Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №14 – 16 (2014)
На вопросы отвечает епископ Назарий Кронштадтский, наместник Александро-Невской Лавры.
– Владыка, есть моменты не только видимые, но и слышимые, которые останутся, может быть, даже на века. Хочется спросить о звоннице: тот колокольный звон, который стал звучать в 2013 году, – это что-то впечатляющее...
– Может быть, я ответ на этот вопрос начну немножко не с того. Слышимость – не только звон, но я бы хотел поблагодарить тех, кто трудился, например, в нашем пресс-центре. Почему я об этом говорю? То, что легло на диск, осталось в интернете, легло на бумагу – это тоже будет слышно и видно долгие годы, это уже тоже в истории. Пресс-центр нашего оргкомитета ныне преобразован в пресс-центр Александро-Невской Лавры. Его сотрудники очень много потрудились. Слышимость и видимость началась с этого.
А то, о чем вы спрашиваете, – это действительно большая радость для нас. Сегодня на Северной колокольне (их две у нас) 14 новых колоколов: 2 полновесных, только осенью появились, 7,2 т и 3,5 т, но это не самые большие. Новый голос у Лавры, я очень рад этому.
Только первые 7 колоколов, самые маленькие, Лавра приобрела за собственный счет, а все остальные подарили или отдельные люди, или компании к 300-летию. Вот такой весомый подарок. Еще один колокол будет отлит, и я благодарю семью с Украины, из Донбасса. Два брата в честь своей мамы сделали нам подарок, уже оплатили отливку колокола в 18 т. Он будет располагаться не на Северной колокольне, а на Южной – некоторые колокола, которые были у нас, очень хорошие, были перенесены на Южную колокольню. Там мы восстановили куранты. Колокол, самый знаменитый – XVII века (он шведский, кстати), с самым чистым голосом, отбивает нам время быстротекущее.
Так что Лавра теперь говорит своим, уже, я думаю, неповторимым голосом, потому что нет двух одинаковых колоколов. Этим занимались люди, которые в этом деле понимают, и подбирали все колокола по тону. Надеюсь, что придет время, когда мы даже сможем в Лавре устроить Пасхальный перезвон.
– Владыка, мы вернемся еще к разговору о колоколах, но у нас есть звонок из Хельсинки.
– Здравствуйте, Владыка Назарий, это протоиерей Николай Воскобойников из Хельсинки говорит. Мне очень приятно сейчас видеть Вас по телевизору. Хочу выразить свое восхищение всем благодетелям, которые многое воссоздали сейчас в Лавре – я никогда Лавру не видел более красивой, чем сейчас. Я помню 60-е годы, мама моя ребенком приводила меня в храм Свято-Троицкий молиться, затем в 70-е уже юношей я посещал Троицкий собор Лавры, потом Господь удостоил меня служить в качестве иподиакона в Троицком соборе Лавры. Сейчас Лавра находится в периоде своего самого яркого расцвета, спасибо Вам большое за эту красоту, которая создана.
– Я благодарю от всего сердца протоиерея, дорогого отца Николая, который был моим однокашником. Мы его очень ждали на встречу, но, к сожалению, он приболел. Я благодарю отца Николая за то, что он так оценил наши труды, и надеюсь, что мы в скором времени встретимся.
Конечно, труды были положены очень большие. Чего стоит реставрация одного только Троицкого собора, внутренние работы – там 5000 м2! Недавно мы второй ярус Феодоровской церкви реставрировали – открыли всю живопись. Мы не спешили это сделать к 300-летию, потому что должна быть планомерная, медленная и скрупулезная работа по реставрации, не просто по новому строительству. Думаю, что нас никто не осудит, что мы не все храмы открыли, потому что это требует скрупулезности и сделать как следует надо.
– Еще хотелось бы задать вопрос о библиотеке. Лавра – это ведь не только место для молитвы, но место просвещения.
– Это необходимо было делать, потому что в Петербурге первая типография появилась в Александро-Невской Лавре, первой была напечатана проповедь в день Александра Невского. Вообще, монастыри, и тем более городские, призваны не только к тому, чтобы братия спасалась, – это, знаете, как свеча, которая должна всем светить.
Когда нам дали помещение, встал вопрос о развитии: что же дальше, что же делать в этих стенах? Да, наверное, можно в них сделать, чтобы что-то денежку приносило, но, знаете, это не тот путь, по которому должен идти монастырь. Конечно, всегда необходимы на содержание средства, и хотя самая главная задача монастыря – молиться, но еще очень важная задача – просвещение. Исторически в Лавре всегда была библиотека. К сожалению, остались только некоторые экземпляры со штампом Александро-Невской Лавры из старой библиотеки. Практически мы в основу положили ту библиотеку, которая была собрана еще приходом Троицкого собора до открытия монастыря. Там некоторое количество и старопечатных книг было, но мы сейчас практически восстанавливаем ее. Пока у нас не очень большая еще библиотека, примерно 17 000 томов, но зато в том корпусе, где мы ее открыли, сделали прекрасную реставрацию. Мне кажется, что условия для людей, которые будут приходить, созданы очень комфортные. Мы – люди современные, поэтому, кроме обычной библиотеки с книгохранилищем и с читальным залом, мы собираем и электронные издания. Будет отделение электронной книги. Считаю, что сделали дело хорошее, у нас примерно человек на 30 читальный зал. Мы ее используем не только, чтобы люди сидели и читали в этом зале. Сейчас там проходят, например, курсы славянского языка, братия проводят курсы чтецов. Кстати, на днях будет выпуск первых 6 или 7 человек, которые уже читают в храмах. Это реальное подспорье для прихода.
Так что библиотека пока что набирает силу, у нас примерно 40–45 читателей только, но хочу сказать, что наша библиотека открыта для всех – это общедоступная библиотека. Например, Духовная академия имеет прекрасную библиотеку, но это закрытое учреждение учебное, а у нас общедоступная библиотека. И мы стараемся собирать книги по тем направлениям, которые будут интересны для широкого круга читателей.
В нашей епархии есть уникальный вуз – Миссионерский институт. Что это за институт, кто в нем учится и чему, мы попросили рассказать его ректора и некоторых преподавателей. Миссионерский институт был создан при Ново-Тихвинском женском монастыре на базе Миссионерских курсов, которые 10 лет готовили слушателей к миссионерскому служению и одновременно просвещали и активно воцерковляли самих миссионеров.
Протоиерей Михаил Стрельников, клирик Спасо-Преображенского собора г.Санкт-Петербурга. Самое главное – даже не погребение, не сооружение могильного холма или установление памятника. Самое главное – молитва. Молитва от всего сердца, от всей души, с верой приносимая, и еще – добрые
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.