Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О возрастании в Истине
Обратимся к последним стихам Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова – о том, что мир лежит во зле. Они всем известны. Не надо обладать богословской подготовкой, чтобы размышлять на эту тему, достаточно жить в этом мире: он действительно лежит во зле.
Это очевидно для всех, кто чувствует, что все-таки мир должен быть другим, и человек в этом мире должен быть другим.
Хотелось акцент сделать на другом. То, что мир лежит во зле, – очевидно, но не все, что есть в этом мире, есть зло. Апостол Иоанн, как и все авторы новозаветных текстов, вдохновляемые Духом Божиим, очень точен в своих определениях – мир не создан злым: он лежит во зле. И причина этого – человеческий грех, который оторвал мир от Бога.
Все, что мы видим, – вещи, предметы, явления культуры и явления природы, движения человеческого тела и человеческого духа, – не зло само по себе. Просто человек все, что создано Богом, извратил, перевернул с ног на голову, оторвал от Бога, и вместо того, чтобы использовать каждую вещь, созданную Богом, к славе Творца и благодарить Его за заботу и премудрость, он пользуется ею в свое удовольствие по своей воле, а не по воле Божией.
Человек отвергает Его мудрость, Его замысел и начинает управлять сам собою и всем этим миром так, как ему хочется. От этого мир приходит в расстройство. То есть человеческая воля, не взыскующая воли Бога, и творит зло, отравляя созданный Богом мир злом.
Проблема в том, что человеческая воля даже не задается вопросами, Кто это сделал, для чего, как этим пользоваться? Это напоминает известный анекдот об обезьяне с гранатой – человек, использующий этот мир, не знает, как им пользоваться на самом деле, потому что знать это он может только в Боге: никто другой, кроме Того, Кто этот мир сотворил, не может этого объяснить человеку.
Последняя строка Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова: «Дети, храните себя от идолов». Казалось бы, какое отношение к нам это имеет? Давно прошли, кажется, времена языческие – никаких идолов вокруг нас нет. Так ли это?
У пророка Иезекииля есть замечательные слова: «Кто потрудится, может найти». У него же есть свидетельство о том, что на самом деле страшны даже не идолы, которым человек поклоняется как богам. Даже если вокруг нет никаких идолов, но человек живет страстью, то он имеет идолов в своем сердце. Идолов, сделанных из дерева, камня, гранита, мрамора, серебра или золота, можно отобрать, разрушить, можно человека посадить в заключение, чтобы у него не было материального объекта поклонения перед глазами, – но если идол живет в сердце (то есть страсть, которой служит человек), то всякий раз, служа ему, человек становится идолопоклонником – каждый раз он совершает в сердце своем подлинное языческое приношение. И на самом деле страшны не те Аполлоны, Гермесы или Зевсы, о которых мы когда-то читали в мифах Древней Греции; гораздо страшнее страсти, которые они олицетворяли, служение страстям человеческим – грех, неправильное состояние человеческого духа, которое всегда с человеком, если он живет страстью.
Об этом и предупреждает апостол Иоанн Богослов, заканчивая свое Послание. Он пишет его не язычникам, но своим, в Церковь, людям, которые давным-давно от всякого язычества отреклись и не первое десятилетие живут в Церкви. Он им показывает, что человек незаметно для себя может в собственном сердце построить себе идола и служить какой-то страсти (а чаще – просто страстишке), постоянно совершая ей внутреннее каждение и принося ей жертвы в ущерб исполнения заповедей Божиих.
Обычно внимательный человек улавливает состояние, когда в нем появляется какая-то страсть: всякая страсть обнаруживает себя тем, что противоречит заповедям Божиим. Если человек просто живет, исполняя заповеди Божии, какая страсть в нем появится? Но человек, становящийся равнодушным к исполнению заповедей Божиих, позволяет этой страстишке прорасти в себе. И если не обратить на нее внимание, она превращается в идола. Очень трудно будет искоренить это пристрастие и снова обратиться к Богу. Вот о том, чтобы не вырос идол в сердце человеческом, и предупреждает нас апостол Иоанн Богослов.
Сегодня мы вновь беседуем с народным художником России, академиком Российской академии художеств Дмитрием Анатольевичем Белюкиным. Галерея для всех– Давайте расскажем о месте, где мы находимся: какова его история и что здесь в наши дни происходит?
Прообразование в древних обрядах Духовная жизнь невозможна, если человек не хочет ничего терпеть: никаких даров Духа, вообще никакого присутствия Духа в себе он и не получит, потому что, повторю, Дух пребывает в душе только в той степени, в какой она готова пострадать ради Христа.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.