Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (768) → О пути ко спасению

О пути ко спасению

№15 (768) / 14 апреля ‘14

Школа покаяния

Продолжение. Начало в №№ 514 (2014)

Предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению». Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 гг., но актуальны и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви , содержат множество примеров из жизни современных прихожан.

Мы продолжаем знакомить наших читателей с аудиодисками серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению». Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах города Екатеринбурга. Наибольшее внимание в лекциях уделяется покаянию, как практическому изменению жизни. Подробно, с примерами и пояснениями, автор рассказывает, как настроить всю свою деятельность по Евангелию, основываясь на опыте святых отцов Церкви.

В свое время (2003 – 2007 гг.) эти уроки оказались полезны многим прихожанам, которые, несмотря на усталость и занятость, охотно оставались на занятие после богослужения. У людей проснулся живой интерес к практической вере, к молитве, к чтению духовной литературы, к частой исповеди и регулярному причастию. Появилось искреннее, основанное на страхе Божием, желание изменения жизни: глубоко впечатляясь услышанным, прихожане с надеждой стали искать разрешения своих наболевших проблем. Появилась необходимость индивидуальной работы, а это самое важное условие правильного обнаружения тех самых тесных врат, которые вводят на узкий путь, ведущий в жизнь вечную. Как идти по непроходимым дорогам без проводника? Совет опытного человека нужен обязательно... Годы работы показали, что лекции могут оказать существенную пользу тем христианам, кто затрудняется самостоятельно искать ответы на свои духовные проблемы в творениях учителей Церкви.

В этом номере мы вновь говорим о диске «Достойные плоды покаяния». В нем несколько тем, и все они о главном – о покаянии, которое рассматривается автором с разных точек зрения. Мы уже говорили об истинных плодах покаяния, чтобы не спутать их с подделкой: необходимое условие покаяния – несение своего креста; как сделать свой крест Крестом Христовым, чтобы иго это было благим и легким; как правильно подготовиться к прохождению посмертных воздушных мытарств и может ли правильное покаяние помочь нам пройти эти страшные испытания уже на земле, пока еще можно все исправить. Сегодня мы будем говорить о лекции «Покаяние, как отречение не только от своей греховности, но и от мнимой праведности».

Звучит несколько необычно, но именно так поставлен вопрос в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). Нам привычно каяться в своих грубых или смертных грехах. И если они больше не повторяются, то иногда создается ложное впечатление победы над своей греховностью: каяться больше не в чем, грехи как будто бы кончились – и наступает холодность, сердце вновь остывает. Первые сильные душевные впечатления покаяния проходят, и человек не знает, с чем идти на Исповедь и в чем исправляться. Так порой совсем замирает духовная жизнь… Куда все девалось? Ведь казалось, что именно так все и должно быть, легко и просто. Но не даром отцы сравнивали делание покаяния с наукой из наук.

Как только «кончаются» грехи, так мы, по неопытности, становимся «праведниками» – тоже в кавычках. Но почему-то от такой праведности сердце охладевает к вере – этого ли мы искали и ожидали? Как мы оказались в тупике, намереваясь идти к Царству Небесному? Очевидно, Духу Святому что-то мешает пребывать в нашем сердце, – вот оно и не имеет первых даров покаяния: нищеты духа, сокрушения сердца, сожаления о грехах, самоукорения. Господь же говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9,13). Но не видя своей греховности, оказавшись случайно в разряде праведников, невозможно быть со Христом, ведь Он не призывает таких. Он пришел спасать тех, кто видит и оплакивает свои грехи. Но как таким стать? Ответ мы находим в словах Христовых: «Пойдите, научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы» (Мф.9,13).

Чтобы по ошибке не посчитать себя праведниками, надо обязательно учиться покаянию. Неграмотность в этом непрестанном делании очень опасна: мы так и не узнаем всех своих грехов и будем спокойно жить с ними, считая их чуть ли не добродетелями или вполне безобидными житейскими делами. Такое половинчатое покаяние ложно: «Нельзя служить двум господам. И нет ничего общего между Христом и велиаром» (Мф.6,24). Бывает такое, что человек и множество грехов на Исповедь принес, и старается больше так не поступать, то есть честно отрекается от своей греховности, но сердце остается холодным. Почему? Нередко потому, что от греховности отрекся, а от мнимой праведности – не сумел. Что это за мнимая праведность, которая так опасна, что даже запрещает Христу входить в наше сердце?

Посмотрим на себя внимательнее… А ведь мы все ею больны, все мы – мнимые праведники. Спросим себя: «Не осуждаем ли мы грешников, дерзко беря на себя право Судии Праведного, сами не замечая своих грехов? Не учим ли мы вере окружающих – сами еще только делая первые неумелые шаги, но при этом берем на себя апостольскую ношу? Не раздаем ли мы смело духовные советы, играя роль духовников, – сами нуждаясь в непрестанной помощи? Не вмешиваемся ли мы смело в чужую жизнь, берясь вымаливать грешников из рабства сатане, сами еще пребывая в невидимом плену у злых духов, – а потом стонем от навалившихся бедствий? Не настаиваем ли мы на своем мнении, будучи абсолютно уверены в своей правоте, хотя еще пребываем в помрачении ума? Не спешим ли мы сеять семена веры, подобно сеятелю из Евангельской притчи, сами только вчера прочитав в книге о новых для себя христианских истинах? Не призываем ли мы неверующих знакомых к изменению жизни, сами еще не имея сил оторваться от смотрения сериалов? Не рассуждаем ли мы смело об аскетике, сидя на работе среди невоцерковленных людей, сами еще не умея вести борьбу с помыслами и не различая тонких чувств сердца? Не превозносимся ли мы над окружающими, как будто уже достигшие некоторых духовных высот? Не испытываем ли мы при этом некоторого самодовольства, наставляя других? Не скучаем ли по сладкому яду тщеславия, который доставляет нам приятное ощущение, когда делаем что-нибудь напоказ перед людьми?» А ведь это все признаки мнимой праведности! И перечень приведен еще краткий. Не зная ее действия, очень легко оказаться в прелести, выбраться из которой бывает вовсе невозможно.

Мы думаем приносить много жертв Богу, – а не знаем, что все они замараны не только нашей греховностью, но и мнимой праведностью, и не могут быть приняты, пока не очистятся самой главной нашей жертвой – покаянием, сокрушением сердца. Поэтому Господь и говорит фарисеям: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф.9,13). Наши фарисейские жертвы мнимой праведности – не угодны Богу, Он их не чуждается. Но Господь хочет, чтобы мы научились милости! Отцы учат, что прежде чем стать милостивым к ближним, нужно сначала уметь миловать себя.

Как это – миловать себя? Звучит несколько странно! Оказывается, миловать себя – это значит хотеть избежать вечных мук ада и желать себе Царства Небесного. Но для этого необходимо отречься не только от своей греховности, но и от мнимой праведности. Как этому научиться, – послушаем в предлагаемой лекции.

Нам поступает довольно много звонков, и бывают – особенные: люди просили поскорее выслать им эти беседы, т.к. их состояние резко ухудшается от смертельной болезни, и им хочется успеть проверить себя: а не упустили ли они что-нибудь очень важное, что может повлиять на их будущую вечную участь. Будучи распяты на предсмертном кресте неизлечимой болезни, они видят намного дальше нас, погрузившихся в непрестанную суету. Господи, помоги нам прозреть!

(Продолжение следует)


Содержание диска «Достойные плоды покаяния»

1. Покаяние как исправление ума.
2. Покаяние. Воздушные мытарства и духовное прохождение их на земле (начало).
3. Покаяние. Воздушные мытарства и духовное прохождение их на земле (окончание).
4. Достойные плоды покаяния (начало).
5. Достойные плоды покаяния (продолжение).
6. Достойные плоды покаяния (окончание).
7. Покаяние как крестоношение (начало).
8. Покаяние как крестоношение (окончание).
9. Покаяние на примере жития прп. Марии Египетской.
10. Покаяние как отречение не только от своей греховности, но и от мнимой праведности.

Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы по прослушанным материалам, вы можете задавать их непосредственно автору бесед на сайте www.уралзвон.рф на странице «Задать вопрос» (верхнее меню). Ответы на вопросы вы получите на ваш электронный ящик. Также вопросы можно присылать по почте: 620026, г. Екатеринбург, а/я 129.

Храни Вас Господь!

Содержание цикла:

  1. Огласительные беседы (5 бесед)
  2. Трудности при подготовке к Исповеди (7 бесед)
  3. Страсти – болезни души (9 бесед)
  4. Сокрушение сердца, постом и молитвой (9 бесед)
  5. Достойные плоды покаяния (10 бесед)
  6. Гибельность своеволия. Божий Промысл (14 бесед)
  7. Как определить Божию волю (9 бесед)
  8. Покаяние истинное и ложное. Плачь и радость. О внутреннем делании (9 бесед)
  9. Тайны христианства (15 бесед)
  10. О смирении (5 бесед)
  11. О воспитании и семье (5 бесед)
  12. Беседы на Евангелие от Марка (20 бесед)
  13. О терпении (аудиокнига)
13 дисков в формате МР3, общей продолжительностью более 180 часов
Диски допущены к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
Заказ по почте: +7(343) 213-12-84; +7-919-386-15-96,
Адрес интернет-магазина: www.уралзвон.ру

Смотрите программу «Аскетика для мирян» с С.М. Масленниковым на телеканале «Союз»: пятница 11.00, воскресенье 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№11 (764) / 17 марта ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

№7 (760) / 17 февраля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

№8 (761) / 24 февраля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

 
Церковная жизнь

О помощи в различных нуждах

Окончание. Начало в №13 (766) Что делать в безвыходной ситуации? – Безвыходных ситуаций не бывает. Необходимо встать на молитву и просить Господа, чтобы Он Сам указал выход. Читать Священное Писание (Новый Завет), творения святых отцов – нередко они указывают выход из различных тупиков. Пойти в храм на Исповедь и спросить совета у священника, предварительно помолившись

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно все время взвешивать…

Ведущий протоиерей Александр Березовский

Продолжение. Начало в №14 (767) На вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов. – В какой ситуации стоит отстаивать свою точку зрения? – Когда в этом есть смысл.– Какой-то пример можно, батюшка, житейский?– Ну, не знаю.– А в вопросах веры если спор возникает?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс