Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (739) → Протоиерей Илья Тетерько: Кто для тебя Христос?

Протоиерей Илья Тетерько: Кто для тебя Христос?

№34 (739) / 9 сентября ‘13

Протоиерей Димитрий Предеин, магистр богословияБеседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Иеромонах Антоний (Простихин): В общине крест легче
Беседовал Михаил Кудрявцев

Окончание. Начало в № 33 (738)

Настоятель храма в честь Сретения Господня в Люстдорфе протоиерей Илья Тетерько (Одесса, Украина).

О подготовке к таинству Евхаристии

– Главное при подготовке к Евхаристии – чтобы человек присутствовал на богослужениях?

– Да, и понимал, что происходит. Что-то недопонял? Хорошо, можешь дома дочитать. А есть и такой вариант: человек стоит на службе с открытым молитвословом и читает правила. И задаешься вопросом: что для него главнее – церковная молитва или личное благочестие? Где же в его личном благочестии церковность, соборность, где они? Они ускользают. И вот, человек уже совершенно другими категориями мыслит, можно сказать, анти-церковными: вот я посижу, мне надо дочитать, то, что там читается, поется, меня не касается, я сейчас вне церкви, я сейчас дома за своим делом. Вот это – ошибка большая, но, к сожалению, видишь ее повсеместно.

– Отец Илия, хотелось бы затронуть еще интересный вопрос, связанный с различием практик. У нас, в Русской Церкви – уж так сложилось, не знаю, с какого именно периода, – таинство Евхаристии неразрывно связано, во всяком случае, для мирян, с таинством Покаяния. И если человек не исповедовался в день Причастия или накануне, то он не может быть допущен к причащению. Насколько мне известно, в греческой Церкви практика другая. Вы не могли бы об этом подробнее рассказать?

– Да, в Восточных Церквах такой практики нет. Но у них нет и такой практики, когда любой священник принимает Исповедь, – есть определенные духовники, которых поставляют епископы на это служение, вот они и принимают Исповедь. Действительно, люди не исповедуются перед каждой Литургией.

Важно понять одно: без Исповеди можно причащаться, без покаяния нельзя. Вот вы сказали: у нас мирян не допускают. У нас здесь политика двойного стандарта: мы, священники, перед каждой службой не исповедуемся, а вот мирян заставляем почему-то. Спрашивается, чем совесть священника отличается от совести христианина-мирянина? Ничем. Но мы начинаем придумывать себе какие-то объяснения, что «есть какая-то на священнике благодать» или еще что-то такое.

– Но она есть.

– Она есть, но благодать не делает нас святыми, правильно? Или достойными или не достойными причащения. Благодать священства – призывать Святого Духа на Дары, пасти стадо Христово, проповедовать Евангелие. А быть нам святыми или не быть – это уже от нас зависит, насколько мы откликнемся на зов этой благодати. Мы так же откликаемся, как и простой мирянин. И поэтому, опять-таки, это практика Русской Церкви, можно сказать новшество, – требовать Исповеди перед каждым Причастием.

Нет, я думаю, если в молитве Господней есть такие слова: «остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим», значит, неспроста, значит, Господь нам отпускает грехи через эту молитву даже. Исповедь необходима, когда человек действительно чувствует востребованность в соединении с Церковью. Ведь что такое таинство Покаяния, Исповеди? Это не просто перечисление грехов, это не отчет Богу о грехах, когда приходят с фолиантами и начинают зачитывать: я за последнюю неделю согрешил тем-то, тем-то. Это все – ерунда. Нельзя менять свою жизнь коренным образом два раза в неделю или три. Ты приходишь с обычными, как мы называем (тоже смешное название), повседневными грехами. А есть грехи, которые тяжелый отпечаток оставляют на совести и требуют системного врачевания. Состояние человека, когда он находится под властью страсти или греха, требует воссоединения с Телом Христовым. И это воссоединение с Телом Христовым происходит через Исповедь, через покаяние. Об этом даже говорит молитва: «прими и соедини во Святой Своей Церкви».

Но если я разгневался на кого-то, это меня не делает изгоем из Церкви. Если я даже где-то слукавил – это меня не делает изгоем. А вот если я кого-то, допустим, проклял или на кого-то таю обиду, или мщу кому-то – вот это делает меня изгоем в Церкви, как бы меня выкидывает за ограду Церкви, и мне необходимо уврачевать это состояние. Для этого и существовала в древности Исповедь. Древнее ее назначение – соединение с Церковью, когда люди отпадали от Церкви в случае каких-то тяжких грехов (допустим, из-за гонений в язычество впадали), они опять принимались в общину через покаяние.

Но когда появилось монашество в IV веке, когда оно усилило свое влияние церковное, формат взаимоотношений монашеских «старец – послушник», опытный руководитель и ученик, как бы перешел в мир, стало элементом Исповеди. То есть люди приходили, начинали рассказывать свои помыслы, поступки, советоваться, и это назвали «Исповедь». Но опять-таки, смотрим на православный Восток: есть просто откровение помыслов, а есть Исповедь. Я сам не был на Афоне, но из практики мне рассказывали: «Есть духовник монастыря. Вечером любой брат может прийти к нему, сесть рядом и говорить, что у него на душе, что на сердце, какие помыслы, и они разговаривают». Вот это и есть откровение помыслов, но в общем смысле это нельзя назвать таинством покаяния, человек ничего особенного не совершил, его не надо соединять с Церковью, он христианином был и христианином остался, он просто пришел посоветоваться. А у нас иногда путают и начинают батюшке рассказывать, как соседи живут, какие проблемы с внучками, с дочками, с сыновьями, а про себя забывают и думают, что это Исповедь.

Полная версия программы


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз»: ежедневно 22-00 прямой эфир (кроме субботы), на следующий день 13-00 повтор (кроме воскресенья). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефоны прямого эфира: Москва (495) 781-49-54, Санкт-Петербург (812) 677-62-44, Екатеринбург (343) 379-65-70

 
Уроки Православия

Не тоскуй, что мало времени молиться... Работа – тоже часть духовной жизни

Ольга Баталова

Каким должен быть день христианина? Ответ на этот вопрос мы нашли в статье святителя Игнатия (Брянчанинова) «Чин внимания себе для живущего посреди мира» и решили провести цикл уроков Школы покаяния по этой теме – так много полезного открывается для нас в каждом слове святителя.

 
Церковь и общество

Колеса и крест

Ия Симонова, г. Екатеринбург

Чем запомнится нам это лето? Мне оно запомнится поездкой с группой байкеров на Ганину Яму – каково же было мое удивление, когда на многих мотоциклах я увидела иконки, а на мой вопрос: «В Бога веришь?» практически все участники поездки (около 10 человек) ответили: «Конечно!». Несколько даже признались, что в храм ходят и причащаются. И мне подумалось

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс