Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Всю свою жизнь мы учимся быть христианами, обращаемся к истории Церкви, Древней и современной, иногда к судьбам людей, живших когда-то или живущих сегодня рядом с нами. И на всех уроках жизни мы стремимся исполнить призыв святителя Тихона Задонского: извлекать из всех событий глубокий смысл, относиться ко всему подобно пчеле, собирающей мед с самых разных растений. Но есть особая тема, где разлиты реки духовного меда, из которых можно черпать не только сладость, но и великую пользу – это Царская тема, жизнь, подвиг последнего русского Самодержца и его Семьи.
Мы говорим об этом с российским историком, автором исследований о Николае II Петром Валентиновичем Мультатули.
П. В. Мультатули, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований:
– Книга «Внешняя политика Императора Николая II (1894 – 1917)» – о внешней политике Императора Николая I, она посвящена участию Государя в вопросах внешней политики. О внешней политике Российской империи написано очень много книг, и в советское время, и сейчас, но в советское время роль Николая II замалчивалась, а то и полностью игнорировалась, как вообще все его царствование. В результате получалось, что главный творец внешней политики оставался за рамками изучения, а говорили о линиях Звольского, Сазонова, Лобанова-Ростовского и так далее, хотя всей внешней политикой руководил Николай II. Это, кстати говоря, касается не только внешней политики. Возьмем внутреннюю политику. Показательно, что мы говорим: реформа Петра Великого, Екатерины II, когда говорим о преобразованиях Александра II – великие реформы царя-Освободителя. Но как только речь заходит о Николае II, сразу «реформа Витте, реформа Столыпина», хотя никому и в голову не придет говорить о петровских реформах, что это реформы Меньшикова.
Откуда такая несправедливость в отношении Николая II? Это началось с представителей русского общества, принявших активное участие в революции, а затем выброшенных за границу. Они, как всякий человек, совершивший грех и не раскаявшийсяся, стремились унизить и опорочить имя Царя, выставить себя: «вот мы-то говорили, мы предлагали…». Велика «заслуга» в опорочивании имени Императора большевистской пропаганды: новые правители России, умучив Царскую Семью, разрушив Российскую империю, нуждались в постоянном принижении Царя, клевете на него и его Семью. И очень многие, скажем, последователи этой пропаганды продолжают заниматься этим и сейчас. Поэтому отстаивание честного имени Императора Николая II и объективное изучение его роли во внешней политике необходимо нам как историкам.
И П.В. Мультатули как историк и христианин заявленных позиций придерживается твердо – в своих публикациях, выступлениях, книгах. Книга, которую он презентовал в Царские дни в прошлом году, уже шестая.
На одном из экземпляров его книги «Свидетельствуя о Христе до смерти…» Патриарх Алексий II написал: «Отрадно получить такой труд от вас, правнука Ивана Михайловича Харитонова, который был одним из преданных слуг Государя Святого Страстотерпца Николая II. Надеюсь, ваше исследование станет еще одним шагом на пути установления исторической правды и восстановления памяти нашего народа о трагических событиях лихолетия, а также послужит оживлению интереса к духовной сути подвига Императора, его Семьи и близких ему людей». Эти пожелания Святейшего Патриарха историк воспринял как наказ, он пишет новые книги, и Царская тема приносит автору Царские награды. Это не красивые слова, а добрые вести, и они радуют не только Петра Валентиновича, но и нас.
Он награжден орденом Святого Страстотерпца Царя Николая II. Эта высокая православная награда присваивается за заслуги в развитии русско-имперской государственности и многолетние труды во славу Русской Православной Церкви. А летом 2012 года в Царские дни за большой вклад в раскрытие правды о Царской Семье митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл наградил Петра Мультатули епархиальной медалью Святых Царственных Страстотерпцев I степени.
П. В. Мультатули тогда сказал:
– Это, наверное, наилучший подарок, который можно было сделать, потому что это действительно самое дорогое поощрение в моей жизни, как прекрасно сказал Владыка, это подарок Святых Царственных Страстотерпцев.
Книга Петра Мультатули «Внешняя политика Императора Николая II (1894 – 1917)» основана на большом количестве исторических источников и рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей. В ней автор развенчивает укоренившиеся исторические мифы о международной деятельности Императора.
П. В. Мультатули:
– Действительно, внешняя политика Императора Николая II поразительна, как и все его царствование, ведь Россия выступала при Николае II особенно ярко – как страна, которая, с одной стороны, предлагала всеобщий мир, реальные рычаги обуздания гонки вооружений и недопущения большой войны, а с другой – выступала как главная антиимпералистическая держава. Именно Николай II защитил от колониальной оккупации Таиланд, Корею, Марокко. Вообще, сохранение статус-кво было главной направляющей его политики. И затем, конечно, величайшая азиатская программа, когда государь опережал свое время на 50 – 60, а то и на 100 лет, видя необходимость для России утверждения в Азии.
Посмотрите, как нас ждали в Маньчжурии, Корее, как там была близка идея белого царя! Идея белого царя воспринималась и буддистами, и мусульманами. Скорость распространения Православия при Николае II в этом регионе поразительна. В том числе, и в Японии. Православие в Японии шло просто семимильными шагами, в этом, конечно, большая заслуга святителя Николая (Касаткина), он направлялся, поощрялся как епископ государем.
Напомним, за полвека миссионерской работы святителя Николая (Касаткина) в Японии там было создано почти три сотни православных общин, в их состав входило более 30 000 мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов. В стране, где главенствовали буддизм и синтоизм, стали возводиться православные храмы. Священномученик Иоанн Восторгов, посетивший Японию в те годы, писал: «В стране не было человека после императора, который бы пользовался такой известностью, как Владыка. В Токио довольно было сказать одно слово – Николай, и каждый рикша сразу знал, что гостя надо доставить в миссию. Японцы и православный храм называли Николай, и даже само Православие у них именовалось Николаем».
Император высоко оценил эту деятельность епископа, во время войны 1905 года Государь писал: «Владыка, Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова чужда мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки. Вы по Завету Христову не оставили вверенного вам стада, и благодать любви и веры дала вам силу выдержать огненные испытания и посреди вражды бранной удержать мир, веру и молитву в созданной вашими трудами Церкви».
Такая оценка духовных трудов верноподданных на чужбине во многом характеризует и самого российского самодержца, и направленность его внешней политики, хотя многим такая направленность пришлась не по душе.
В прямом эфире радио «Воскресение» – передача из цикла «Если болит душа...»На вопросы отвечает православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских, президент Фонда эффективного народосбережения.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (г. Москва), председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.