Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (738) → Протоиерей Илья Тетерько: Кто для тебя Христос?

Протоиерей Илья Тетерько: Кто для тебя Христос?

№33 (738) / 1 сентября ‘13

Беседовал протоиерей Димитрий Предеин, магистр богословияПреображение

О подготовке к таинству Евхаристии

Настоятель одесского храма в честь Сретения Господня в Люстдорфе протоиерей Илья Тетерько.

– Евхаристия – это средоточие духовной жизни христианина, но чувствуем ли мы, готовясь к ней, что нам предстоит встреча с Самим Господом Иисусом Христом? Или нам важнее просто прочитать положенные каноны по молитвослову?

Отец Илия, меня давно интересовало, почему для мирян всегда одни и те же три канона положено читать перед Причастием по молитвослову, а для клириков на каждый день недели разные каноны, регламентированные Канонником? Чем это объяснить?

– Видимо, клирикам открыто более, чем мирянам. В этом как раз главная проблема при подготовке к Причастию; мы разграничиваем – одно для клириков, другое для мирян, что-то начинаем придумывать.

Все каноны, что мы читаем, готовясь к таинству Евхаристии, в общем-то, дублируют утренние каноны богослужения. То есть Канонник для того и создан, чтобы на каждый день недели был положенный канон. У нас седмичный круг богослужения, каждый день посвящен воспоминанию святых: понедельник – ангелы, вторник – предтечи, среда – Крест, четверг – апостолы и святитель Николай, пятница – воспоминания о крестных страданиях Спасителя, суббота –поминовение усопших и мучеников, воскресенье – день Господень. И в соответствии с этим меняются на богослужении чтения канонов по Октоиху или по Триоди, в зависимости от времени года. Мирянам не всем доступна эта наука, не все учились в семинарии, и, к сожалению, порой им лень почитать что-то сверх Закона Божия или молитвослова, и поэтому они ограничиваются обычным молитвенным правилом, которое изложено в молитвословах: каноны Спасителю, Божией Матери, ангелу-хранителю, и все. Еще правило к Причащению...

– Поэтому миряне тоже должны пользоваться Канонником, насколько я понимаю?

– Конечно. Если они будут пользоваться богослужебными книгами, такими, как Октоих или Триодь, и будут понимать, что происходит на церковном богослужении, то еслипо какой-то причине они не смогут побывать на утренней или на вечерней, то дома смогут это почитать. Октоихможно дома иметь? Можно. На каждый день есть свой канон и даже не один, выбери любой – не обязательно все читать, но хотя бы один выбери и почитай. Каждый вечер разный канон Божией Матери. Представляете, 8 гласов и 7 дней в неделе – сколько канонов, какое многообразие церковной поэзии!

– А чем Вы объясните, что у старообрядцев, насколько мне известно, нет практики чтения канонов перед таинством Евхаристии?

– Это практика сугубо Русской Церкви. Раскол, мы знаем, был в XVII веке, а они остались в тех правилах, которые были на Руси испокон веков… Правило чтения канонов – это новое, это, можно сказать, модернизм в нашей Церкви. Оно вызвано расцерковлением общества русского, которое вылилось в переворот 1917-го года. Вроде бы все были христиане православные, однако с усердием пошли рушить храмы и осквернять святыни! По меткому выражению Тимирязева, «крышку Евангелия целовали, а то, что в нем написано, не знали» – люди обязаны были как-то свидетельствовать свою принадлежность к Церкви: хотя бы раз в год человек, особенно если находился на государственной должности, должен был причащаться – журналы велись на приходах. А человек весь год живет – Бога не знает, какое там молитвенное правило, какие утренние молитвы! И тут надо причаститься, его надо как-то вернуть в курс дела. А как? И вот назначают: «попостись недельку или хотя бы дня три, почитай эти канончики – ты же в церковь не ходишь, их не слышишь и не слушаешь, хотя бы дома почитай». И появилось это правило, и потом оно стало обязательным при подготовке к Причастию, хотя таковым не является. У Восточной Церкви (не только у старообрядцев) этого нет, это именно модернизм нашей Русской Церкви. Если ты хочешь читать каноны, читай, но это не должно быть обязательным. Подготовка к Причастию – все-таки индивидуальная вещь, кому-то надо каноны почитать, а некоторым я рекомендую Евангелие прочитать просто. У нас многие люди не знакомы с Евангелием, а многие священники, к сожалению, спрашивают: «Ты каноны читал, постился? Все, иди причащайся». Никто не спросит: «А Кто для тебя Христос? А ты Евангелие читал?» – этих вопросов не задают почему-то.

Что ты ел, что пил, что читал – не это же делает нас ближе ко Христу, правильно? Вот и происходит подмена ценностей. Поэтому некоторым просто советую: откройте Евангелие и почитайте, если не читали, начните, если когда-то читали –освежите в памяти. Вот это будет самой лучшей подготовкой к Причастию, на мой взгляд.

– Я думаю, это можно даже назвать альтернативной подготовкой к Причастию.

– Да, альтернативная, устоялось уже в нашей русской среде, что именно так надо готовиться к Причастию. Никто же нам не мешает сделать это иначе, правильно? Никто нас не осудит.

– Я думаю, что эти вопросы каждый пастырь, духовник должен решать со своими духовными чадами.

– Безусловно. Пастыри должны смотреть, кому что полезно – кому курорт, а кому и скальпель, по состоянию человека. Но если человек активно принимает участие в богослужебной жизни, то, думаю, не нужно его перегружать еще дополнительными молитвенными правилами. Ведь все, что необходимо, читается в Церкви.

Полная версия программы

 
Исследуйте писания

Живущие по духу помышляют о духовном

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О мыслиПродолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Мы говорили, что человек должен употреблять определенные усилия, чтобы преодолеть последствия греха, того образа жизни

 
Книжная полка

Начертано святыми отцами…

Андрей Печерин

«Добротолюбие. Избранное для мирян». Сборник. Изучая творения святых отцов, которые праведной жизнью подтвердили истинность своих убеждений, всегда можно приобрести правильные знания о духовном мире. Пример тому – собрание избранных творений древних подвижников под названием «Добротолюбие».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс