Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (731) → Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В отношении к таинствам крайности неуместны»

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В отношении к таинствам крайности неуместны»

№26 (731) / 8 июля ‘13

Беседовала Наталья Горенок. Журнал «Православие и современность», г.СаратовАрхипастырь

Продолжение. Начало в № 25 (730)

– Да, человек привыкает к святыне, к Причащению. Но к Исповеди он тоже привыкает. И от тех, кто считает Исповедь перед Причащением необязательной, сегодня часто можно услышать: «Покаяние, перемена ума – это шаг «разовый»... Частая Исповедь – это профанация покаяния».

– Человек привыкает и к Исповеди, безусловно. Но должен сказать, что многие сегодняшние дискуссии в интернете инфантильны до крайности: «А как же так, мне не интересно. Я ничего не чувствую... Надо все изменить под меня, любимого, чтобы мне стало интересно и комфортно в Церкви». Такие заявления – следствие чудовищной инфантильности. Мы хотим, чтобы те или иные таинства «работали» в нас без нашего усилия, но так не бывает.

В Священном Писании сказано: Царство Небесное нудится, то есть силою берется (Мф. 11, 12). Поэтому, помимо всего прочего, нужно употреблять усилия, чтобы не привыкнуть, чтобы приучить себя к Исповеди, к регулярной проверке своего прожитого дня, как об этом пишет святитель Феофан Затворник. Если человек осмысленно читает вечерние молитвы, исповедание грехов повседневное, если он старается обрести навык внутренней самопроверки, пытается соотносить свои поступки, свои слова с Евангелием, то для него Исповедь никогда не будет чем-то формальным и непонятным. От правильной Исповеди человек отвыкает не тогда, когда к ней приходит часто, а тогда, когда исповедуется редко. Тогда гораздо быстрее и наверняка человек утрачивает понимание значения Исповеди.

Поэтому я считаю утверждения, которые часто звучат в дискуссиях, совершенно неубедительными. А вопрос о том, возможно или невозможно второе, пятое, десятое покаяние за грехи, в свое время обсуждался в Древней Церкви. Церковь решила, что возможно, просто понимая человеческую природу, ее удобопреклонность ко греху.

– Бывает, что человек, который ходит в храм много лет, исповедуется регулярно, который оставил явные, «грубые» грехи, сталкивается с тем, что ему «не в чем исповедоваться». Как к этому относиться?

– Думаю, что у человека, который ведет правильную духовную жизнь, не может быть такого чувства, что ему не в чем исповедоваться. Так может сказать только тот, кто невнимателен к самому себе. Но правильное отношение к Исповеди и трезвое отношение человека к самому себе вырабатываются со временем, долгим общением с духовником. И если духовник настоящий, опытный, то у его духовных чад такого не будет – что им «не в чем исповедоваться». Опять же, скорее всего, такая проблема бывает у людей, которые исповедуются крайне редко или вообще не исповедуются, которые не умеют исповедоваться. Они говорят: «Ну что, не убил, не украл, не изменяю. Все нормально. Я хороший». Любой священник с такими людьми встречался.

– Некоторые представители духовенства пишут о том, что «листочки с грехами» переходят из рук в руки или человек приходит с одним и тем же списком, напечатанным на принтере...

– С этим я никогда не сталкивался за все время своего служения, мне этот вопрос даже кажется странным и необычным. С листочками люди, конечно, ходили на Исповедь, такая «шпаргалка» удобна, но все писали или печатали их сами. Поэтому я такого не встречал. Но если такое бывает, опять же, это забота священника – объяснить конкретному человеку, что так поступать не надо, но не делать из этого выводов о ненужности регулярной Исповеди.

– Некоторые священники в своих интернет-выступлениях говорят также о том, что у людей, которые, пусть даже механически, вычитывают правило, постятся, появляется ощущение, что раз уж они все сделали, значит, они «достойны Причастия»... По Вашим наблюдениям, эта опасность действительно существует?

– Если человек внимательно читает Последование ко Святому Причащению, то там как раз и находится ответ на этот вопрос: «От скверных устен, от мерзкаго сердца... от души осквернены, приими моление, Христе мой...», «...несмь достоин... да под кров внидеши храма души моея...». Или другое: «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю...». Где же здесь то, что может вызвать чувство «достоинства», самодовольства? Наоборот, это сокрушенное исповедание своего недостоинства, понимание того, чем ты являешься на самом деле. Я считаю, если только у человека появляется такое ощущение, что он достоин Причастия, ему надо отходить от Чаши. В таком состоянии причащаться нельзя. Но с другой стороны, человек ни в коем случае не может сам себя отлучать от Причастия со словами: «Я не могу, недостоин причаститься, и все». И первое, и второе – две крайности, а истина посередине. Как замечательно сказано у преподобного Силуана Афонского: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Вот это, собственно говоря, и есть то искомое состояние, которое должно быть у верующего человека. Мы должны понимать, что по нашей жизни, по нашим грехам, по нашему внутреннему состоянию мы, строго говоря, заслуживаем ада. Но мы не должны отчаиваться, потому что надеемся на милосердие Божие. Однако это не-отчаяние не должно переходить в состояние уверенности. Нельзя сказать: «Бог милостив, поэтому буду грешить» – и продолжать жить так же. Постоянные шатания из стороны в сторону, из одной крайности в другую – это то, с чем каждый из нас должен бороться всю жизнь.

(Продолжение следует)

 
Церковная жизнь

Касимовская епархия

Епископ Касимовский и Сасовский ДионисийДата рождения: 1 октября 1975 г. Дата хиротонии: 27 ноября 2011 г. Дата пострига: 28 августа 2000 г.Родился в Рязани в семье служащих. В 1992 г. окончил среднюю школу-гимназию № 5 г. Рязани. В 1997 г. окончил РГПУ по специальности

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Алексий Кульберг: Крещение – это дар, который нельзя разбрасывать понапрасну

Лев Бохолдин

Окончание. Начало в № 25 (730) – Батюшка, а есть ли какие-то критерии воцерковленности? Раньше же крестили даже без оглашения… – Повторюсь, 20 – 30 лет назад такие поступки можно было оправдать. Мать желала покрестить свое дитя, потому что не знала вообще, будет ли еще возможность обратиться к Церкви, может быть, это единственный шажок.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс