Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (739) → Живущие по духу помышляют о духовном

Живущие по духу помышляют о духовном

№34 (739) / 9 сентября ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Суть аскетического делания

Мы уже говорили, что если основной акцент в жизни человек делает на естественных ощущениях, на опыте естественной жизни, то, сколько бы он ни говорил о Боге, о религии, на самом деле он живет в миру, мирским питается и о мирском думает. А у человека, который действительно думает о духовном (а значит, ищет загробного бытия, верит в свою вечную жизнь, в то, что его отношения с Богом вечны и от них зависит его жизнь вечная – посмертное бытие), акценты смещены в сторону подлинно религиозных ощущений. И, стало быть, другим людям в мирском он будет уступать: он не может использовать те механизмы и правила, которыми живет мир.

Далее апостол Павел показывает суть аскетического делания и духовной жизни как жизни, которую святые отцы называют бранью – есть известная книга Никодима Святогорца «Невидимая брань», и каждый, кто обращался к святоотеческим писаниям, с этим словом встречался. Это же слово есть, мы увидим дальше, и в посланиях апостола Павла. Он пишет в VIII главе Послания к Римлянам:

«Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

«Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» – эти слова и есть свидетельство о невидимой брани. Действительно, нет никаких врагов, все дело в помышлениях, которые входят в человеческое сознание, или, как говорит закон святых отцов, в человеческое сердце. Как святые отцы называют, умное делание, умная брань, – духовная жизнь невидима постороннему взгляду, но человек, рожденный от воды и Духа, действительно ощутивший и создающий в себе благодать Божию (а любой рожденный от Духа должен в определенную меру осознавать и помнить, что он рожден от Духа) вступает в эту духовную брань, в умное делание. Пусть она не достигает такой напряженности и таких высот, как описано у святых отцов, но это его духовная жизнь, его духовная борьба и его мера умного делания.

Таким образом, мысли – это своего рода энергия, некоторый образ, пожелание, рождаемое в человеческом сознании, которое побуждает человека к действию, ощущению, переживанию. То есть это энергетический, духовный импульс. Мысль редко бывает индифферентной, и в писании святых отцов мы видим свидетельство, что даже праздные мысли есть все-таки импульсы, но они тормозят устремленность человека к Богу, тушат горение человеческой любви к Богу, гасят наше устремление к небу. Плотские мысли – это импульсы, которые рождают влечение к страсти, ко греху, к плоти, к тому, что и есть смерть. Мы об этом говорили в свое время, когда исследовали Первое соборное Послание Иоанна Богослова, где апостол подчеркивает: все, что в мире, есть похоть плоти, похоть очес, и гордость житейская. То есть все в мире заражено как раз импульсами, привязывающими нас к этому миру, ко греху, к страстям, не дающим возможность исполнить волю Божию.

Чтобы это осуществить, нужны иные импульсы, исходящие не из мира, не из страстей, не из греха, а от Духа. Помыслы, рождаемые Духом в нас, ведут к жизни, помогая осуществить свое предназначение – не только быть созданными по образу Божию, но и достичь богоподобия. Отсюда, кстати, слово «преподобный», так мы называем тех людей, которые осуществили в себе образ Божий.

Духовные мысли, естественно, вступают в противоречие с мыслями плотскими, и человек внимательно должен рассматривать: та мысль, которую он сейчас думает, есть духовная или плотская (и, стало быть, греховная) – куда его влечет, к смерти или к жизни?

Фактически духовная брань – это развернутый в протяженность человеческой жизни диалог Евы со змием. Змий принес ей помысел, который, по слову Божию, принесет ей смерть, Ева пытается бороться, противостоять этому помыслу, но, в конце концов, ему уступает, и смерть через это согласие с помыслом лукавого змия входит в жизнь человека. Но борьба эта продолжается вновь и вновь в жизни каждого крещеного, каждого вновь рожденного от Бога человека: мир, прежние привычки, страсти, сам лукавый сеют в нас по-прежнему помыслы смерти. Мы должны их отвергнуть, и мы можем это сделать, потому что внутри нас жизнь жительствует, как говорят богослужебные книги: в нас живет Бог – Источник жизни. Этот источник жизни не снаружи находится, а внутри нашего сердца, нашего духа, и поэтому только нашего желания достаточно, чтобы отвергнуть эти помыслы плотские, грешные, и созидать жизнь на помыслах духовных, которые рождает в нас Дух. Так описывает эту брань апостол Павел: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Бог открывает то, что нужно

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Верующих защищает и духовное воинствоТема нашей беседы – история пророка Елисея и конец Израильского царства. Начнем с того, как пророк Елисей стал пророком – это произошло во многом при загадочных обстоятельствах. Думаю, здесь не надо пытаться демонстрировать, будто никакой загадки нет

 
Беседы с батюшкой

Иеромонах Антоний (Простихин): В общине крест легче

Беседовал Михаил Кудрявцев

На вопросы отвечает иеромонах Антоний (Простихин), клирик Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). – Наша сегодняшняя беседа – о новоначальных христианах. Батюшка, что означает термин «новоначальный» или, иначе говоря, неофит? – Новоначальный – это человек

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс