Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим на тему: христианин на светской работе. У меня в гостях – заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич. Здравствуйте, Дмитрий!
Д. Соколов-Митрич: Здравствуйте! Большинство людей почему-то считает, что воцерковленность и приверженность христианским идеалам – это недостаток в конкурентной борьбе, что люди, которые этим обладают, не имеют преимущества в карьере, в творческой работе и так далее. Мой собственный опыт и опыт наблюдения за другими людьми скорее это опровергает и говорит об обратном.
Митрополит Иларион: Вы знаете, мой собственный опыт тоже говорит об обратном. Я этому не удивляюсь, ибо христианство дает человеку некую внутреннюю мотивацию, которая отражается не только на его духовной жизни, но и на его профессиональной деятельности.
Сейчас существует такое мнение, которое на Западе даже навязывается людям, в том числе через законодательство, через действия работодателей, что религиозность – это исключительно частная сфера жизни человека, она нигде не должна не только демонстрироваться, но и вообще ни на чем сказываться.
Но Христос ведь создавал Церковь не только для домашнего применения и, собственно, не только для церковного употребления. Если мы – церковные люди вне зависимости от того, священнослужитель кто-то из нас или мирянин, то наша принадлежность к Церкви, наша христианская вера не может не сказываться на всем образе нашей жизни.
Д. Соколов-Митрич: Причем, мне кажется, что даже если наша религиозность не приобретает явное выражение в офисной жизни, – в моем случае в журналистской работе, в текстах и так далее, – она все равно действует, причем, даже сильнее, нежели если бы она выставлялась напоказ. Если говорить о моей журналистской деятельности, я считаю, что только с того момента, как я начал задумываться, а потом все больше и больше приобщаться к духовной сфере жизни, для меня работа стала осмысленной, я обрел какую-то интонацию, обрел не то, чтобы миссию, – я не тешу себя надеждой своими текстами исправить мир, – но моя деятельность получила некую законченность, подобно цепочке, по которой не бежал ток, а теперь бежит. Даже если я пишу о чем-то, абсолютно никак не связанном с Церковью, все равно это чувствуется даже людьми, которые тоже далеки от Церкви. Опять же, умение смотреть на всех как на равных или даже снизу вверх. Ведь большинство журналистов, к сожалению, мыслят себя своеобразными арбитрами событий, происходящих вокруг, и видят своей задачей объяснить людям, кто негодяй, а кто хороший человек.
Митрополит Иларион: Когда Христос создавал Церковь, Он ведь не секту создавал. Он не говорил Своим ученикам, что те должны отделиться от окружающих, создать для себя совсем другой мир, жить в специфической субкультуре; Он не призывал их уйти с обычной работы и создать для себя какие-то особые рабочие места. По сути дела, вся проповедь Христа была обращена к людям, находящимся в миру. Именно им Он говорил: «Вы – соль земли. Вы – свет мира» (см.: Мф. 5, 13–14), то есть Он призывал людей наполнить свою жизнь внутренним содержанием, при этом не отрываясь от своих привычных занятий.
Из кого Господь избрал Своих учеников? Из рыбаков. Когда Он Воскрес, чем ученики занялись после Его Воскресения? Они снова стали ловить рыбу. Только потом, после сошествия на них Святого Духа, когда, как Вы сказали, «ток побежал по проводам», они осознали свое апостольское призвание и отправились на проповедь. Но апостолы не были богословами или проповедниками в профессиональном смысле этого слова. На эту миссию их послал Господь.
Каждый христианин, вне зависимости от того, где и кем он работает, какая у него должность или статус, должен ощущать себя учеником Христа. Ученик Христа – это Его апостол, и это тот человек, который несет людям слово Божие, в том числе и через свою профессиональную деятельность. Конечно, особая ответственность возлагается на тех, чья профессия связана со словом, ибо здесь мы имеем дело не просто с какой-то технической профессией, но с даром, обладая которым, человек, в частности, журналист, в ответе за свои слова и за то, как он освещает события, каким образом пытается получить нужную информацию от своих собеседников. Это целое искусство, которое для журналиста-христианина просто не может не быть мотивировано христианскими ценностями.
Д. Соколов-Митрич: Да. Но вот что удивительно. По моим наблюдениям за коллегами нередко бывает и так, что Господь действует через человека даже помимо его осознания себя христианином. Я действительно знаю немало репортеров, которые пишут тексты в духе смирения. Такое ощущение, что они приобщены к христианским ценностям, но когда начинаешь с ними общаться, выясняешь, что они совершенно далеки от Церкви, но это действует помимо их сознания. То, что надо осуждать не человека, а грех – такие простейшие вещи, азы христианства, которые, как ни странно, в современном обществе и, в частности, в журналистской среде, очень редко встречаются, зачастую действуют через людей невоцерковленных, даже не читавших Новый Завет.
Митрополит Иларион: Такое явление существует. Оно называется, может быть, христианство вне Христа или церковность вне Церкви. Это некая врожденная способность человека отличать правду от лжи, белое от черного, добро от зла.
По словам древнего христианского писателя Тертуллиана, «душа человека по своей природе христианка». Это говорит о том, что Христос не создавал Свою религию, Свое нравственное учение на пустом месте. Он создавал его для реальных людей, исходя из их опыта. Он Сам был реальным человеком. Он был Богом и Человеком одновременно. Но Христос не просто заповедал людям Свою теорию жизни – все было проверено, доказано и показано на Его собственном опыте. Он являет людям величайший пример нравственности и образец для подражания. Интересно еще то, что образ Христа намного шире, чем образ Церкви. Христос более универсален. Я бы сказал, что ко Христу тянутся, как к личности, как к нравственному учителю, Ему симпатизирует гораздо большее число людей, а ведь не все из них ходят в церковь. Это тоже очень важно. Христос так же универсален, как универсален Сам Бог, ибо Он является Богом. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.