Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Протоиерей Михаил Стрельников, клирик Спасо-Преображенского собора г.Санкт-Петербурга.
Самое главное – даже не погребение, не сооружение могильного холма или установление памятника. Самое главное – молитва. Молитва от всего сердца, от всей души, с верой приносимая, и еще – добрые дела.
Батюшка, что такое Радоница? Расскажите, пожалуйста, об этом дне.
– Радоница – Пасха для усопших. Радоница – от слова «радость», или «радование». В некоторых областях России этот праздник в более ранние времена называли Радованица. Этот праздник, скажем так, из ряда вон выходящий, потому что это особое Пасхальное поминовение. Нет больше в году такой радостной службы, связанной с поминовением усопших – нет большей радости, чем радость о Воскресшем Господе, и этой радостью наполняются не только сердца живущих на земле, но и души наших усопших сродников, ожидающих воскресения из мертвых.
День поминовения совершается на 9-й день после Пасхи. В церковном Уставе нет особых указаний относительно чинопоследования этого праздника, поэтому по традиции, сложившейся в Русской Церкви, у нас в Спасо-Преображенском соборе мы совершаем поминовение усопших вместе с ликованием о Воскресшем Господе, то есть с элементами Пасхального богослужения.
– Почему до Радоницы мы не устанавливаем особого дня поминовения усопших? Связано ли это с тем, что и в Страстную, и в Светлую седмицы все службы направлены к тому, чтобы пробудить в нас сопереживания страданиям Спасителя и затем вселить радость вестью о Его Воскресении? И поэтому выдерживается 9-дневный период, когда нет велегласного поминовения усопших общего, а есть лишь проскомидийное поминовение? Именно поэтому неким заблуждением стало приходить на кладбище в день Святой Пасхи – это началось в советское время, когда люди были вынуждены скрывать свою веру, не могли и не имели возможность прийти на Пасху в храм и поэтому приходили на Пасху на кладбище...
– Как первые христиане к гробам мучеников. Но сейчас эта традиция все-таки должна уйти в прошлое, она не христианская. Именно на Радоницу нужно, причастившись Святых Христовых Таин, соединившись с Воскресшим Господом и помолившись на Пасхальной панихиде, поехать на кладбище и совершить там молитвенное поминовение своих усопших.
– Батюшка, расскажите о хороших, добрых традициях, которые существуют на Радоницу и связаны с поминовением усопших, – или о каких-то суевериях, популярных в народе, но от которых нужно отказаться?
– Суеверия в связи со смертью близкого человека возникают от того, что люди не знают, что делать и как поступать в этой ситуации. Они видят, что человек, который недавно ходил, дышал, разговаривал становится бездыханным телом. И это, конечно, серьезное потрясение, особенно для человека невоцерковленного.
– Хочется сделать хоть что-нибудь…
– Да, безусловно. Это вопрос веры. Вера и суеверия не уживаются друг с другом. Если человек верит в милость Божию, в то, что Бог наш чадолюбивый Отец и принимает каждого с любовью и прощением, то для него ясно, что надо отдать почесть телу. Именно поэтому само тело усопших называются мощами, а не только мощи святых. Тело, эти мощи, омываются, совершаются определенные молитвы, призывается священник. Если нет возможности призвать священника, люди сами совершают литию мирским чином без возгласов священника, читается Псалтирь, потом обязательно должно быть церковное отпевание.
Очень желательно, чтобы человек был отпет в храме, тем более если это человек был церковный. Конечно, в исключительных случаях можно и заочно отпеть. Тело погребается, кремация – опять же исключительный момент. К сожалению, не все имеют возможность хоронить в землю, как положено по-христиански, но это послабление, а не норма. Тело должно быть предано земле, как зерно, которое далее воскреснет. На могильном холме обязательно водружается крест – это знамя победы Христа над смертью, то, чем Господь искупил нас, чем даровал нам жизнь вечную.
(Продолжение следует)
Окончание. Начало в №14 – 16 (2014) На вопросы отвечает епископ Назарий Кронштадтский, наместник Александро-Невской Лавры. – Владыка, есть моменты не только видимые, но и слышимые, которые останутся, может быть, даже на века. Хочется спросить о звоннице: тот колокольный звон, который стал звучать в 2013 году, – это что-то впечатляющее...
Продолжение. Начало в №№ 34 (2013) – 16 (2014) На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Много ли братья между собой общаются? Не с духовником, а так, по-братски? – Я часто говорю: вы не друзья здесь, а братья. Одно дело друг, а другое – брат. Не может один зайти в келью другого побеседовать или чайку
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.