Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (752) → О феномене «акедия» (уныние)

О феномене «акедия» (уныние)

№47 (752) / 16 декабря ‘13

Александр Александрович Блуд, кандaидат философских наукДуховная жизнь

Продолжение. Начало в №№ 4246

Доклад на Международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проведенной 22–23 сентября 2013 года Киевским религиозно-философским обществом. Автор прослеживает взаимосвязь уныния с основными страстями, рассматривает причины этой страсти и способы борьбы с нею, основываясь на святых отцах.

Внимание к помыслам. Акедия подбрасывает помыслы, чтобы ослабить нашу ревность. Их надо отсекать неприятием, гневом на них. Пресекать мечтательную рассеянную парительность ума, которая движется самолюблением. Пресекать фантазии, услаждение помыслами, которые крутятся вокруг себя любимого. Мечтания о себе и своих желательностях обрывать покаянной молитвой Иисусовой. Она трезвит, приводит в чувство. Скорбные, унылые безрадостные мысли изгонять надеждой на Царство Небесное, верою в любовь Христову, Его о нас Промысел. В ответ на послабляющие мысли, наоборот, усиливать ревность по Богу. Внимать себе непрестанно, различать помыслы от Бога и от лукавого. Лукавый будет придумывать хитрости, чтобы ослабить ревность – просить у Христа вразумления, чтобы дал разум разгадать вражьи намерения и обличить их в покаянии. Тут хотелось бы привести мысли старца Сампсона об унынии, которое он называл адским состоянием и противоположностью молитве (бесовским смирением). Он говорил, что когда ревность по Богу ослабевает, падает духовная жизнь, и мы впадаем в какое-то уныние, которое, как болото, всасывает человека. Поэтому всякое уныние следует отвергать от себя, пусть унывает бес, он в преисподней, он уже осужден, а зачем нам унывать, если мы дети Христовы.

Богослужения, таинства. Принуждать себя не лениться посещать богослужения, отбрасывать мысли – «в следующий раз пойду, а сегодня отдохну, да и дел других много». Пересиливать себя и не попускать самопослаблению, самоугодию. На богослужении быть внимательным, отсекать пустые неуместные мирские мысли. На исповеди каяться в том, что поддаешься акедии-унынию – лени, упадку духа, нерадению, суете и пустой деятельности.

Созерцание. Первая стадия исихастского подвига – это деятельность, принуждение себя своей волей к работе по Богу. Другая стадия – это созерцание, когда действует уже не тварная воля человека, а нетварная благодать Божия. Тогда ум услаждается светом Божественной славы и уже не вожделеет тварных вещей, а пребывает в мире, покое, светлой радости с Богом. Услаждают духовные чувства – богослужение, молитва, псалмопение, чтение Писания. Исаак Сирин говорит: «Когда помыслы погружаются в услаждение постижением сокровенной в словесах премудрости… Сама душа пребывает в восторге при новых представлениях, встречающихся ей в море тайн Писания». Исповедь приносит покой и освобождение от тягостности груза греховного. В унынии ветхий человек умирает, ибо в этом состоянии блага мира уже не радуют, и рождается по благодати духа новый человек, новая тварь – это радость воскресения. «Яко даси ему благословение во век века, возвеселиши его радостию с лицем Твоим». Уныние-акедия – это предельная грань: можно упасть вниз в смерть, либо воспрянуть ввысь в жизнь, к Свету.

Также чтение святоотеческих творений, особенно аскетических, которые учат внутренней брани. Исполнение всякой работы с усердием, тщательностью, по совести, как дела Божия. Не допускать вольности в обращении с людьми, не тратить время на болтовню и любопытство, на пустое. Желательно иметь опытного, духовного наставника, который поможет и подскажет в аскетическом делании. Все эти оружия, методы борьбы с акедией отцы-исихасты испытали и передали нам в своем наследии. Следует свою борьбу, свой духовный опыт поверять и согласовывать со святоотеческим опытом, тогда есть надежда не сбиться с пути.

Следует рассмотреть феномен акедии в национальных чертах характера и в современной ситуации. Вот вчера говорили о нашей расхлябанности и неорганизованности, безалаберности. Говорят про русскую скуку, хандру, лень, тоску, даже выдают это за достоинство, мол, унываем, душа болит от несправедливости жизни. Постоянно слышишь жалобы, сетования, что мы ни на что не способны, только Запад нас научит жить по-человечески и законы соблюдать, а то у нас произвол и своеволие, каждый делает то, что хочет. Думаю, что это проявление акедии-уныния, которые происходят от самопотакания и самоугодия. Ничего толком сделать не получается, выстраивать, созидать не хочется, только бы к кому-нибудь примкнуть, чтобы он сделал наше за нас, и мы были счастливы. Чтобы все само собой каким-то чудом организовалось. Думают, что если вовне каким-то чудом организуется порядок, то нам будет хорошо. Но ведь акедия гнобит изнутри. Если в душе не будет порядка, а будет бесчинство, то и внешняя жизнь будет мрачна и безрадостна, и никуда от себя не убежишь, ни в Европу, ни в Америку. Если не трудиться над собой, не стремиться ко Христу, никакая заграница нам не поможет.

Если говорить о подлинности, то следует обратиться к себе, взглянуть честно внутрь себя, увидеть без придумываний себя таким, как есть. И не оправдывать свое нерадение, лень, неупорядоченность, безответственность, шатание от крайности в крайность, блуждание по беспутию своей глупой воли, неприкаянность, бегание за чужим, а честно признать, что это все мне подлинному чуждо, это грех, греховная страсть акедии, и начать хоть немного, но постоянно с ней бороться помощью Христовой. И тогда, может, что-нибудь и получится.

Портал Богослов.ру

 
Общество

Ни шагу назад!

Священник Николай Булгаков

Окончание. Начало в №46 Выступление на секции Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России 30 октября 2013 г. Русский народ создал, защитил и возвысил русское государство, просветил, сохранил и сплотил вошедшие в него многочисленные народы. Соответственно, государство

 
Читаем Ветхий Завет

Кто такие пророки?

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Откройте сердце Богу…Глава 53-я Книги пророка Исаии помогает взглянуть на образ страдающего Христа совсем иначе. Ведь все, за редчайшим исключением, на Него тогда смотрели как на человека, оставленного Богом. Даже апостол Петр смутился, ни один ученик не остался с Ним, все над Ним глумились.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс