Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (747) → Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

№42 (747) / 4 ноября ‘13

Афон

В этой теме:

Афон
Притчи Святой Горы

Продолжение. Начало в № 34 (739)

– В повседневной жизни мы часто имеем дело с людьми невоцерковленными или вовсе неверующими. Их взгляды на многие вещи зачастую расходятся с мнением Церкви. Стоит ли нам, православным людям, указывать на ошибочность взглядов и поступков наших невоцерковленных ближних, ссылаясь на церковный Устав?

– Если видите, что есть хорошая почва, тогда можно что-то сказать о Боге, а если видите, что уши собеседника не слушают, тогда не теряйте зря времени и сил. Только с болью молитесь о них.

– Стоит ли в обществе людей неверующих объявлять о своей воцерковленности или же лучше это не афишировать?

– Вашу принадлежность к Церкви никогда и ни прикаких обстоятельствах не скрывайте (ср. : Мк. 8,38).

– Сейчас в Минске проходит конференция по православно-католическому диалогу. Как Вы относитесь к экуменическому диалогу?

– Мы диалогов не боимся. Православие абсолютно ничего не боится. Но в основе любого диалога должно лежать знание, что мы – Святая Православная единая Апостольская Церковь. Это католики от нас отлучились, их главное заблуждение – это место папы в Церкви. Он – господин всего, он властелин, он безошибочен во всем. Мы, православные, не говорим так ни о ком: ни об архиепископе, ни о патриархе. Мы говорим, что безошибочен только Вселенский Собор.

Есть у католиков еще одна неправильная позиция: насчет безбрачности клириков. Не позволяют священникам жениться, не позволяют мирянам второй раз венчаться. А какая свобода у нашей Православной Церкви? Даже до трех раз позволяют венчаться людям. Почему? Потому что Церковь нисходит к слабости своих членов.

– Насколько сегодня актуален вопрос ереси?

– Тема ересей актуальна всегда. Ересь – это когда человек из-за своего эгоизма отлучается и создает свою секту. После падения первого человека человеческая природа искажена, отсюда и это настроение: собственное мнение, протест, восстание. А кто первым восстал против Бога, помните?

– Расскажите о своем отношении к католичеству.

– Они вне Церкви, они не православные. Церковь одна: единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.

– Я знаю, что язык молитвы на Афоне – древнегреческий, и он отличается от новогреческого. В Афонских монастырях кроме монахов-греков есть иностранцы. Изучают ли они греческий язык?

– Иностранцы учат греческий язык. У нас в монастыре есть несколько преподавателей, которые учат и новогреческому, и древнегреческому.

– Расскажите о своем образовании, светском и духовном. Какие этапы были для Вас важнейшими?

– Я человек необразованный. Я студент в университете пустыни.

– Это хороший университет.

– Думаю, самый высший университет.

– Как Вам видится сочетание светского и духовного образования в современном обществе?

– Светское образование нами не отвергается. Но важно, чтобы у ученого был духовный образ мышления и он не забывал про свою бессмертную душу. Вам как преподавателям нередко приходится руководить студентами и в духовном смысле, и тут важно, чтобы преподаватель был духовным человеком и мог дать духовные рекомендации.

– Существуют тенденции построения общества, основанного на знаниях. Как следует оценивать эти тенденции?

– Сегодня предпочтение отдается знаниям, но когда святые отцы говорили о знаниях, они имели в виду прежде всего опытное духовное знание, и лишь потом умственное, интеллектуальное. Но в интеллектуализме душа не может обрести покой. Душу человека насыщает духовный опыт.

– Соотношение науки и религии: где грань?

– Вера человека – глубоко в сердце, и она воздействует на все стороны его жизни. Большая ошибка говорить, что есть какие-то границы между наукой и религией. Нет таких границ, потому что наука занимается своим делом – тварью, а религия – Творцом.

Нетварная Божественная энергия – благодать – пребывает в сердце человека, будь то профессор или крестьянин. Врач остается верующим человеком и когда сидит в кабинете, и когда делает операцию, и когда читает лекции студентам. Не может ученый сказать, мол, у меня сейчас момент неверия.

(Продолжение в следующем номере)

 
Форум «Романовы и русский народ»

Необходимость возрождения. В Екатеринбурге прошел II Форум общественности Среднего Урала

Продолжение. Начало в №№ 40, 41 (745, 746) Высокое церковно-общественное собрание стало заключительным проектом юбилейного года – 400 летия восшествия на престол династии Романовых. Предваряя начало форума, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обозначил важнейшую тему

 
Духовная жизнь

О феномене «акедия» (уныние)

Александр Александрович Блуд, кандaидат философских наук

Доклад на Международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проведенной 22–23 сентября 2013 года Киевским религиозно-философским обществом. Автор прослеживает взаимосвязь уныния с основными страстями, рассматривает причины этой страсти и способы борьбы с нею, основываясь на святых отцах.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс