Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы вновь беседуем с народным художником России, академиком Российской академии художеств Дмитрием Анатольевичем Белюкиным.
– Давайте расскажем о месте, где мы находимся: какова его история и что здесь в наши дни происходит?
– Царская башня, по проекту архитектора Щусева, автора Казанского вокзала, не была в свое время построена, так как предназначалась для приемов Императорской семьи, – грянула революция, не стало Царя, разруха, было уже не до вокзала. И вот в конце XX века, уже силами Московской железной дороги, был достроен вокзал, в том числе великолепные интерьеры. Долгое время никто не знал, как наполнить это пространство – какие-то кафе, рестораны, здесь даже находился Музей Московской железной дороги, закрытый для широкой публики, и наконец, волею президента акционерного общества «Российские железные дороги» Владимира Ивановича Якунина здесь открыли мою картинную галерею.
Галерея открылась два года назад, и недавно был проведен еще один ремонт, улучшена акустика зала, так что сейчас зал, в котором мы находимся, имеет акустические данные одного из лучших концертных залов Москвы. И я надеюсь, что он будет наполнен и классической музыкой, и авторской песней и будет более известен широкой публике.
Галерея открыта для широкого зрителя с утра и до вечера, работает в режиме музея, за минимальную плату для пассажиров вокзала, для гостей города, для тех, кто уже узнал о существовании такого места. Ну и, надеюсь, будет работать и как концертный зал.
– Я знаю, что здесь часто проходят выставки и других художников?
– Это было одно из условий, просьба Владимира Ивановича. Он, как широко эрудированный, образованный человек, знает, как трудно сейчас художникам (особенно реалистам, особенно молодым, которых никто не знает) показать зрителю свои работы. Ведь аренда таких залов, как Центральный Дом художника, тем более Манеж, не по карману даже известным мастерам. Вот поэтому я провожу, если уж такое доверие оказано, отбор молодых мастеров по всей России, которые работают в традиции русской реалистической школы живописи. Проводятся интересные выставки – и групп художников, и персональные. Чтобы галерея как выставочный зал функционировала, я перемежаю это с выставками художников-классиков, в частности, пользовалась популярностью выставка произведений Аркадия Александровича Пластова, замечательного русского советского живописца, одного из моих любимых художников. Она проходила около месяца. Но, как правило, в центральном зале, где мы находимся, и боковых галереях висят мои картины – я периодически делаю сменные экспозиции, чтобы не замыливался глаз зрителя, чтобы это было живое, подвижное пространство.
– А сколько всего работ у Вас?
– Не считал. Но выставочный фонд насчитывает около семисот работ, это без таких набросков, которые делаются за пять минут, а так, наверное, тысячи. То ли из-за суеверия я не считаю, то ли потому, что хочется писать больше и больше, но всегда есть на выставке новые работы.
– А сколько работ может быть здесь выставлено одновременно?
– Единовременно в этих пространствах можно выставлять до ста, ста двадцати работ среднего размера.
– Остальные работы, насколько я знаю, часто перемещаются по региону? Вы как современный передвижник выступаете?
– Да, да, это благодаря фонду Андрея Первозванного и Центру национальной славы. Владимир Иванович Якунин – председатель Попечительского совета. Давно было принято решение помогать мне в организации выставок, это одно из направлений деятельности фонда. Мне это очень приятно. Невозможно художнику самому и рисовать, и выставлять свои работы. Это колоссальный организационный труд: упаковка картин, договоры с музеями. Тем более если это связано с выставками за рубежом, как это было у меня в Латвии. Или вот недавно ездила выставка в Одессу, это ведь тоже теперь другое государство, – таможня, страховки и т.п.
– Кто Ваш зритель?
– Идея провести выставку по Центральному федеральному округу принадлежала Глебу Сергеевичу Полтавченко, тогда представителю Президента РФ в ЦФО. Был договор со всеми музеями. Передвижная выставка стартовала в Тамбове, потом были Курск, Липецк и многие другие регионы ЦФО; недавно проект продолжился в Брянске, Воронеже, был охвачен Приволжский федеральный округ. Поразительно, что всюду не погас интерес к изобразительному искусству.
Я сначала думал, что это будет для меня тяжелая обязанность – съезжу на открытие собственной выставки, чтобы убедиться, что на нее никто не пришел, что люди в заботах, в трудах по выживанию в жутких условиях постперестроечного времени, но был поражен интересом публики к своей выставке. Многие провинциальные художники просто воспряли, мне говорили: «Мы думали, в Москве так уже никто не рисует». Это великое счастье, что российского зрителя уже, видимо, не перевоспитать. Ну не любит он эти квадраты, абстракции и инсталляции. Вот Гельман везде это выставляет, а его зрители чуть ли не бьют уже. Нормального человека раздражает подобное псевдотворчество.
Конечно, реализм реализму рознь. Должна быть очень высокая планка в традиции русской реалистической школы живописи.
– Насколько я знаю, Вы оказываете поддержку художникам, в том числе и из регионов, инициировав конкурс, посвященный 175-летию российских железных дорог.
– Слава Богу, что есть люди, которые поддерживают такие идеи. Президент РЖД Владимир Иванович Якунин принял решение об организации Всероссийского конкурса живописи и графики, посвященного 175-летию российских железных дорог. Осенью была годовщина отправки первого поезда из Петербурга в Москву. Этому событию была посвящена большая выставка, где представлены работы художников со всех регионов России. Я был председателем конкурсной комиссии. Специально, чтобы избежать обвинений в предвзятости, были приглашены представители разных школ и тенденций. Все решалось голосованием.
Очень много в регионах талантливых молодых художников, которые нуждаются в поддержке. В чем заслуга организаторов конкурса? Это очень серьезные премии, первая премия – триста тысяч рублей. По три премии в каждой номинации, а номинаций четыре: историческая картина, посвященная железным дорогам, железные дороги современной эпохи и советской России, портрет или пейзаж, где железные дороги или вокзалы стали неотъемлемой частью.
– Вернемся к Вашему творческому пути, творческому развитию. Какую роль сыграло знакомство с иконописью в Вашем становлении как художника? Насколько я знаю, Вы даже расписывали один из соборов в Новосибирске.
– Да, Вознесенский кафедральный собор. Это был 1988 год, я закончил институт, отслужил в армии, работал в комбинате живописного искусства, заказов там было не очень много, и вдруг такой заказ от Православной Церкви. Мне дали определенное место в куполе храма и в одном из алтарей. Там был трехнефный храм, я расписывал правый алтарь. Это было очень интересно для меня как художника, но больше я к росписям храма не возвращался. Икона и роспись храма – это другое, человек должен отдаваться полностью всему этому, всем своим нутром. Для меня эта поездка стала одной из главных в жизни, потому что первый раз я работал в храме, понял, что такое Литургия, первый раз был на Исповеди и Причастии и вернулся фактически другим человеком. Картину «Белая Россия» примерно в то время замыслил, именно там, в Новосибирске, при храме, мне позировали священники, монахи и диаконы, которые стали одними из главных героев моей картины. Если бы я не расписывал храм, мне бы никто не позировал, не забывайте, это был Советский Союз, а здесь меня приняли за своего.
– Вам посчастливилось писать портреты Патриарха Алексия II – расскажите, как проходила работа?
– У Патриарха был день тезоименитства, и от Центра национальной славы ему готовили подарок, и меня попросили написать его портрет, но такой, какого еще не было. Это задача не из легких – Патриарх не позирует.
– Чаще всего это были парадные портреты?
– Безусловно. Самое простое – взять фотографию, сделанную Патриаршим фотографом, и ее обогатить какими-то колористическими достижениями, а мне хотелось сделать что-то другое. И я написал Святейшего на фоне Геннисаретского озера, потому что я знал, что он во время паломничества по Святой Земле выходил около Магдалы, где Представительство Русской Православной Церкви. И у него было время, когда он подошел к озеру помолиться или просто подумать, и никого с собой не взял. И вот, зная об этом факте, использовав этюды, сделанные мной на том самом месте во время паломнических поездок, ну и большое количество перебранного фотоматериала, чтобы найти нужный ракурс, я создал картину. Причем поразительно, что Владыка Климент, сопровождавший Патриарха, увидев ее, сказал:
– У меня хорошая зрительная память, но я вас не помню в той поездке.
– Владыка, я там и не был.
– А как же вы так написали?
Вот это было признание! Портрет очень понравился покойному Патриарху. Было чаепитие, где, пользуясь веселым расположением духа Святейшего, я попросил его благословения написать его большой портрет. Патриарх задумался: «Но я же не позирую». Я говорю: «Ваше Святейшество, а я и не хочу писать банальный портрет парадный, мне нужно просто быть рядом с Вами на Ваших богослужениях, чтобы Вы благословили меня ходить, присутствовать даже при алтаре. Я выберу ракурс, тему, буду делать наброски, может, что-то отсниму». Он благословил. Через два дня была уже Литургия в Кремле, в Успенском соборе, где тема родилась сама собой. Алтарь левого придела Успенского собора очень маленький, и я там стоял буквально в полутора метрах от Патриарха. Стоял с блокнотиком и испытывая жуткое чувство неловкости, потому что стоял в самый момент таинства, перед выносом Чаши, но тем не менее Святейший каждый раз мне милостиво кивал. Я делал набросок, потом мчался в мастерскую, что-то успевал сделать в цвете, потому что снимать было бессмысленно – очень близко, были бы снимки смазанные. Вот таким образом полгода ездил. К сожалению, мне не удалось показать этот портрет Святейшему Патриарху, но одобрение знавших его, что он очень там похож, меня греет.
– Давайте вспомним Ваши поездки по святым местам, ведь их результатом стал целый цикл «Святые места Православия». Самое яркое Ваше впечатление?
– Я часто бываю в святых местах России – Соловки, Ферапонтов монастырь, Псково-Печерский, но одно из самых ярчайших впечатлений – Афон. По командировке министерства туризма и культуры Греции я там был, уже давно, в 1997 году, как руководитель группы художников, мы жили там больше двух недель. Это большое счастье, потому что, как известно, паломническая поездка на Афон на три дня благословляется. Мы поднимались на вершину Святой Горы, я вспомнил даже армию, настолько был трудный подъем, и ночевали мы на середине горы, к счастью, успев дойти до маленького храма Панагии, где для паломников приготовлен ночлег, одеялко, потому что очень холодно в горах. По Преданию, именно туда дошла Богородица во время Своей земной жизни при посещении Афона. Там колодец глубочайший, вода есть, еду мы привезли с собой, приехавшие на мулах монахи соседнего монастыря, которые на следующее утро собирались служить Литургию на самой вершине, где маленький храм Преображения, привезли дров, – мы без них просто там закоченели бы. Потом была дружеская трапеза, и утром мы поднялись на Афон. Причем я помню, что что-то мы задержались, грехи не пускали, наверное. Последние метры до вершины, увидев, что идет гряда облаков, которая может скрыть всю красоту этого пейзажа, а оттуда видно абсолютно весь остров, мы бежали изо всех сил и успели увидеть эту красоту. Вниз даже не хотелось спускаться, такое было счастливое состояние. Я потом написал картину.
Запомнился еще прошлогодний мой краткий приезд на Афон с делегацией Фонда Андрея Первозванного, когда возвращали Пояс Богородицы в монастырь Ватопед. Это была очень краткая поездка – сутки, но я тоже был поражен и тоже сделал по этюдам несколько картин из этой поездки.
– Чтобы представить общий контекст Вашего творчества, назовем основные циклы Ваших работы.
– Первый вы уже назвали – «Святые места Православия», постоянно пополняющейся. Второй, мой любимый, – это Пушкин, сюда относится цикл иллюстраций к «Евгению Онегину» – около двухсот цветных иллюстраций, книжка вышла, но уже стала раритетом. И, конечно, историческая картина: я люблю XIX век, сейчас увлекся XVIII веком, эпохой Екатерины Великой, это период стремительного расцвета России. Вторая тема исторического цикла – гражданская война, общее название по картине моей – «Белая Россия», в частности, судьба русской армии в изгнании, пример подвига и доблести русского офицера.
Не упомянул еще пейзаж России, я его называю самым счастливым жанром не просто так, а потому, что многие художники сейчас переквалифицировались в пейзажистов: когда пишешь мудрую, добрую и ласковую природу, как-то легче выживать в этом мире. Я стараюсь работать с пейзажами на пленэре, беру в машину сразу три холста, на случай изменения погоды, нельзя же заказать, чтоб в определенный момент было солнце.
И портрет я тоже считаю одним из главных жанров для художника и русской школы живописи, и вообще классической школы живописи. Никогда фотография не заменит портрета.
(Окончание. Начало в № 44) Доклад Директора Российского института стратегических исследований, кандидата исторических наук Л.П. Решетникова на Форуме общественности Среднего Урала – Результаты проведенных под руководством Николая II в кратчайшие сроки преобразований были потрясающими.
О возрастании в Истине Обратимся к последним стихам Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова – о том, что мир лежит во зле. Они всем известны. Не надо обладать богословской подготовкой, чтобы размышлять на эту тему
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.