Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Настоятель храма Большой Златоуст города Екатеринбурга протоиерей Алексий Кульберг.
– Батюшка, мы с Вами встречаемся в первый день Великого поста. Прежде чем начать нашу беседу непосредственно о посте, хотелось бы вспомнить те дни, через которые мы уже прошли. Один из самых больших периодов – масленица. Что больше всего привлекает внимание людей в этой праздничной неделе?
– Люди разные, и интересы преследуют различные. Есть люди, которые только и знают, что в такие-то дни надо блинами заправиться. В какие-то дни, знают, у православных это неделя мытаря и фарисея, что чем больше съешь, тем лучше будет для души. То есть такое обывательское, нецерковное отношение к святым для нас дням.
Для человека же церковного, конечно, это последняя неделя перед началом Великого поста. Лично я готовлюсь, переживаю. Если кто-то думал, что для священника как для профессионала (назовем так) все церковные установления уже просты, – ничего подобного. В ожидании Великого поста, знаете ли, страшновато; понимаю, что это будет время преодоления – и физических каких-то требований человеческих, и преодоление внутреннее: необходимость попросить прощения у того, у кого давно его не просил, необходимость внутренне примириться с теми людьми, с кем нет возможности пообщаться и к кому возникает какая-то неприязнь.
Все это приходится на неделю накануне поста, которая именуется масленицей, когда уже произошло заговение на мясо – мясо не вкушается, но в среду и в пятницу все, что не мясное, в изобилии присутствует на столах. Я стараюсь использовать эти дни, ведь приглашают в гости: «а у нас блины с гречихой, а у нас блины с капустой» – с чем только их не делают, понимаю, что в последний день, прощеное воскресенье, со всеми не получится примириться, проститься, попрощаться, отправляясь в далекий великопостный путь, разделить трапезу, оценить старание хозяек и, конечно, самому настроиться и их настроить на пост.
Когда преподобного Кукшу Одесского спрашивали: «Батюшка, как поститься, когда у нас есть много чего покушать, как нам не потерять желание поста?», он говорил: «В дни изобилия принимайте от Бога все с благодарностью, это Он вам подает, но когда Он вам не подаст, то не ропщите и принимайте из Его любящих рук и изобилие, и скудость как дар Божий».
Накануне Великого поста, в эту неделю, есть возможность вспомнить эти слова, утешаясь: да, сегодня сметанка, блиночки, масло, друзья. По возможности, пообщаться со всеми. Нужно, помня о той милости и богатстве щедрот, которые есть у Господа Бога, сейчас вспомнить слова преподобного Кукши Одесского и поучиться терпению, благодарению. Кто знает, сколько лет нам Господь даст такого изобилия, такого спокойствия, благоденствия, которое мы сейчас внешне испытываем. Может, наступит время, как было 30, 40, 50 лет назад, когда люди Пасху встречали, имея на столе стакан воды и сухарь черного хлеба, и это воспринимали как Дар Божий. Вот обо всем этом я стараюсь размышлять накануне Великого поста и в первые, самые непростые его дни. Думаю, что это душеполезные размышления, христианские.
– Вернемся от таких глубоких размышлений, связанных с периодом постным, к масленичной неделе. Считается, что символ масленицы – блины, и чучело обязательно нужно сжечь, иначе не наступит весна. Эти символы далеки от церковной ограды, они так сильно перемешались, что создают новые культурные традиции; духовный смысл этого периода уходит на второй план.
– Увы, кто что ищет, то и находит. Человек, живущий только земным, ищет земного, он ищет, чтобы все обычаи были притянуты к земным интересам: нужно повеселиться, наесться. Это чуждо духу христианства.
Что касается блинов, то мне приходится регулярно общаться с протестантами, баптистами, которые в этом упрекают: «Это у вас не христианство, а язычество. Вы поклоняетесь блинам накануне Великого поста», и какие-то иные внешние атрибуты православных традиций ставят в укор. Это примерно так, как человеку маленькая песчиночка, попавшая в глаз, не дает возможности видеть всю полноту окружающего мира.
Блин к языческой традиции не имеет никакого отношения. Что касается сжигания куклы, проводов зимы и встречи весны, то на рубеже языческо-христианской эпохи жизни нашего народа произошло некое взаимное проникновение старых и новых традиций. Давно надо было бы уже повзрослеть и от него оторваться, его отделить от души и от жизни нашего народа, но неглубокие люди, ищущие своего земного, сохраняют и, увы, дают повод ищущим этого повода упрекнуть.
Я понимаю, что, наверное, из сотен тысяч, десятков тысяч телезрителей канала «Союз», никто не участвовал, не сжигал ни вчера, ни позавчера никаких чучел, но был свидетелем того, как это происходит. В каждом городе администрация, отдел культуры администрации планируют культурные мероприятия. Стало модно в календарь таких памятных дат вводить в том числе и церковные мероприятия: Пасха, Крещение с изобильными купаниями порой в совершенно непотребном состоянии, масленица – вместо того, чтобы раскрыть людям, за культуру которых отвечают, смысл происходящего, подготовить людей к вхождению в Великий пост. Только хватаются за внешнюю атрибутику, которая себя полностью изжила и для людей церковных, и для людей от Церкви далеких.
Все это воспринимается как фарс, как форма, не имеющая содержания. Я бы сказал, что эти сжигания чучела (не назвать их оргиями) – это надуманное веселье, атавизм, отсутствие нормальной культуры. Если бы не включалась масленица в план культурной жизни муниципальных образований, то, думаю, у нас бы не было предмета для разговора.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Об обличении грешниковВажен в богословском отношении отрывок из Послания апостола Иуды: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
Закуска из кабачков с томатом Состав: кабачок – 1-2 (400-500 г) шт., лук – 1 шт., морковь – 1 шт., чеснок – 1 долька, томатная паста – 2-3 ст. ложки, соль, перец, растительное масло для жаркиПриготовление. Лук порезать полукольцами. Морковь натереть на крупной терке. С кабачка срезать кожицу, натереть на крупной терке.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.