Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (708) → Единственный Сущий в этом мире есть Бог

Единственный Сущий в этом мире есть Бог

№3 (708) / 14 января ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О рабах Божиих

Продолжаем беседы по Корпусу апостольских посланий. Обратимся к соборному Посланию апостола Иуды, брата апостола Иакова. Людей, не привыкших изучать, часто читать Священное Писание несколько смущает именование Иуды апостолом. Многие привыкли связывать имя Иуда только с предателем Иисуса Христа. На самом деле среди учеников Иисуса Христа двое носили это имя. В Евангелии от Луки в 6-й главе, где перечисляются 12 апостолов, избранных Господом Иисусом Христом, названы два апостола с именем Иуда – сказано: Иуда Иаковлев и Иуда Искариот, который и предал Его.

Сравнивая разные свидетельства евангелистов, приходим к выводу, что этот же человек у других апостолов называется другими именами – Левий и Фаддей.

Но вот это Послание написано именем Иуды, брата Иакова, – Иуды Алфеева.

Деятельность апостола Иуды проходила в Сирии, по Преданию, где-то там он мученически и закончил свою жизнь (возможно, в районе нынешнего города Бейрут). Его небольшое Послание состоит всего лишь из одной главы и посвящено обличению лжеучителей, которые вторглись в православные сирийские общины и стали лжеучением прельщать и разрушать сознание верующих, целостность Церкви, отвлекая многих от веры в пришедшего в Лице Иисуса Христа Мессию. Вот против нечестия этих лжеучителей и написал свое небольшое, но очень грозное, очень напряженное, динамичное Послание апостол Иуда.

Были ли среди его паствы язычники и если были, то много ли, мы не можем сказать, но по многим признакам очевидно, что Послание написано против лжеучителей из иудеев и по преимуществу для иудеев, потому что ссылки делаются в основном на ветхозаветные события и приводятся такие свидетельства иудейского предания, которых нет в Священном Писании Ветхого Завета – во всяком случае, мы об этом ничего не знаем, но предание, очевидно, общеизвестно (как и некоторые имеющие всеобщее распространение христианские предания, о которых знают христиане, живущие в разных разных странах, хотя они нигде не записаны и в Новом Завете их нет). На несколько таких преданий и ссылается апостол Иуда – очевидно, что он пишет о вещах общеизвестных, неоспоримых, а, стало быть, пишет он для иудеев, которые выросли в лоне этого предания, его дух впитали с младых ногтей.

Можно сказать, что Послание написано примерно в 60-е годы I столетия, точно после соборного Послания апостола Иакова, то есть после смерти апостола Иакова, и до Первого соборного Послания апостола Петра, то есть до 67-го года – где-то в промежутке между 62-м и 67-м годами было написано Послание Иуды, потому что апостол Петр использует некоторые сюжеты и обороты из Послания Иуды, и вообще они очень похожи. По их тону и духу очевидно, что они очень близки по времени: проблема лжеучителей из иудеев, с которой (как живущий ближе к Иерусалиму) встретился вначале Иуда, через недолгое время достигла Рима, Церкви апостола Петра, он тоже посвящает этой проблеме свое соборное Послание.

Хотелось бы подчеркнуть, что соборное Послание апостола Иуды содержится во всех древнейших перечнях, где перечисляются книги Нового Завета, признаваемые всей Церковью каноническими. То есть никто не может сказать, что это частное мнение и Церковь его разделяет условно. На первый взгляд, это несколько неожиданно, ведь апостол Иуда к некоторым особенностям христианской жизни очень суров, очень строг, проникнут, как кажется, духом жесткого иудаизма. На самом деле, это только на первый взгляд. Сам факт включения Послания Иуды во все древнейшие перечни говорит, что Церковь никогда не сомневалась: оно принадлежит всей Церкви, выражает дух Церкви и несомненно написано Духом Святым и полезно для назидания церковного.

Послание Иуды наносит сокрушительный удар по нашему привычному восприятию текстов Нового Завета. Оно не укладывается в наше современное свободное, либеральное восприятие священных текстов Нового Завета.

Ведь мы не хотим замечать подобных слов, интонаций, свидетельств апостола Павла. Нам кажется, что апостол Павел пишет только о любви, что он очень либерален и очень понятен современному обществу. На самом деле мы выхватываем из его посланий только то, что нам, современным, нравится, а то, что не нравится, мы у апостола не замечаем. Поэтому же, обращаясь к Посланию апостола Иуды, мы находим, что оно какое-то странное, необычное, очень суровое. Хотя те же слова мы можем увидеть и у апостола Павла.

Начать хотелось бы с удивительного обращения, которым начинается Послание апостола Иуды: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом», – как величественно звучит! Так же начинается Послание его брата апостола Иакова, очень достойно этот апостол произносит: «Я – раб Иисуса Христа».

В наше время очень много приходится слышать недоуменных вопросов: как это в Церкви, где все призваны быть сынами Божиими, такое гнусное, презрительное наименование – раб? Нелишне напомнить, что раб – это тот, кто всецело исполняет волю своего господина, то есть у него нет своей воли, а только воля того, кому он служит. Апостол – раб Иисуса Христа и всецело исполняет Его волю. То есть человек пронизан только волей Божией.

На какую высоту возводит человека такое свидетельство, ведь волей Его пронизаны и ангелы, и Архангелы, и херувимы, и серафимы – все Небесные Силы, всесильные и всемогущие, пронизаны волей Божией, все они – рабы и слуги своего Бога! Важно, наверное, то, чей раб тот или иной человек, – раб Иисуса Христа или раб другого человека, раб самого себя, своих прихотей, инстинктов.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Интервью

Дохристианское свидетельство о Христе, или Зачем нам Ветхий Завет?

Анастасия Титова

Зачем христианам читать Ветхий Завет? Как правильно воспринимать библейские события? Может ли чтение Ветхого Завета влиять на духовную жизнь? На вопросы отвечает магистр духовно-нравственного воспитания, старший преподаватель Миссионерского института Константин Владиленович Корепанов.

 
Читаем Ветхий Завет

Вступление в Землю обетованную

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О соединении с Богом Апостол Иаков говорит: «Дружба с миром есть вражда против Бога». То есть человек, пытающийся побороть грех, должен бороться с ним до конца. И это всегда приведет его к борьбе со страстями, грехами, соблазнами, суетой

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс