Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (729) → Митрополит Волоколамский Иларион: Главная миссия – свидетельствовать о Христе

Митрополит Волоколамский Иларион: Главная миссия – свидетельствовать о Христе

№24 (729) / 24 июня ‘13

Церковь и мир

Окончание. Начало в № 23 (728)

Возрождении церковной жизни в России, как оно видится глазами иностранца... В гостях у митрополита Илариона профессор Питтсбургской богословской семинарии Джон Берджес.

– Владыка, как Вы знаете, Свято-Тихоновский университет занимается новомучениками – это очень важная тема. Часто говорят, что возрождение Русской Православной Церкви связано со свидетельством и жертвой новомучеников. Расскажите, пожалуйста, о новомучениках, как новомученики влияют на развитие Русской Православной Церкви сегодня.

– В истории нашей Церкви был очень долгий и очень трагический период, он продолжался 70 лет. Это был период, когда религия и Церковь подвергались жесточайшим гонениям. Эти гонения были более жестокими, кровопролитными в первые годы советской власти, то есть в 20-е, 30-е годы. Потом они стали, скажем так, менее репрессивными, но, тем не менее, продолжались вплоть до конца советского режима. Во всяком случае, до 1988 года Церковь была загнана в гетто. Вся церковная жизнь находилась под строгим контролем государства и не было той свободы вероисповедания, которая декларировалась Конституцией. А в 20-е, 30-е годы сотни тысяч людей были репрессированы, замучены, расстреляны за исповедание веры. Это были и епископы, и священники, монахи и монахини, и великое множество мирян. Конечно, среди этих людей были те, кто дрогнул, отступил, отрекся от веры, но то были единицы. Такого массового исповедничества и мученичества Церковь вообще не знала в истории – даже гонения первых веков христианства по своим масштабам не сопоставимы с тем, что творилось в Советском Союзе. Когда вчитываешься в жизнеописания новомучеников, знакомишься с протоколами их допросов, это леденит душу, вызывает очень глубокие переживания и эмоции. Но мы понимаем, что то было и великое торжество Церкви – десятки и сотни тысяч людей нашли в себе мужество, силы противостоять жестокой машине гонений и не отреклись от веры. Они предпочли смерть отречению от Христа. Сегодня мы их прославляем как наших Небесных заступников и покровителей и чувствуем, что благодаря их молитвам, их предстательству сегодня возрождается церковная жизнь.

– Есть новомученики, судьба которых особо важна для Вас лично?

– Для меня лично очень важно почитание Царской Семьи, которое началось еще в советские годы и совершалось тайно не только от государственных властей, но даже и от церковной иерархии. Просто на квартирах собирались люди, приходил священник, совершал молитвы, молебны по книгам, изданным за рубежом. Я, будучи молодым человеком, участвовал в таких молебнах, и они оставили в моей памяти очень глубокий след. И когда в 90-е годы началась дискуссия о канонизации Царской Семьи, то раздавались голоса и за канонизацию, и против. Говорили, что Царь совершил много политических ошибок, что кончина его не была мученической. Но Церковь рассмотрела все эти аргументы и пришла к однозначному решению о канонизации. Когда в 2000 году канонизации состоялась, я присутствовал на Архиерейском Соборе не в качестве архиерея еще, а в качестве сотрудника Отдела внешних церковных связей. Я просто почувствовал действие Святого Духа, которое объединило всех. И тех, кто соглашались, и тех, кто не соглашались. С этого момента все почувствовали, что канонизация состоялась, что Церковь обрела новых заступников и молитвенников.

– Владыка, в Америке мы ощущаем, что влияние Церкви и христианства на американское общество уменьшается, что мы сейчас находимся не в эпицентре культуры, но на краю. И все чаще богословы в Америке говорят, что Церковь и христианство будет меньшинством. Но в России прослеживаются другие тенденции, другое развитие Церкви. И мне кажется, что возрождение Русской Православной Церкви – это очень важное, может быть, уникальное свидетельство о присутствии Святого Духа. В России сегодня есть, конечно, разные силы – и за Церковь, и против Церкви. В прошлом году, когда я был в Москве, были нападки и на Церковь, на Патриарха. А что происходит в русском обществе сегодня в отношении к Церкви?

– Я бы сказал, что влияние Церкви сегодня возрастает, несмотря на нападки в прессе, несмотря на критику, которая в основном носит совершенно несправедливый и тенденциозный характер. Недавно был проведен социологический опрос, который показал, что у Патриарха рейтинг доверия населения 78% – я не знаю, какой еще политик где-либо у нас или в Америке мог бы таким рейтингом похвастаться. Но нас, конечно, интересуют не рейтинги. Нас интересует, чтобы свидетельство Церкви всегда доходило до тех, кто готовы его воспринять.

И мы видим, что сейчас это происходит. Думаю, очень часто то, что свидетельство христиан оказывается как бы неуслышанным, связано не только с обстоятельствами жизни, с секулярными тенденциями, но и с тем, что некоторые христианские общины, к сожалению, совершенно сознательно снижают ту духовно-нравственную планку, которая была поставлена Христом и апостолами. Они как бы пытаются приспособить свое учение к секулярным тенденциям. И это для таких Церквей и общин самоубийственно.

Мы же стоим на традиционных, консервативных позициях. И следствием этого отчасти и является то, что многие люди находят для себя трудным воцерковиться и стать полноценными членами Церкви. Но мы, тем не менее, планку снижать не будем. Потому что именно в том, чтобы свидетельствовать о Христе, о Его учении, мы видим свою главную миссию.

Полная версия беседы


Смотрите программу «Церковь и мир» с митрополитом Иларионом» на телеканале «Союз»: четверг 11-00, воскресенье 02-00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
По святым местам

Царственные Страстотерпцы и Верхотурье: незримая духовная связь

Верхотурье – духовная столица Урала. С этим городом связаны имена трех царей. Основан город указом Феодора Иоанновича от 1597 года. Государь повелевает построить на реке Туре, на месте древнего городища манси, русский город-крепость. «По тому месту городовая стена не надобе, то место и без городовые стены всякого города крепче»

 
Церковная жизнь

Тарская епархия

Краткая справка Дата создания епархии: 6 июня 2012 г.Описание: входит в состав Омской митрополии.Образована решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (журнал № 45) путем выделения из состава Омской епархии. Включена в состав Омской митрополии. Правящему Архиерею Синод постановил иметь титул Тарский и Тюкалинский.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс