Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№ 34 (2013) – 16 (2014)
На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.
– Много ли братья между собой общаются? Не с духовником, а так, по-братски?
– Я часто говорю: вы не друзья здесь, а братья. Одно дело друг, а другое – брат. Не может один зайти в келью другого побеседовать или чайку попить. Звонят в колокол молчания – это как отбой, все замолкают. После этого звона, даже если в коридоре встретятся или на кухне (есть маленькие кухни, где только чай делают), – только молча. Поклонятся друг другу – и все. Если четкие границы не поставить – плохо будет, потому что после падения человек удобосклонен к греху.
– Как сочетать свободу и дисциплину в монастыре?
– Когда человек постигнет истинный – духовный – смысл своей жизни, тогда он с радостью подчиняется. Чем больше слушается, тем больше свободен. Потому что чем больше слушается, тем больше подражает основателю послушания, Которым является Христос.
– Как приобрести добродетель послушания сестре, если она является начальницей?
– Она в послушании, потому что над ней есть матушка. Ей матушка задает направление деятельности. Она духовно и материально отвечает перед матушкой за какую-нибудь мастерскую, например.
– Когда человек просится к вам в монастырь, как вы решаете, взять его или не взять?
– Смотрим, есть ли у него истинное рачение к Богу. Даем ему возможность пожить у нас и наблюдаем за ним. Прежде чем стать послушником, он должен прожить достаточно времени в монастыре в статусе гостя. Кто-то может стать послушником через три месяца, кто-то – через два года.
А кого-то можем выгнать и через неделю. Один такой хотел стать послушником. Дал я ему послушание в трапезной. Что-то ему старший сказал – он воспротивился. Говорю ему. «Сейчас пойдешь к старшему, сделаешь поклон и попросишь прощения за свое поведение». Он отвечает: «Я и своей маме никогда не говорю «прости».
Выгнал его сразу.
– Что определяет готовность человека к постригу?
– Духовный отец чувствует, что он созрел. И сам человек же лает. Но решает все-таки духовник. Года через два постригаем в рясофор: меняется имя, и считаем уже монахом. Лет через пять–шесть – в великую схиму.
– А если у человека сначала есть рачение, но через несколько лет оно исчезает?
– Если не радеть о своей жизни, человек пропадает. Поэтому точно следуйте уставу своего монастыря. Никогда и ничего не делайте без печати благословения. Никогда. Чтобы ни делали, куда бы ни шли, – берите благословение. Должны, например, в город поехать. Там встречаетесь с бывшей подругой и она приглашает в свой офис поговорить. Не делайте этого без благословения. Станет уговаривать, скажите: «Не могу прийти». Тогда никогда не остынет ваше сердце.
– Пытаешься исполнять молитвенное правило, но не чувствуешь никакой жизни. Не лучше ли своими словами к Богу обращаться?
– И второе делай, и первого не оставляй. Мне кажется, в русском монашестве обременяют очень большими правилами. Канон один, канон второй, канон третий... Неправильно. У нас для тех, которые в схиме (а таких 90%) такое правило: 1 200 Иисусовых молитв (12 четок-сотниц) с крестным знамением и малым поклоном и 120 поклонов с той же молитвой. И все. А вы читаете, читаете, читаете – без конца.
Ангел, явившийся Пахомию Великому, положил монахам в его монастыре совершать в течение дня двенадцать молитв – чтобы правило могли исполнять и немощные. С другой стороны, если сердце горит пламенем любви ко Христу, можно ли хотя бы на минуту забыть Христа?
Протоиерей Михаил Стрельников, клирик Спасо-Преображенского собора г.Санкт-Петербурга. Самое главное – даже не погребение, не сооружение могильного холма или установление памятника. Самое главное – молитва. Молитва от всего сердца, от всей души, с верой приносимая, и еще – добрые
Окончание. Начало в №16 (769) Как относиться к книгам, в которых указано к каким святым в каких нуждах обращаться? Неужели у каждого святого своя «специализация» на помощи определенного вида? – У каждого из святых был особый образ служения людям, свой характер, свои особенности, свои пережитые трудности и борения, свой подвиг перед Богом. Характер служения Господу в вечности является как бы продолжением земного поприща святого.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.