Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В самом центре Москвы, на Гончарной улице, находится уникальный Музей русской иконы, где хранится коллекция образов из собрания Михаила Абрамова. Побывать здесь может любой желающий. Совершенно бесплатно служители музея проведут для вас экскурсию и покажут наиболее значимые экспонаты.
Николай Васильевич Задорожный – директор этого замечательного музея.
– Николай Васильевич, откуда пошло коллекционирование икон? Мы привыкли, что иконы – это часть храма, часть богослужения. Кто был первым коллекционером? Как получилось, что их стали выставлять в нехрамовых помещениях?
– Как возникают коллекции вин? Все вино пьют, но единицы могут оценить достоинство каких-то уникальных сортов. То же и с иконами. В начале XVI в. Иосиф Волоцкий, большой ценитель искусства и икон, уже пытался выкупать иконы, принадлежавшие кисти Андрея Рублева, просил Дионисия писать для него иконы. Так что один из первых известных мне собирателей – это Иосиф Волоцкий, начало XVI века.
– Было принято заказывать иконы иконописцам. А такого понятия, как рынок икон до революции, конечно, не было?
– Я думаю, было: староверы почитали иконы настоящего, правильного письма, созданные до раскола Патриарха Никона. Для своих часовен они выискивали дониконианские иконы и покупали их; староверов конца XVIII-XIX вв. тоже можно назвать коллекционерами. Хотя собирали иконы не чтобы рассматривать тонкость письма, они восторгались строгостью иконописи, где изысканно выписаны каждый жест, каждая складка одежды святого.
– Когда к иконе стали относиться как к культурному объекту, а не храмовому, религиозному?
– Одно не противоречит другому... В первой половине XIX в. историк Погодин начал коллекционировать иконы. Да и современные коллекционеры – в основном верующие.
– В советское время иконы появляются в музейных коллекциях.
– Я знаю, что очень многие люди приходили к глубокой вере, начав коллекционировать иконы. Взять XIX век – тогда собиратели икон были глубоко верующие христиане и видели в иконе не только молельный образ, но и произведение искусства.
– Известно ли, сколько было уничтожено икон в советский период?
– В каждом селе была церковь, где находилось очень много икон, в каждом доме – по 10–15. Можно представить, какое разрушение принес атеизм... Я в 1960-е годы ездил в деревни, пытался разыскать древние иконы – их можно было найти только на чердаке или где-нибудь на заброшенной колокольне, в заброшенной церкви в куче голубиного помета. Старушки, которые сохранили веру, несмотря на то, что тогда главенствовал атеизм, рассказывали: «Мне дети-комсомольцы разрешили одну иконку оставить в уголке, все остальное я на чердак унесла». Я поднимался, но все было разрушено, чердак подтекал... Мало что сохранилось.
Я однажды выкупил житийную икону своего святого, Николы Великорецкого, XVI века, которая была зарыта в земле. Мне указала хозяйка, куда ее закопала. Верующая женщина, вначале она соскоблила чертика с иконы. Ей было страшно жить в доме с иконой, где изображен чертик.
– То есть люди, которые в те годы активно занимались коллекционированием икон, их, по сути, спасали?
– Безусловно! Стоит перед глазами такое воспоминание: я снял с чердака стопку икон, около десяти, все одного размера. Друг за другом снимаю, и рассыпается левкас, грунт с краской просто в руках крошится – из этих десяти только одна икона сохранилась, XVI века.
– Коллекционеры находили иконы по отдаленным деревням, частью оставляли у себя, часто эти иконы вывозились за границу. С чем вам пришлось работать, чтобы собрать коллекцию музея?
– Очень много икон попало за границу. И слава Богу, потому что если бы не такой интерес европейцев к русской культуре, то, безусловно, девять десятых из того, что мы видим сейчас, не сохранилось бы. Сегодня идет огромный отток произведений древнерусского искусства из Европы. Могу сказать, что Михаил Юрьевич Абрамов был инициатором активного возвращения икон в Россию, около трехсот русских икон было возвращено. Я не говорю уже, что мы привезли коллекцию эфиопского искусства или греческих произведений. Немало возвращено и другими коллекционерами.
Но в те времена именно интерес Запада привел к тому, что иконы выбирались из сундуков отдаленных деревень. Ценителей и коллекционеров было очень мало, их можно было по пальцам пересчитать: вот знаменитая выставка 1974 года, которую организовал Савелий Ямщиков в музее имени Андрея Рублева – в ней принимало участие 23 коллекционера. Больше тогда и не было. В основном тогдашние коллекционеры (а это были художники или писатели) собирали самые ценные древние иконы. А на иконы XIX века, которые сейчас пользуются заслуженным интересом, тогда внимания не обращали. Только интерес Запада заставил многих людей, которые ездили по деревням в поисках икон, брать все, что предлагали.
– Мы говорили, каков был путь икон в советское время – в лучшем случае они оказывались за рубежом, сейчас настало время их возвращения на Родину. Этим активно занимаетесь Вы и другие коллекционеры. Сколько экспонатов в музее? Расскажите о наиболее значимых из них.
– Сейчас я себя не считаю коллекционером: я – коллекционер в прошлом. Теперь в нашем музее коллекционер – Михаил Юрьевич Абрамов, который определяет политику формирования коллекции. Я его помощник в этой области.
Наше музейное собрание имеет более 4 000 единиц хранения; около 800 – это иконы, 2500 – произведения эфиопского искусства, это уникальное собрание, подобного в России нет: скажу, что в Эрмитаже всего 5 или 6 произведений эфиопского искусства. Потом, у нас замечательная коллекция прорезей, по которым древние иконописцы создавали свои произведения, коллекция мелкой пластики с XII по XX вв.
– Ваша коллекция бесплатно доступна абсолютно всем, вы проводите бесплатные экскурсии, и для иностранцев тоже. Организуются ли какие-то группы школьников, взаимодействуете ли вы с комитетом образования Москвы?
– Конечно. У нас есть специальный журнал, который весь исписан на месяц вперед. Пенсионеры, школьники, иконописцы, будущие реставраторы – мы разрешаем копировать наши иконы будущим иконописцам. Наши реставраторы охотно объясняют желающим, как происходит реставрация, какие материалы используются. Есть иконописная мастерская, где наш иконописец объясняет, как готовится левкас, как икона грунтуется. У нас есть уникальный экспонат – подлинная молельня старообрядцев-беспоповцев, которую я нашел более 40 лет назад в лесах Тверской области.
– Еще несколько слов хотелось бы услышать о вашем сотрудничестве с музеями России и зарубежья. Вы обмениваетесь какими-нибудь экспозициями?
– Обмен экспозициями у нас в проекте с Псковским музеем. У нас замечательная коллекция псковской живописи XVI века. Недавно наши иконы вернулись из Рима, где в известном музее – замке Святого Ангела проходила почти полгода выставка. Она была организована в рамках Года культуры России в Италии и Италии в России. Мы организовывали выставки в Вене, в Братиславе и Загребе. В России – в Пушкинском музее, в Третьяковской галерее, в Ферапонтовом монастыре.
Николай Первушин родился в апреле 1869 года в поселке Белоярском (сегодня – Свердловская область) в семье священника Феодора Ивановича Первушина. Это и определило его жизненный путь – сначала он работал преподавателем, а после окончания в 1891 году Тобольской Духовной семинарии принял священнический сан
О духах лжи Мы продолжаем беседы по Первому соборному Посланию Иоанна Богослова и обращаемся к теме антихриста
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.