Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№ 5 – 13 (2014)
Предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению». Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 гг., но актуальны и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви , содержат множество примеров из жизни современных прихожан.
Мы продолжаем знакомить наших читателей с аудиодисками серии «Школа покаяния» под общим названием «О пути ко спасению». Лекции были прочитаны несколько лет назад на приходской воскресной школе и постоянно используются для обучения вере и покаянию новых христиан, способствуя их воцерковлению. Люди, прослушавшие эти лекции, глубоко задумываются о качестве своей веры, стремятся к изменению жизни, ведут борьбу со страстями, начинают регулярно исповедоваться и причащаться, находят ответы на мучающие годами вопросы, становятся крепкими христианами. Почему такие результаты? Потому что автор основывается на творениях святых отцов Церкви, подает материал простым и доступным языком, приводя примеры из современной жизни. За то время, которое лекции используются на приходе, как теоретическая основа всей прочей работы с людьми, число постоянных прихожан возросло в четыре раза и нынче составляет 500 христиан.
Из предыдущих выпусков наши читатели уже знакомы с некоторыми из дисков этого цикла: «Огласительные беседы», «Трудности при подготовке к исповеди», «Страсти – болезни души», «Сокрушение сердца постом и молитвой».
Сегодня мы продолжим разговор о диске «Достойные плоды покаяния», часть лекций из которого была представлена в прошлом выпуске. Напомним, мы уже рассказали, что покаяние начинается с исправления ума, что покаяние, не приносящее достойных плодов является ложным, что покаяние истинное начинается с сокрушения сердца и нищеты духа и должно быть не разовым актом, а непрестанным деланием. Что для вхождения в жизнь вечную христианину необходимо взбираться по лестнице Евангельских Блаженств, причем последовательность прохождения ступеней должна обязательно соблюдаться, потому что достигнуть последующей без освоения предыдущей никак невозможно. И наоборот: с очередной ступени человек естественным образом возводится Богом на последующую, так что при этом не требуется каких-либо особенных усилий, что делает исполнение указанных Господом Иисусом Христом заповедей легким, несмотря на то, что на первый взгляд они кажутся совершенно неисполнимыми. А достойным плодом покаяния будет как раз движение христианина по лестнице Евангельских Блаженств. Пытающийся идти по какой-то другой лестнице имеет ложное покаяние и обманывает сам себя.
В прошлом выпуске были представлены лекции, в которых покаяние рассматривалось как возможность прохождения воздушных мытарств на земле, то есть своевременное сведение счетов со злыми духами, покрытие всех своих долгов искренним раскаянием в совершенных грехах, добросовестной борьбой с болезнями души – страстями, ведением жизни по Евангельским заповедям, регулярной Исповедью и Причастием.
Стоит обратить внимание на то, что начиная с этого диска, автор рассматривает покаяние с разных точек зрения, объясняя, в чем оно должно состоять на практике, как сделать его непрестанным, в чем оно выражается, как проявляется и, самое главное, как достигается. В целом теме покаяния посвящено около 20 лекций. Покаяние представлено как изменение всей жизни человека, к чему и призывает нас Господь в Священном Писании: «…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие». Разумеется, что речь здесь идет не о земных дорогах, а о состоянии душ человеческих, которые только тогда обретут от Бога спасение, когда исправят все свои кривизны, то есть изменят всю свою жизнь, устроив ее по заповедям Евангелия. Христос Спаситель говорит: «Покайтесь…», имея в виду не разовый акт раскаяния в каком-либо одном или даже нескольких тяжких грехах, но ждет от нас решимости уничтожить в себе подобие сатане (т.е живущие в нас страсти) и возрастить в душе подобие Христу (Евангельские добродетели). И такой труд есть дело всей жизни христианина, дело непрестанное, которое и будет выражать истинное покаяние. И ему необходимо научиться.
Так, очередные лекции из предлагаемого диска раскрывают покаяние, как крестоношение. Автор повествует о необходимости несения своего креста, опираясь на труды святителя Игнатия (Брянчанинова), изложившего эту непростую и болезненную тему в нескольких главах: «О крестоношении», «Крест свой и крест Христов» и других. Слушатели узнают: что значит крест свой, почему он должен быть именно своим, то есть личным и персональным, назначенным Богом, и почему нельзя браться за чужой крест, который никак не может нас спасти. Нельзя выдумать себе крест и считать при этом, что он может быть спасительным! Вспомним, как порой надоедают свои ежедневные дела и заботы, как тяготит своя ноша, как заедают каждодневные затяжные проблемы, с каким ропотом мы несем свой крест. И как легко, бывает, откликаемся на чужую просьбу, охотно бежим помогать, бросая свои дела. Почему? Да потому, что для посторонних делаем – по тщеславию. Принимаем от них благодарность, которая радует сердце. Вспоминаем и рассказываем о сделанном с чувством самодовольства. Вот так приятно бросать свой крест и браться за чужой… Крест свой – это скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека свои, и надо нести их без ропота и не завидовать другим. Крест свой – это молитвенное правило, пост, поклоны, благочестивые дела, которые смиряют душу, но делаться они должны сообразно силам, имеющимся у человека. У каждого свои способности и брать непосильную ношу нельзя. Крест свой – это греховные недуги или страсти, которые у каждого человека тоже свои, и борьба с ними вполне индивидуальна и не может вестись по шаблону. Но суетен и бесполезен крест свой, как бы он ни был тяжел, если не преобразится в крест Христов! Как преобразовать свой крест в крест Христов? Узнаем из лекций! Как сделать свой невыносимый и тяжкий крест легким и удобным в соответствии со словами Господа: «иго Мое благо и бремя Мое легко есть». Послушаем и научимся!
Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние. Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию, подобно разбойнику, распятому слева от Христа. Так некающиеся грешники умирают на своем кресте вечной смертью.
Если в течение земной жизни мы так и не захотим принять веру, жить в покаянии, исправить свои дела, то есть не понесем добросовестно и безропотно своего креста, то человеколюбивый и милостивый Бог даст нам последний, предсмертный крест, как последнее жизненное испытание, как последний шанс изменить свою вечную участь. Это может быть какая-нибудь тяжкая неизлечимая болезнь, которую будет нужно принять как заслуженное справедливое последствие всей предыдущей безбожной жизни. Где окажемся мы при этом? Справа или слева от Христа? Осуждая себя, безропотно принимая кончину, войдем ли вместе с правым разбойником в рай? Или ропща, отчаиваясь и обвиняя других в своих бедах, жадно цепляясь за земное, сойдем вместе с левым разбойником в ад? Уклоняясь от несения своего креста долгие годы, выдержим ли мы последнее предсмертное испытание, попущенное Богом, как последний шанс для нашего спасения? Пример правильного и неверного принятия такого последнего креста имеется также в книге «Самоукорение и терпение» того же автора. Советуем, прослушав лекции, прочитать и ее.
(Продолжение следует)
Содержание диска «Достойные плоды покаяния»
1. Покаяние как исправление ума.
2. Покаяние. Воздушные мытарства и духовное прохождение их на земле (начало).
3. Покаяние. Воздушные мытарства и духовное прохождение их на земле (окончание).
4. Достойные плоды покаяния (начало).
5. Достойные плоды покаяния (продолжение).
6. Достойные плоды покаяния (окончание).
7. Покаяние как крестоношение (начало).
8. Покаяние как крестоношение (окончание).
9. Покаяние на примере жития прп. Марии Египетской.
10. Покаяние как отречение не только от своей греховности, но и от мнимой праведности.
Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы по прослушанным материалам, вы можете задавать их непосредственно автору бесед на сайте www.уралзвон.рф на странице «Задать вопрос» (верхнее меню). Ответы на вопросы вы получите на ваш электронный ящик. Также вопросы можно присылать по почте: 620026, г. Екатеринбург, а/я 129.
Храни Вас Господь!
Содержание цикла:
Продолжение. Начало в №13 (766) Как помочь пьющему человеку, не желающему идти в храм? – Сложно помочь человеку, если он сам не хочет меняться.В этом случае родным и близким придется только молиться Господу и Божией Матери. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5,16). Господь на искреннюю и усердную молитву может
Березовский… Появился он так. Одновременно с Екатеринбургом в шести верстах от него к северо-востоку возникла довольно людная деревня Шарташ на берегу озера того же названия. Жителями ее стали пришлые из разных мест России раскольники; среди них было много ремесленников и торговых людей. Некоторые переселились вскоре в Екатеринбург, что весьма много способствовало
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.