Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Николай Первушин родился в апреле 1869 года в поселке Белоярском (сегодня – Свердловская область) в семье священника Феодора Ивановича Первушина. Это и определило его жизненный путь – сначала он работал преподавателем, а после окончания в 1891 году Тобольской Духовной семинарии принял священнический сан, служил настоятелем храма Успения Божией Матери поселка Белоярского. Его жена матушка Екатерина рано умерла, и он заботился о детях и о своем брате, который по состоянию здоровья не мог зарабатывать на пропитание.
В 1922 году из церкви начали изымать церковные и богослужебные принадлежности. Иконы и кресты из храма собирали и увозили в Свердловск, следил за этим уроженец Малых Брусян милиционер Александр Меньшиков. Работали по ночам, так как старались делать все тайно.
Прихожан в церкви Успения было много, и отец Николай Первушин говорил им проповеди о добродетели, любви к ближним, вере в Бога. 9 ноября 1929 года в доме священника произвели обыск, нашли только конспекты проповедей, написанных батюшкой. 60-летнего священника арестовали и отправили в следственный изолятор Свердловска; осудили 26 декабря 1929 за антисоветскую агитацию на три года концлагеря. Для его обвинения были использованы конспекты проповедей. Самый величественный храм Баженовского района остался без настоятеля, отца Николая отправили, как шептались в народе, «на Соловки».
Арестовали и проживавшего в Мезенском председателя церковного совета Федора Григорьевича Соколова (50-ти лет) и псаломщика Ивана Иаковлевича Маятникова (78-ми лет). В лагеря отправили священников из Кочнева, Храмцова, Логинова. Священников из Сарапулки и Бруснятского расстреляли.
Успенскую церковь закрыли осенью 1929 года – сняли купола, спилили кресты, сбросили колокола.
Комсомольцы под руководством активистки Анны конфисковывали иконы у местного населения. Жители, кто успел, попрятали иконы. Их возами свозили на площадь, где и сжигали, при этом верующих сгоняли смотреть на это. Оставшиеся в домах иконы уже боялись держать, а вскоре людей предупредили: закрывайте ставни, будем взрывать церковь…
В начале 30-х годов разрушили церковную ограду. Мраморные столбы использовали для фундаментов частных домов, резные металлические решетки в местных кузницах перековали на подковы лошадям. С 1932 года церковь использовалась как зерносклад.
В этом же году батюшка Николай Первушин вернулся из ссылки, похоронил своего сына Константина. Эта утрата окончательно подорвала его здоровье. Скончался батюшка в 1933 году, похоронен в Мезенском, где и проживал после ссылки...
С 1934 году в храме разместили киноклуб, из кирпича взорванных алтарной части и пристроя отстроили кинобудку. Здесь же проводили вечерки. До 1947 года остатки пристроя были полностью разрушены. Кирпич увозили для строительства подстанции, битый кирпич вывозили на лошадях засыпать дорожные ямы. Могилы священников закатали асфальтом. А немного позже в здании расположилась районная типография.
Лишь Пасху 2012 года приход встретил в своей Успенской церкви. Событие это верующие поселка Белоярского восприняли с огромной радостью. Настоятель Успенского Храма иерей Стефан Никитин работал вместе с прихожанами – вывозили из церкви мусор, разламывали кинобудку, строили алтарь…
Детский врач Марина Николаевна Васильева – правнучка батюшки Николая Первушина. Родители Марины Николаевны были атеистами, но кристально честными людьми и фактически жили по Божиим Заповедям. Отец Марины, военный, очень по-доброму относился к солдатам, часто со своими детьми обращался строже, чем с военнослужащими. В их семье никогда не было жестокости. Называли друг друга всегда ласково – Верушка, Колюшка… Марина Николаевна вспоминает, что в 1978 году по распределению она попала работать именно в Белоярский, туда, где 38 лет служил в церкви Успения ее прадедушка… Поселилась тогда Марина у своей тетки художницы Нины Петровны Ермак (1912 г. р.). Батюшка Николай в ее воспоминаниях – интеллигентный, очень добрый, мягкий, хороший проповедник, беседой, бывало, отвращал страждущих от алкоголизма. После ареста, когда его на допросах склоняли использовать в доносительских целях тайну Исповеди, несмотря на всю свою мягкость и интеллигентность, батюшка категорически отказался от «сотрудничества». А после отправки батюшки в концлагерь, когда его маленькие внуки Вера и Николай проходили по деревне, местные жители снимали перед ними шапки – так велики были их любовь и уважение к батюшке Николаю...
Марина Николаевна с уверенностью говорит, что вера в Бога в ее душе жива – несмотря на все атеистическое воспитание, всегда чувствовала, что Кто-то ее в жизни оберегает. Правнучка священника надеется, что храм, в котором так много людей получали утешение и исцеление от недугов, будет отстроен в былом великолепии и, как прежде, объединит под своими сводами жителей поселка, снова разольется над родными местами звон колоколов.
После пяти часов пути наш паломнический автобус прибыл из Екатеринбурга в Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. В дороге нам не приходилось скучать – экскурсовод вела интересный рассказ не только об истории монастыря, но и в целом о становлении Православия на Урале.
В самом центре Москвы, на Гончарной улице, находится уникальный Музей русской иконы, где хранится коллекция образов из собрания Михаила Абрамова. Побывать здесь может любой желающий. Совершенно бесплатно служители музея проведут для вас экскурсию и покажут наиболее значимые экспонаты.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.