Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На вопросы отвечает иеромонах Антоний (Простихин), клирик Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург).
– Наша сегодняшняя беседа – о новоначальных христианах. Батюшка, что означает термин «новоначальный» или, иначе говоря, неофит?
– Новоначальный – это человек, который только пришел в Церковь. Необязательно, что он недавно крестился, – бывает, люди к вере приходят постепенно, иногда очень долго. Новоначальные – люди разного возраста, от маленьких детишек до глубоко пожилых людей. В наше время больше бабушек, которые первые шаги делают в церковной жизни. У меня тоже было время, когда я начинал. Тогда самое важное было – встретить людей, которые тебя бы поддержали, могли бы дать какие-то советы. Меня, к счастью, когда я начал ходить в храм, поддерживали, давали советы и показывали пример, как можно идти ко Христу, прихожане.
– Батюшка, с чего начать услышавшему призыв прийти к Богу?
– Тут нельзя универсальных советов дать – каждый человек индивидуален, у каждого своя жизнь, свой характер, свое окружение. Но, прежде всего, в начале пути нужно найти силы в себе, терпение – если мы считаем, что уже дошли, чего-то достигли, это первый признак, что мы в самом начале пути, а может, вообще потеряли настоящую дорогу. Нужно желание и стремление идти научаться. Благо, сейчас множество хорошей литературы.
А было время, когда было трудно «достать» какую-то книжку… Сейчас открываешь компьютер, выходишь в интернет – и находишь все, что нужно; только отфильтровать нужное. Ну и, конечно, приучать себя к молитве – понемножечку, маленькими шажочками, может быть, сначала одну молитву читать.
Когда приходят ко мне на Исповедь, я всегда говорю, что не нужно брать на себя невозможное, не нужно набирать многие правила, лучше взять чуть-чуть, но чтобы это было постоянно, молитвенно и духовно. Никто не заставляет жить, не вылезая из храма, но какое-то время в неделю, хотя бы день воскресный, два часа в день посвятить Богу для начала, и это уже будет хорошо.
Конечно, нужно просить Господа, чтобы посылал людей таких, что могли бы вас поддержать, посоветовать священника, который, может быть, станет вам духовником.
– Батюшка, а как человеку определиться с храмом? Стоит ли идти в ближайший или постараться найти какой-то «по интересу»?
– У нас, в Петербурге, выбор огромный – это не сельская местность, где, бывает, один храм на несколько районов, там уже выбирать не приходится и человек идет туда, где ближе, как правило. Здесь есть возможность выбирать. Мне нравилось такое выражение старого священника, что «каждый человек, приходя в храм, ищет свое»: – кому-то в храме нравится, чтобы лампадочки горели, кому-то нравится церковный хор, кому-то – как батюшка проповедь говорит или просто обстановка, или отношение в этом храме. Старый священник говорил мне, что каждый человек в храме должен обязательно найти то, что ищет, а найдя это, находит и что-то более глубокое.
Если говорить о поиске духовника, то, конечно, нельзя сидеть на месте, приходится как-то двигаться. Но в любом храме благодать присутствует. Если мне нужно помолиться – я пойду в любой храм, если у меня нет времени – я пойду в ближайший, даже если что-то мне там не понравится. Не нравится священник (такое тоже бывает), или хор не так поет, или еще что-то, – но если я хочу помолиться, мне ничто не помешает. Ну а для постоянной жизни уже нужно искать, где духовник.
– Батюшка, помимо духовника, человеку в храме еще нужны единомышленники. А часто случается, что люди годами ходят в храм и не знают тех, кто стоит рядом с ними.
– Проблема нашей сегодняшней церковной жизни, как ни странно, в том, что не хватает храмов. Поэтому священникам, которые служат в храме, просто некогда заниматься организацией жизни общины. В идеале ведь не просто храмы должны быть, где люди молятся, а, как во времена апостольские, должна быть живая община, живая церковь маленькая, собранная вокруг этого храма, вокруг священника, который ее вдохновляет, интересуется жизнью каждого человека, знает каждого, и каждый знает ближнего. Так должно быть в идеале.
Сейчас есть храмы, где такие общины создаются, где люди объединяются вокруг Чаши, вокруг Крови Христовой, вокруг святых таинств. Ведь христианин не может быть христианином только сейчас: помолился, вышел из храма и забыл про все. Община – это взаимное общение, когда люди знают, поддерживают друг друга, когда сознают, что они в этом мире не одни. А у нас часто так получается, что выходим из храма и в этой толпе уже и не чувствуем, что вокруг нас еще кто-то есть. Человеку так тяжелее нести свой христианский крест. Легче, когда ты знаешь, что есть люди, которые тебя поддержат в трудности, скорби или в печали. Но над этим нужно работать. Пройдет какое-то время, и будет больше храмов, больше священников, будет больше людей воцерковленных, активных, потому что нельзя только на одного священника надеяться.
Суть аскетического деланияМы уже говорили, что если основной акцент в жизни человек делает на естественных ощущениях, на опыте естественной жизни, то, сколько бы он ни говорил о Боге, о религии, на самом деле он живет в миру, мирским питается и о мирском думает.
– Сегодня мы поговорим об актуальной проблеме, которая касается здоровья печени, а именно – о вирусных гепатитах. Вирусные гепатиты занимают третье место по распространенности среди всех заболеваний печени после жировой дистрофии и алкогольной болезни, правда, в разных странах распространенность этих заболеваний различная.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.