быть, начинать с малого поста?» Кроме того, каждый день наша слушательница готовит обед с мясом для мужа и свекра. Как поступать в таких «смешанных» семьях?

Здесь, как и во всем, должен первенствовать принцип любви. Поскольку мужчины работают, если они не верят и не считают нужным соблюдать пост, лишать их мясной пищи не будет правильно, поскольку не через это человек придет к Христу, но могут возникнуть конфликты и даже отторжение христианства и поста.

Поэтому если женщина хочет поститься, она может в чем-то ограничить себя, а в чем именно – должна решить она сама или священник, к которому она ходит. Действительно, начинать надо с малого. Мы знаем слова Евангелия о том, что верный в малом будет верен и в великом, и над великим поставлен будет.

Как уже говорилось, в переводе с греческого языка «аскеза» (пост) означает упражнение, тренировку, и здесь нельзя сразу брать большую вершину. Бывает, что неофиты, то есть новообращенные, с рвением берутся за пост в соответствии с Уставом: по нескольку дней не вкушают пищу, соблюдают сухоядение. К сожалению, часто бывает, что человек надрывается и идет вообще в другую сторону.

Здесь все должно быть постепенно, как в любой тренировке. Тренер, то есть духовник, будет подсказывать, какую брать нагрузку. Всегда можно в чем-то себя ограничить, но при этом не доставлять проблем людям, которые живут рядом с нами, но еще не разделяют нашего желания поститься.

Вопрос из группы ВКонтакте: «Зачем брать благословение на пост, если я сама знаю, что мне можно есть, а что нет?» – у человека целый ряд болезней, которые не хочется перечислять батюшке, и ограничения, вызванные ими, понятны вопрошающей.

Есть вещи, которые сам человек знает, но ему сложно решиться на это без благословения, то есть толчка от духовного лица. Эта привязанность имеет очень глубокие корни, даже еще не христианские.

Человек, приходя в Церковь, духовно развивается и растет, обретая все большую степень внутренней свободы. Об этом прекрасно пишет игумен Петр (Мещеринов) в статье «Размышления о расцерковлении»: чем дальше человек растет в Церкви, тем больше у него степень свободы, если он, конечно, развивается правильным образом. Человек сначала буквально обо всем спрашивает батюшку: что есть, что делать. Когда человек в Церкви взрослеет, то готов сам нести ответственность за свои решения. И если он понимает, что не сможет поститься в должной мере, но вынужден будет делать конкретные уступки, тогда обращение к священнику становится буквально постановкой перед фактом. Конечно, священник не будет вести человека к тому, чтобы он постился в ущерб своему здоровью.

Вопрос телезрительницы из Перми: «Как диабетики могут соблюдать пост?»

Этот вопрос – частный случай того, о чем мы только что говорили. Это болезнь ныне очень распространенная, причем, и среди священников. Если есть определенная диета, назначенная врачом, то эту диету нужно соблюдать, при этом ограничивая себя в ином: в тех же развлечениях, бессмысленном просмотре телевидения (исключая, конечно, телеканал «Союз»). Пост говорит нам, что надо дорожить временем: как говорит Священное Писание, «дни лукавы», и надо успевать делать добро, заботиться о других, чтобы затем перенести этот навык во всю остальную жизнь. Еда является здесь средством, в случае если это возможно.

В таком случае, может быть, надо советоваться о посте с врачом?

Думаю, что это не исключено, поскольку каждая дверь должна открываться своим ключом. Священник ведь не всегда является компетентным в медицине или, например, психологии – если на Исповеди открываются подобные проблемы, связанные с постом, священник должен посоветовать пойти проконсультироваться со специалистом: священник не обязан решать все проблемы сам, если он не знаком с диетологией, психиатрией; все должно быть на своем месте.

Вернемся к теме нашей передачи: что делать с печальным постным настроением, которое все-таки порой посещает нас?

Можно много сказать на эту тему, но дело в том, что печаль, уныние посещают человека не только во время поста. Если человек связывает свою печаль и упадок с постом, то это, конечно, нехорошо. Но вспомним, каковы плоды духа, о которых говорит апостол Павел: это любовь, радость, мир. Радость – это важнейшая составляющая христианской жизни. И все должно на выходе иметь именно такие результаты.

Другое дело, что у нас на приходах складывается иная ситуация: часто Господь приводит человека в Церковь через какие-то скорби. Но дальше человеку нужно вырастать, чтобы прийти ко Христу, а не только за утешением.

В психологии есть понятие «комплекс жертвы». Когда в церковь приходит человек, предрасположенный к тому, чтобы страдать, который хочет закрыть свою неудовлетворенность или нереализованность какой-то храмовой действительностью, получается печальная ситуация. В Евангелии, писаниях святых отцов человек, прежде всего, видит печаль, скорбь, надрыв, и пост – это еще один повод, чтобы почувствовать этот надрыв. При этом очень часто идет ссылка на святых отцов (например, на слова «я не знаю, положил ли я начало покаянию»), которые считали себя самыми грешными. Но ведь они говорили изнутри своего опыта, который заключался в их восхождении ко Христу: чем ближе они поднимались к Источнику света, тем лучше видели свои несовершенства. Но это их не останавливало, они шли дальше за Христом и еще больше видели свое несовершенство. Они могли позволить себе говорить эти слова, поскольку они шли из глубины их опыта.

Однако очень часто люди с внутренним комплексом жертвы, желанием пострадать, поунывать, побывать в этом внутреннем надрыве, просто выдергивают эти цитаты, прилагая к себе. Но для них эти цитаты становятся оправданием их малодушия, внутренней потерянности, и подчас просто нежелания быть выше этого и идти к радости. Ведь любой из святых отцов, понимая все свое несовершенство, при этом пребывал в радости, ведь он видел, что Христос – это Радость. Радость – один из важнейших плодов Духа Святого, это созидающее начало. Опираться на уныние, печаль, самоедство невозможно – человек будет себя потихоньку разрушать, даже находясь в церковной ограде.

В таком случае не надо удивляться, что люди с активной жизненной позицией, нормальной нравственной интуицией, видя критическую массу таких людей в Церкви, скажут: «Мы понимаем, что в христианстве есть добро, любовь, ценности, но мы не хотим быть такими, как эти люди».

Когда Христос говорил о посте, то говорил, что когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися, но надо выглядеть для людей радостным. Получается, что мы забываем эти слова, и пост погружает нас в дополнительную печаль и скорбь. Это не приносит никакой пользы самому человеку и при этом является, скорее, фактом антимиссии.

Как Вы считаете, как разграничить радость и праздность, чтобы не впасть от радости в праздность?

Слова «праздник» и «праздность» происходят от одного корня, но ведь в Церкви тоже празднуются праздники. Скорее, речь идет о том, что в праздник человек не делает ничего только для себя самого. Как сказано в Ветхом Завете: шесть дней делай свои дела, а седьмой посвяти Господу Богу твоему. Для себя ты в этот день ничего не делаешь, но находишь время для Бога и ближнего. Это не для этого мира, не для решения житейских проблем, но чтобы возблагодарить Бога. Поэтому думаю, что подлинная радость, подлинное ощущение Духа Святого, Который ее порождает, не означает статичную и праздную позицию.

Мы помним, как Господь сказал апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи», человеческой немощи. Митрополит Антоний Сурожский, комментируя эти слова, говорит, что человеку надо быть подобным парусу, который подставляет себя под ветер – «возьмите парус: ветер может его наполнить так, что он понесет весь корабль – только потому, что парус гибок; если вместо паруса вы поставите прочную доску, то ничего не получится...».

Существует замечательная притча о чашке. К одному отшельнику пришел многоумный философ, считавший себя мудрецом и решивший узнать, чему же может научить людей отшельник. Прежде чем начать разговор, отшельник предложил выпить чаю. И вот он начинает наливать чашку: чай льется, льется через край на блюдце, на стол, на одежду философу. Мудрец возмущен: «Зачем ты это делаешь, ты что, не видишь, что моя чашка полна?!». На что отшельник отвечает: «Да, я вижу, что твоя чашка полна, и сегодня я не могу тебе ничего сказать. Приходи с пустой чашкой, тогда я тебе что-нибудь расскажу».

Речь идет о том, что если наш ум забит различными мнениями, амбициями, Богу очень трудно пробиться в него. Мы не должны мешать Богу, чтобы стать хорошей почвой, а действовать будет Дух Святой. Человек должен смирить свою волю, чтобы Божественная воля беспрепятственно происходила сквозь человека. Тогда станет понятен смысл слов апостола Павла: «Буду больше хвалиться своей немощью, чтобы полнее обитала сила Христова».

Пост в том и состоит, чтобы выбросить мусор из своего сознания и сделать его максимально прозрачным, чтобы благодать Божия могла пройти сквозь него до самого сердца и вести нас уже по правильному пути. Это всегда активная позиция, когда уже не мы действуем, но действует через нас Господь.

В пост мы отказываемся от развлечений, которые стали для нас источниками радости. На какие другие источники радости их можно заменить?

Это зависит от того, какие у кого развлечения, ведь современная культура предоставляет их в большом количестве.

Когда мы говорим о постном и непостном времени, то между ними нет жесткой границы. Хотя разница, конечно, есть, но невозможно представить, что если человек совсем не читает Евангелия и других духовных книг, в пост он заставит себя полюбить их. Если вкус к такой литературе есть, есть вкус размышлять над ними, то правильно будет отставить просмотр телевидения и больше времени посвятить рассуждению на духовные темы. Но это, конечно, труд всей жизни.

Пост – это ежедневная позиция христианина, когда он постоянно внимателен и бодрствует, по заповеди Христа, стараясь понимать, что ему полезно и что нет. Если человек органично развивается внутри Церкви, он ни за что не пойдет развлекаться, например, в ночной клуб: если человек возрастает духовно, то ему просто не захочется тратить на это время. Как сказал некогда Конфуций, если ты поговорил с человеком, с которым не надо было говорить, ты потерял время; если не поговорил с человеком, с которым надо было поговорить, ты потерял человека. Поэтому не теряй ни времени, ни человека.

Пост в том и состоит, чтобы понимать, на что тратить время: на какие занятия, на каких людей. Не потому, что это плохой человек, но я знаю, что пообщавшись с ним, потеряем время: и он, и я. Если я буду говорить про духовное, ему это будет неинтересно и он не поймет меня, если он будет говорить свое, то для меня это будет потерей времени и неким расстройством. Христианин начинает мыслить в таком контексте: «Не буду ни над кем возвышаться, но я имею вкус к иному времяпрепровождению и буду идти этим путем, никого не обижая и не кому не досаждая», как говорил преподобный Амвросий Оптинский.

Спасибо большое, батюшка. Время нашей передачи заканчивается. Благословите наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры, желаю вам попоститься постом приятным, чтобы он принес в вашу жизнь плоды Духа Святаго и вы с радостью и сердцем добрым встретили праздник Светлого Христова Воскресения. Храни вас Господь!

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс