Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (708) → Чем выше божественное призвание, тем больше скорбей

Чем выше божественное призвание, тем больше скорбей

№3 (708) / 14 января ‘13

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДСДивен Бог во святых Своих

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

Потомственный священнослужитель Иоанн Львович Ситников по окончании Пермской Духовной семинарии был направлен в село Изъедугинское (Изъедугинское находилось на самом краю Пермской губернии, на границе между Шадринским и Ялуторовским уездом, дальше начиналась равнина, протянувшаяся на сотни и тысячи верст). Там 22 апреля 1867 года у него родился маленький сын, которого в Крещении нарекли Василием – это и был будущий священномученик Василий Ситников.

В селе долго не было своего храма, и жители не особо об этом заботились. Отец Иоанн Ситников почти 10 лет совершал службы в часовне, пока, наконец, прихожане не купили в соседнем селе Каргапольском деревянную церковь. Запять лет она была возведена и в 1862 году освящена в честь Святого Пророка Иоанна Крестителя. В этом храме пять лет спустя и был крещен младенец Василий, получив имя в честь священномученика Василия, епископа Амасийского.

Чем выше духовное устремление человека, чем выше его Божественное призвание, тем больше скорбей в его жизни. Когда Василию было шесть лет, умер его отец. На иждивении матери осталось пятеро детей; младшему, Николаю исполнился только год. Мать после смерти мужа часто болела. В таких стесненных обстоятельствах проходили детские годы священномученика.

В 11 лет Василий поступает в приготовительный класс духовного училища, в котором живет на полном епархиальном содержании. Селят его с такими же детьми-сиротами или детьми очень бедных родителей в общежитии при училище, которое располагалось в обветшавших корпусах. Плохая, неудобная одежда из грубой материи, жизнь в общежитии вдали от дома, скудное питание – все это стало причиной частых болезней. Во время болезни никто не отпускал отрока домой, при училище имелась собственная врачебная палата, в ней Василий и стал частым гостем. Здесь он особенно сдружился с одноклассником Владимиром Сергеевым, сыном училищного фельдшера. Владимир был горбат и потому всегда сторонился шумных юношеских компаний. Во Владимире Василий нашел понимающего и внимательного друга на долгие годы. Они будут вместе служить в одном храме и, убитые красноармейцами в разных местах, будут похоронены в одной братской могиле, а затем, опять же вместе, прославлены в лике святых. И сейчас они вместе предстоят за нас пред Престолом Божиим.

После смерти матери, 25 июля 1882 года Василий увольняется из училища и приезжает в родной дом.

Три года спустя умирает его старший брат Александр, бывший Василию вместо отца. Вдовой остается его молодая супруга с младенцем на руках. После смерти брата Василия определяют на должность псаломщика в местной изъедугинской церкви. Теперь на его плечи ложатся заботы обо всей многочисленной семье. При таких жизненных обстоятельствах молодому человеку было не до устроения личной жизни, поэтому женился он поздно, в 30 лет.

Уже после свадьбы псаломщик Василий был посвящен во чтеца и получил право носить стихарь за богослужением, а через год, 14 июня 1898 года Преосвященным Христофором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, псаломщик Василий был рукоположен в сан диакона. Внутренняя жизнь святого человека всегда тайна для нас, но вестники добродетельной души – его добрые дела. Из архивных документов нам известны многие добрые дела священномученика. В частности, он, будучи псаломщиком и получая маленькое жалование, не только помогал своей семье, но и совершал дела благотворительности. Известны его пожертвования на нужды общества Симеона Верхотурского, Палестинского и Миссионерского обществ.

Василий обладал хорошим музыкальным слухом и голосом; уже после посвящения в сан диакона все десять лет до перевода на новое место службы он преподавал церковное пение в Изъедугинской школе грамоты детям местных крестьян.

14 марта 1909 года диакон Василий Ситников по собственному прошению был переведен на штатное дьяконское место в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в село Бакланское. Новое село в корне отличалось от маленького, больше похожего на деревню Изъедугинского. Это был волостной центр, почти в 4000 жителей против 800 жителей Изъедугинского. А храм просто поражал – каменный, двухэтажный, шестипрестольный. Не каждый городской собор мог тогда гордиться таким благолепием, а сейчас на всем Урале едва ли найдется храм с таким количеством престолов. Но жалование от казны диакону выделялось очень маленькое, всего 42 рубля в год, а тем временем подрастали дети, их надо было учить, и священномученик Василий сделал все возможное, чтобы его дети получили достойное духовное образование, которого он сам в свое время получить не смог.

К 1912 году долг отца Василия за содержание старшей дочери Серафимы в Епархиальном женском училище составил 70 рублей, что почти вдвое превышало его годовой оклад.

Вот запись из документов Епархиального женского училища: «Из 14 прошений, по мнению комиссии, заслуживает удовлетворения прошение диакона Василия Ситникова о принятии его дочери Серафимы на полуепархиальное содержание. Комиссия, принимая во внимание крайне бедственное состояние просителя, полагает принять воспитанницу Ситникову Серафиму на полуепархиальное содержание, но долги, накопившиеся за означенными родителями по содержанию в училище детей, все же взыскать». А тем временем в Камышловском Духовном училище обучался старший сын священномученика, долги за обучение которого тоже стремительно росли.

И вот 5 ноября 1913 года диакон села Бакланского Василий Ситников решается на переезд. Видимо, он понял, что на это есть особая воля и благословение Божие. «В мире скорбны будете», а святые отцы призывают нас возлюбить скорби, ибо без них невозможно дело нашего спасения – в жизни священномученика мы видим отражение этих евангельских слов. Долги за учебу детей выросли настолько, что даже повышенный оклад не позволил расплатиться с ними. В 1914 году отец забирает дочь Серафиму из 4-го класса Епархиального женского училища, чтобы выучить сына, которому к тому времени уже грозило отчисление за неуплату. Но и это не помогло, через два года Александра все же отчисляют из Камышловского Духовного училища. Злой рок, наказание или проклятье от Бога? Нет, все это часть жизни избранника Божия священномученика Василия.

В январе 1918 года власть в Шадринском уезде перешла в руки большевиков. 29 июня (н.ст.), после наступления белочехов совместно с белогвардейскими частями, красные практически без боя оставили Шадринск, отступили в район станции и села Далматово, где и начали укрепляться. 8 июля 1918 года центр города был окопан красноармейцами со всех сторон, на небольшой территории собралась огромная по тем временам армия в 600 человек. 9 июля началось наступление белогвардейцев со стороны села Затеченского, красноармейцы приготовились отражать атаку, и вдруг раздался колокольный звон – звонили колокола Николаевской церкви. Конечно, это разъярило большевиков, они ворвались в церковь и схватили двух священников – будущих священномучеников – Владимира Сергеева и Александра Сидорова и растерзали их за городом, вдали от людских глаз.

По всей видимости, диакон Василий не был свидетелем убийства священномучеников Владимира и Александра. Он был убит лишь за то, что обличал большевиков в разграблении квартиры настоятеля Свято-Николаевского храма Григория Черемухина. Священномученик не испугался, не спрятался, трусливо выжидая окончания резни, не стал молчать, видя зверства озлобленных большевиков, и безбоязненно возвысил свой голос в защиту правды, как он это часто делал в жизни, – и за это пострадал и принял мученический венец.


Смотрите программу «Собор Екатеринбургских святых» на телеканале «Союз»: среда 10.30, 17.30, четверг 05.00, суббота 00.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Мы являем Богу свою любовь через Евхаристию

Протоиерей Александр Березовский

Наш гость – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами

 
Интервью

Дохристианское свидетельство о Христе, или Зачем нам Ветхий Завет?

Анастасия Титова

Зачем христианам читать Ветхий Завет? Как правильно воспринимать библейские события? Может ли чтение Ветхого Завета влиять на духовную жизнь? На вопросы отвечает магистр духовно-нравственного воспитания, старший преподаватель Миссионерского института Константин Владиленович Корепанов.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс