Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (732) → Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В отношении к таинствам крайности неуместны»

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В отношении к таинствам крайности неуместны»

№27 (732) / 15 июля ‘13

Беседовала Наталья Горенок. Журнал «Православие и современность», г.СаратовАрхипастырь

Продолжение. Начало в № 26 (731)

– Обязателен ли пост перед Исповедью, перед Причащением? Каким он должен быть?

– Перед Исповедью пост не нужен. Но здесь я должен сказать вот о чем. Иногда возникает вопрос: а можно ли исповедоваться без Причащения? Некоторые батюшки даже спрашивают, будет ли человек причащаться, и если нет, отказывают ему в Исповеди. Вот это, конечно, большая ошибка. Батюшки, которые так поступают, категорически не правы.

Исповедоваться можно всегда, когда человек чувствует в этом потребность. Да, Причастие по нашей традиции все-таки совершается в основном после Исповеди. Но Исповедь совершенно не связана с Причастием! Она может совершаться и сама по себе.

Каким должен быть пост перед Причащением? Это зависит от того, какова интенсивность церковной жизни у конкретного человека. Если, повторю, он ходит регулярно в храм, если он молится, соблюдает все многодневные посты, постится в среду и пятницу (а если он монах, то и в понедельник),– то дополнительный ни трехдневный, ни недельный пост перед причащением ему не нужен, так же, как не нужен такому человеку пост во время сплошных седмиц. Это мое глубокое убеждение, и оно основано на практике, в том числе, и других Поместных Церквей.

Говение, то есть сугубая подготовка к Исповеди и Причастию,– это типично русское явление, которое возникло тогда, когда Причастие было крайне редким – один-два раза в году, а у самых благочестивых людей до четырех раз ежегодно. Тогда такое говение было совершенно оправданным, потому что вырывало человека из повседневности. Ведь в это понятие входит не только пост, но и ежедневное присутствие в храме на службе. Вот человек неделю говеет – он утром и вечером ходит в церковь, он отложил все свои дела, по-настоящему постится, как положено по Уставу, и, наконец, исповедуется и причащается. Правильно это? Абсолютно правильно, если его церковная жизнь, скажем так, средней или не очень высокой степени интенсивности. Если же, повторю, он регулярно ходит в церковь, соблюдает все посты и часто причащается, необходимость в такой особой подготовке отпадает. Мера подготовки связана с внутренним состоянием, с духовным возрастом человека.

– И определять этот духовный возраст должен духовник, а не сам мирянин?

– Безусловно.

– А если нет духовника?

– Вы знаете, если человек живет духовной жизнью, то, конечно, есть священник, у которого он регулярно исповедуется. Частые дискуссии о необходимости или, наоборот, необязательности духовника – они ведь тоже имеют тупиковый характер, потому что сегодня в понятие «духовник» вкладывается слишком много неправильного. На самом деле духовник – это священник, у которого человек регулярно исповедуется и который знает обстоятельства его жизни, знает силы, возможности этого человека и, наоборот, его падения и в соответствии с этим может ему посоветовать, в том числе, и частоту Причащения, и меру поста, который этот человек может понести.

– Приведу цитату из одной современной книги известного духовника о Божественной литургии: «...каждому участвующему в Литургии православному христианину необходимо причащаться Святых Христовых Таин. В противном случае все литургические молитвы для нас обессмысливаются». Я знаю, что такие утверждения многих смущают, огорчают и просто дезориентируют.

– Это утверждение совершенно неверно. Миллионы людей, поколения христиан на протяжении почти двух тысяч лет ходили в Церковь, в том числе участвовали в Божественной литургии, на которой не причащались. Говорить, что это было бессмысленно – по меньшей мере самонадеянно... Вообще, для меня духовный опыт человека, который вдруг открывает, что поколения людей до него все делали не так и во всем ошибались, очень сомнителен. При всем моем добром отношении к автору, я расцениваю такого рода утверждения как попытку навязать свои ощущения и свое понимание духовной жизни в качестве обязательных.

Тем, кого смущают подобные высказывания, надо учитывать, что это всего лишь частное мнение, и соответствующим образом к этому относиться. Обобщая сказанное, хотел бы подчеркнуть, что, к сожалению, сегодня у нас многие люди, независимо от вектора их убеждений – крайне традиционалистского или резко модернизаторского,– болеют одной и той же болезнью: им хочется некую практику, которая, на их взгляд, является наиболее адекватной и, может быть, действительно подходит для каких-то категорий людей, сделать строго обязательной для всех и жесточайшим образом отсечь все, что ей не соответствует. Те, кто ратует за сверхчастое Причащение, на каждой Божественной литургии, не хотят принимать во внимание тех обстоятельств, в которых сегодня живет среднестатистический прихожанин, обычный мирянин. Те же, кто призывает причащаться как можно реже, не хотят понимать, насколько изменилось сознание современных верующих людей по сравнению, скажем, с ХIХ веком.

На самом деле не надо противопоставлять одну практику другой, скажем, редкое Причащение – частому Причащению, потому что во всем должна быть свобода. В христианстве это самое главное. Если этого не будет, мы превратим Церковь в секту. Особенно это относится к представителям так называемого либерального христианства, так как хорошо известно, что нет более тоталитарной публики, чем либералы...

– На каком уровне должна обсуждаться эта проблема? Из примеров подробного, аргументированного обсуждения пока можно вспомнить лишь «круглый стол» «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса», который состоялся 27 декабря 2006 года в московском Свято-Даниловом монастыре.

– Хорошее было обсуждение, жаль, что оно ничем не закончилось. Но оно и не могло ничем закончиться, потому что, опять же, даже самые правильные мысли, которые были там высказаны, претендовали на абсолютную обязательность для всех. Но такого не может и не должно быть в Церкви. Потому что, согласно древнему христианскому правилу,в главном должно быть единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь.

 
Церковная жизнь

Скопинская епархия

Епископ Скопинский и Шацкий ВладимирДата рождения: 18 ноября 1979 г. Дата хиротонии: 2 декабря 2011 г. Дата пострига: 23 июля 2011 г.Родился в семье служащих в г. Скопине Рязанской обл. В 1995 г. окончил среднюю школу № 2 г. Скопина. В 1995–1997 гг. обучался в Рязанском Духовном училище. В 1997 г. поступил на 3-й курс Калужской Духовной семинарии, которую окончил в 1999 г.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Савва (Мажуко): Чудо Евхаристии, таинство единения

Игумен Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря г. Гомеля (Беларусь). – Золотистого меду струя из бутылки текла Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела: – Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла, Мы совсем не скучаем, – и через плечо поглядела…

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс