Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Продолжение. Начало в № 26)
В прямом эфире телеканала «Союз» состоялась очередная встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым
– Есть звонок из Барнаула; здравствуйте.
– У меня недавно умер муж, я постоянно хожу в церковь, причащаюсь, пощусь, молюсь за него, но не знаю, помогают ли ему мои молитвы. Почему тот мир для нас закрыт и мы не можем получить ответ, что усопшие чувствуют, как мы за них молимся и наше усердие не напрасно? Как нужно за них молиться?
– Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то зачем было Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она постоянно поминает их и призывает к молитве всех верующих, научая и как правильно это делать. Особенно важна молитвенная помощь в первые 40 дней по кончине человека, что, конечно, совсем не означает ненужности или бесполезности молитвы в последующее время. Но какой она должна быть?
Отвечая на этот вопрос, необходимо сказать о двух совершенно разных пониманиях молитвы, совершаемой как индивидуально, так и на богослужениях. Одно – это действительно молитва: искренняя, сердечная, покаянная. Другое – псевдомолитва – произнесение лишь слов молитвы, но без нее самой.
К великому сожалению, второе понимание, как правило, преобладает в нашей жизни. Происходит это по незнанию, по лености, по самооправданию. Молитвой часто называют вычитывание или пение слов молитв или правила, внешнее совершение богослужения и просто присутствие на нем, – но без самой молитвы, то есть без обращения к Богу с вниманием, благоговением и сокрушением сердца, в результате чего сами богослужения и молитвенные правила остаются для человека пустыми, бездейственными словами. Тем самым мы обманываем себя.
Все знают, как можно, не молясь, постоять в храме – послушать хор, помечтать, нагрешить в мыслях и с этим полным коробом возвратиться домой. Такое отношение к молитве обличил Господь: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15, 8).
Так вот, когда умирает человек, то очень часто его родные ограничиваются лишь внешней стороной поминовения: заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, дают деньги в монастыри, в храмы и т. д. Но необходимо знать, что если я сам при этом палец о палец не ударю, чтобы помолиться о своем усопшем, и не буду воздерживаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понуждать себя к Исповеди и Причащению, к чтению слова Божия и святых отцов, к помощи нуждающимся, больным, то проку от всех этих заказов не будет. Мы хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда, без малейшего подвига борьбы со своим ветхим человеком надеемся «починить» ветхость усопшего. И это, увы, называем поминовением, молитвой за него! Надеемся, что где-то кто-то вместо нас помолится за усопшего. Но помолятся ли там или только имена назовут?
Одна внешняя форма поминовения, в том числе и богослужебная, без понуждения себя к действительной молитве (а не пустозвонству), к жизни по заповедям, является самообманом, оставляя усопшего без всякой помощи. Священное Писание прямо говорит об этом: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 18, 19).
То есть только от сердца сокрушенного и смиренного принимает Бог жертвы, дары и поминовения. В противном случае Он не благоволит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23, 23). Видите, с какой угрозой предупреждает Господь: «Горе вам, лицемеры», если ограничиваетесь десятиной, то есть одними внешними делами, а очищение своей души оставляете. Протестанты, кстати, отвергли молитвы за усопших.
Православная же Церковь учит, что состояние души, оказавшейся после смерти в узах демонов и страстей, можно изменить. Ведь за кого Церковь призывает молиться? За грешных, а не за святых. Как молиться? На это Господь прямо ответил ученикам, не изгнавшим беса из человека: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Этим Он открыл великую истину: освобождение человека от рабства демонам и страстям требует не только молитвы, но и поста, под которым подразумевается посильная борьба с ненасытными греховными похотями души и тела, понуждение себя хотя бы к минимальному подвигу.
Поэтому если кто действительно хочет помочь своему усопшему – тому, кого он искренне любит, то средство есть, и оно в наших руках: отдай, человек, частицу своей души, частицу своей привычной духовно-пассивной жизни. Возьми на себя хотя бы маленький подвиг. Поживи в посильном воздержании тела, страстных чувств и мыслей, в понуждении себя к молитве, к чтению слова Божия. Постарайся примириться с врагами своими. Добро сделай ненавидящим тебя – по заповеди Божией. Постарайся не осуждать, не завидовать, не отвечать на зло злом, чаще исповедуйся и причащайся Святых Христовых Таин. Очисти хотя немного свою душу, хотя на короткое время возьми себя в руки – ради дорогого тебе человека. Все это будет бесценным даром усопшему. Нужно не искать откровений о судьбе усопшего, а иметь хотя бы некоторую веру Церкви, предлагающей действенные средства помощи ему.
– Следующий вопрос: «Почему Церковь не молится за некрещеных?».
– Это неправда, ошибка и непонимание. Послушайте слова, произносимые на любом богослужении: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея». О ком это Церковь призывает молиться? Не только о стране в целом, но и о тех конкретных людях, которые находятся во властных структурах, состоят на военной службе. А разве все они крещеные, все православные, все христиане? Да кого там только нет, Ноев ковчег: и атеисты, и люди каких угодно религий и сект, и скрытые сатанисты. Так что, видите, Церковь сама молится о некрещеных и всех верующих призывает к этому.
Но нужно различать молитву и специальные священнодействия в Церкви. Если молиться Церковь повелевает о всех, то священнодействия она совершает только о тех, кто получил Крещение, – вступил в нее.
Например, нельзя подать записку о некрещеных на проскомидию, потому что на ней вынимаемая частица из просфоры символизирует крещеного человека. Но это, как видите, совсем не означает, что Церковь вообще не молится за некрещеных. Повторяю, она за всех молится. Ибо Церковь есть воплощение Христовой любви ко всем. Вспомните: за кого молился Христос на Кресте? За откровенных сатанистов, негодяев, которые, когда Христос воскресил Лазаря и уже для всех стало ясно, Кто Он, постановили убить и Лазаря. До них ли было Христу во время жутких страданий? Но Он с Креста вдруг обращается: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают». А наша Церковь – Христова, а не какая-то секта, которая признает только своих.
– Вот такой вопрос: «Можно ли жениться на разведенной женщине, нет ли в этом греха»?
– В Вашем вопросе видно неверное понимание слов Христа: «И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Но о чем здесь говорит Господь? О том, что тот, кто соблазнит состоящую в браке женщину развестись и выйти за него замуж, прелюбодействует. А если женщина уже была в разводе или развелась по независящим от него причинам, то греха в его женитьбе нет.
– «Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?» – таков следующий вопрос.
– Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам невоспитан. Я иногда произношу даже такие не очень корректные слова: «Нельзя, будучи дьяволочком, воспитать ангелочка». Если в семье нет даже элементарной дисциплины – каждый живет по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими, если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду сплошной непорядок, все раскидано, разбросано; если детей совсем не приучают к тому, с чем им обязательно придется столкнуться в жизни, особенно семейной; если вся забота родителей лишь о том, чтобы создать детям материальный комфорт, а к прочим сторонам жизни ребенка практически нет никакого внимания, – то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно от него ожидать?
Известен психологический закон, что лучшим средством испортить, буквально развратить ребенка является вседозволенность, безнаказанность. Это, кстати, прекрасно знают враги человечества и потому насильно внедряют пресловутую ювенальную юстицию, основной принцип которой «ребенок – это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти».
Древняя мудрость гласит: «Привычка – вторая натура». Потому в высшей степени важно с детства прививать ребенку добрые навыки: послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков. Очень важно приучать ребенка к честности и в делах, и в словах, и… в мыслях, ибо с мыслей все начинается. Но бесчестный много будет страдать в жизни, потому что, как говорил преподобный Варсонофий Великий, «страсти тяжелее скорбей», а преп. Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение».
Огромное и неоспоримое значение в воспитании имеет, конечно, привитие ребенку православных взглядов и навыков. Этому очень помогают жития святых, жизнь замечательных своим высоким нравственным уровнем людей, вообще хорошая литература, начиная с прекрасных народных сказок, церковная, народная и классическая музыка... Ребенок обязательно должен знать Евангелие, христианские начала жизни.
Однако без строгих ограничений ребенка в отношении некоторых вещей успеха в воспитании добиться невозможно. Должен быть полный запрет на хулиганские словечки, на развращающие фильмы, картинки, книги и журналы, на дикую музыку и тому подобное. Без разумной дисциплины невозможно достичь ничего хорошего. Но главное в воспитании – это пример родителей.
– Следующий вопрос: «У нас в храме много родителей с маленькими детьми. Кажется, что присутствуешь не на Литургии, а в детской поликлинике. Здесь и плач со всех сторон, и мамы пытаются их укачать. Ты молишься, а они рядом трясутся, и беготня всегда, очень трудно сосредоточиться, иногда ухожу, не дождавшись окончания службы. Вы сами иногда в лекциях критикуете такую ситуацию, но каким видите выход? Как поступать? Или это мои личные проблемы от недостатка смирения? С уважением, Михаил».
– Священник, конечно, должен объяснить родителям, какой страшный вред они наносят себе и своим детям, позволяя им и себе так вести себя в храме. Родителям особенно нужно знать, что задача бесов в том и состоит, чтобы любым путем отвлечь христианина от молитвы, нарушить молитвенную атмосферу в храме, помешать внимать богослужению и молитвенно участвовать в нем. Орудиями же бесов может быть кто угодно: ненормальный человек, хулиган, орущий хор – и дети.
Интересно, кто из родителей хочет, чтобы его ребенок (а мама или папа сами, прежде всего) оказался исполнителем бесовской воли? Поэтому, если родители любят своих детей, они ни в коем случаи не должны допускать, чтобы дети отнимали молитву у верующих. Храм – это не детская площадка, а место молитвы. И здесь нельзя позволять детям исполнять ту ужасную работу, которой занимаются бесы. Причастие в таком случае не только не принесет детям пользы, но может причинить и вред из-за греха родителей, отнимающих своими детьми молитву у людей. В этом легко убедиться, посмотрев на часто причащавшихся в детстве, но теперь выросших, которых большей частью в храм уже не заведешь.
Иногда родители оправдываются и говорят, что хотят побыть на Литургии, но это самообман и лукавство, потому что при таком поведении детей они молиться не могут. Поэтому надо предупреждать родителей, что в храм можно приходить только с детьми, которые уже могут вести себя нормально, или приходить к самому Причастию.
(Продолжение в следующем номере)
Запись эфира от 13 мая 2012: часть 1, часть 2, часть 3
Лето 2012 года Тимофей решил провести в детском православном лагере за городом. Давно хотелось где-нибудь отдохнуть, но в лагере нужно было работать воспитателем, а опыта такого у него не было. И все же Тимофей решил поехать именно сюда – ему было интересно, ведь православный детский лагерь отличается от обычного
Программа «Крест над Европой» продолжает рассказ о святынях Лигурийского побережья Италии и Франции. Мы начнем его на итальянской Ривьере в городе Сан-Ремо и затем отправимся на юг, в сторону Франции Церковь в честь Христа Спасителя, Великомученицы Екатерины и Преподобного Серафима Саровского
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.