Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (809) → Митрополит Волоколамский Иларион: Каждый христианин должен ощущать себя учеником Христа

Митрополит Волоколамский Иларион: Каждый христианин должен ощущать себя учеником Христа

№8 (809) / 24 февраля ‘15

Церковь и мир

Продолжение. Начало в №7 (808)

Д. Соколов-Митрич: Интересен аспект, который я тоже наблюдаю, прежде всего, на собственном опыте, когда ты как репортер приезжаешь куда-то и пытаешься понять, что произошло, выявить скрытые причины происшествия, – что главный инструмент познания, в том числе журналистского, все-таки, в конечном счете, любовь или хотя бы отсутствие ненависти.

Историческая проблема нашей журналистики заключается в том, что в ней слишком много ненависти. В людях постоянно свербит попытка засудить по своей мерке. Чтобы понять человека, который совершил плохой поступок, даже чудовищный, как было, например, в Кущевке или что-то еще, нужно, прежде всего, понять мотивы этого человека, его природу, натуру, характер. Чтобы это сделать, нужно, принять его как равного себе, несмотря на все, что он совершил, осознать, что он тоже создан Богом. Еще важно, пытаясь понять его мотивацию, его поступок, исходить не из того, как этот злодей исполнил свой замысел, а как этот хороший человек попытался сделать что-то хорошее, но в итоге его попытка не удалась.

За 20 лет своей работы журналистом я ни разу не видел людей, даже преступников, осужденных пожизненно, которые, совершая преступления, намеревались сделать что-то плохое. Все люди хотят сделать что-то хорошее, но просто у многих сбиты морально-этические, духовные настройки. В свое время их к этому не приобщили, или они сами выбрали не ту дорогу, в результате чего и произошла трагедия.

Любой грех – это, прежде всего, ошибка. Если журналист придерживается такого подхода, который, опять же, в своем корне христианский, его репортаж получается не таким, как у всех остальных. Появляется особый взгляд на окружающую действительность. Даже с точки зрения эксклюзива он находит то, что никто не заметил, потому что все мыслили и действовали шаблонно.

Митрополит Иларион: Это правда. Есть такие журналисты-христиане, которые, в отличие от своих коллег, смотрят на мир глубже, серьезнее. Создавая свои репортажи, не посвященные религиозной тематике, а касающиеся просто аспектов человеческой жизни или освещающие политические темы, они находят такие срезы, которые не заметны невооруженному глазу.

Конечно, здесь надо сказать о том, что христианство дает очень мощный импульс для внутреннего развития. У человека, ведущего духовную жизнь, совершенно иной взгляд на окружающую действительность, чем, например, у людей, обремененных только мирскими заботами.

Думаю, что прекрасным примером здесь может послужить творчество Достоевского. Будучи писателем, общественным деятелем и религиозным человеком, он прошел очень сложный путь. Его зрелые романы, за которые мы его любим, читает весь мир, они глубоко проникнуты христианским духом, христианской идеей. Он показывает, как в одном человеке могут уживаться и грех, и стремление к добру, и преступление, и покаяние. Он описывает, как может перерождаться и преображаться душа человека. С одной стороны, Достоевский обнажает такие глубины зла в человеке, которые заставляют читателей содрогнуться, как, например, в романе «Бесы», где он показывает разгул зла и, по сути дела, предсказывает русскую революцию за несколько десятилетий до того, как она наступит. С другой стороны, он же рисует потрясающие образы христианских подвижников, например, старца Зосимы. В его произведениях мы видим, как в душе одного человека могут уживаться и вера, и безверие. Духовный путь его героев, конечно, отражает его собственный путь. Мы потому и ценим Достоевского, что он открывает нам такие глубины, на которые мы сами погрузиться не в состоянии. В этом, конечно, и заключается задача писателя.

В этом задача и журналиста – не просто отрапортовать о происшествии, но и дать событию определенную оценку. Очень важно, что из себя представляет каждый журналист с точки зрения нравственности. Если он сам безнравственный, то соответствующей будет и вся его журналистика. Ведь не всякий журналист, например, согласится написать заказную статью. Чтобы стать заказным журналистом, надо быть человеком внутренне безнравственным. Подобная журналистика, конечно, наносит колоссальный вред не только общему делу всех людей, но и самой профессии журналиста, потому что к любому журналисту начинают относиться с недоверием. Тот христианский подход, о котором Вы говорите, в журналистике, к сожалению, встречается не так часто. (Окончание следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс