Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В прямом эфире телеканала «Союз» 13 мая 2012 г. состоялась очередная встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым
– Алексей Ильич, начнем с вопроса, который поступил заранее.
«Как научиться молитве? А то меня не покидает ощущение, что я просто занимаюсь вычитыванием правил. Могу ли я по каким-либо критериям осознать, что делаю неправильно, и избавиться от сомнений?»
– Очень насущный вопрос. Таким первым критерием, я бы назвал его внешним, является степень внимания к словам молитвы, которые человек произносит. Если нет внимания, то нет и молитвы, и наши слова превращаются в пустой звук. Это очень важный критерий, о нем говорят все святые отцы и при этом подчеркивают, что без внимания молитва становится не только бесполезной, но часто приносит даже вред. Почему вред? Потому что читающий молитвы без понуждения себя к вниманию, а тем более вычитывающий не только все «положенное», но и сверх того, начинает расти в своих глазах: «какой я молитвенник», а на самом-то деле молитвы и нет. И это самое страшное в духовной жизни. Святитель Игнатий писал: «Без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие»! Поэтому, говорит он, «сначала должно произносить слова с крайнею неспешностью, чтобы ум успевал вмещаться в слова, как в формы».
Если говорить о внутреннем критерии правильной молитвы, то таковым, по святым отцам, является осознание своей греховности, возрастание чувства покаяния и смирения. Ведь если нет чувства раскаяния в грехах, то что же это за молитва? Преподобный Петр Дамаскин указывал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
И еще об одном условии правильной молитвы.
Если человек привыкает читать молитвы без внимания (а к этому, к сожалению, легко привыкается), то у него скоро начинает теряться одно из самых основных свойств религиозного состояния – благоговение. Посмотрите, какой скороговоркой, с какой небрежностью нередко вычитывают «Отче наш», например, перед обедом – просто стыдно слушать. Полное впечатление, что обращаются не к Богу, а как к какой-то безликой силе! Или забываем, что проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением?
Итак, внимание, благоговение и сокрушение сердца являются важнейшими состояниями ума и сердца человека, по которым можем судить, молимся мы все-таки или только вычитываем положенное, скатываясь в самое настоящее язычество.
Таковы основные критерии христианской молитвы.
Конечно, ни один человек не может сразу научиться молиться так, чтобы всегда сохранять внимание. Поэтому важно понуждать себя к вниманию, постоянно возвращая его к словам молитвы. Тогда наш ум, который сейчас находится в каком-то расслабленном состоянии, постепенно укрепляется и становится способным все более продолжительное время совершать молитву без рассеяния.
Для этого святые отцы советуют совершать краткую молитву как можно чаще. И более всего советуют ту, которую можем произносить в любом положении – идем ли, сидим, стоим, лежим, больны ли, здоровы. Это – молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня», или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Эту молитву должен знать каждый христианин. Она краткая, ее легко совершить с вниманием, и она является очень хорошим средством приучения ума и сердца к вниманию, покаянию и благоговению.
– Первый звонок – Ханты-Мансийский округ на связи.
– Интересно услышать мнение профессора, почему Русская Православная Церковь не создает свою политическую партию?
– По очень важной причине. Если вам приходилось читать Новый Завет, то вы могли обратить внимание, что ни Иисус Христос, ни апостолы нигде и никогда не затрагивали никаких политических проблем. Более того, они уклонялись от этого. Почему?
Совершенно очевидно, что политические проблемы, как и все прочие, в конечном счете, обусловлены нашим нравственным и духовным состоянием. Посмотрите, как различно ведет себя один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится. В злобе он убивает, разрушает, уничтожает, напротив, в любви и радости сколько доброго делает. Поэтому и проповедь Христа и апостолов была обращена не на изменение общественной жизни, а на то, чтобы человека сделать лучше. Ибо только в таком случае могут произойти положительные внешние (политические, социальные, экономические и прочие) изменения в жизни, которые принесут реальное благо каждому человеку. В этом причина, что Христос не предложил никакой идеальной политической программы или модели государственного устройства, но дал заповеди о любви, милосердии, великодушии, скромности, даже смирении, терпении, воздержании и прочих свойствах нормального состояния человека (христианство при этом указывает и реальные средства к достижению такого состояния). Ибо без духовного исцеления человека никакое государственное устройство и никакие политические системы не принесут людям благоденствия.
Кстати, до XVI столетия все русское образование, которое осуществлялось при монастырях, при княжеских дворах, было направлено на то, чтобы не просто набить голову формальными знаниями, а сделать человека лучше, святее. Этой христианской идеей живет и наша Церковь, и потому она не создает никакой своей политической партии.
Есть и другие причины этого. Ведь совершенно ясно, во что превратится наша жизнь, если появятся православная, иудейская, мусульманская, буддийская партии… Посмотрите, что творят во время выборов политические партии – какие взаимные упреки, оскорбления, какие интриги и инсинуации – совсем забыли самые элементарные нравственные нормы поведения. Что доброго после этого можно ожидать от них?! Православие стоит за то, чтобы созидать между людьми мир, насколько это возможно, а не создавать новые предпосылки для противостояния и вражды. Задача Церкви – помочь стать человеком человеку, который, к сожалению, все ниже опускается на наших глазах.
– Ответим на звонок из Украины.
– В Евангелии от Марка, глава девятая, есть такие слова: «Учитель, мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами, и запретили ему, потому что он не ходит за нами». Иисус сказал: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня, ибо кто не против вас, тот за вас». Будьте добры, прокомментируйте эти слова.
– Каждый человек есть образ Божий, и в нем в какой-то степени сохраняется понимание норм правильной духовной жизни. Поэтому когда он, даже не зная Христа, не зная Евангелия, говорит истину, и даже именем Христа, как написано, творит чудеса, тогда можно говорить, что он, конечно, не против нас, а за нас.
Но, к сожалению, можно, исповедуя Христа, быть и против Него. Помните, в другом месте Евангелия Христос говорит: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22–23). Оказывается, ведущий беззаконную жизнь, хотя бы и исповедовал Христа языком и даже творил чудеса Его именем, является Его противником.
Так что важно не само по себе внешнее признание Христа, не иконы в доме, не формальное чтение молитв, что с нарочитостью, напоказ делают многие колдуны и колдуньи, маги и экстрасенсы, чтобы поймать несведущих людей, а внутренняя устремленность человека, которая и определяет его близость или, напротив, противостояние Христу. Потому Христос в одном случае отвечает: «Тот, кто не против вас, тот за вас. Не запрещайте». А в другом: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Он-то видел душу человека.
– Следующий вопрос задает Людмила Тимофеева.
– Как наши праведные и неправедные поступки влияют на судьбу наших близких, как живых, так и умерших?
– То, что влияют, это непреложный факт. Даже дохристианское человечество, например древнегреческие философы, признавало, что все человечество, то есть все люди в мире, составляет единое тело. Так учит и христианство. А если это так, то ответ очевиден. Посмотрите, что происходит с человеком, когда у него болит всего-навсего один зуб. А в «теле» человечества каждый из нас является одним из его «зубов». Поэтому мы все влияем и друг на друга, и на состояние всего мира, хотя степень этого влияния, конечно, различна.
По этой причине мы в молитвах обращаемся не только к Богу, но за помощью и к святым. Но что такое молитва и в чем ее действенность? Посмотрите, как Христос молился в Гефсиманском саду – до кровавого пота. Посмотрите, как многие святые молились за тех, кто попадал в трудные обстоятельства в духовном и даже в житейском плане. Оказывается, сила молитвы – не просто в словах, но в сопряженном с ними подвигом и ума, и сердца, и тела, ибо человек цельное существо и в нем все взаимосвязано.
Что Христос сказал ученикам, когда те спросили, почему не могли изгнать беса? Он ответил: «Сей род изгоняется молитвою и постом». Не одною молитвою, но и постом, то есть подвигом тела! Потому, кстати, у нас за богослужением верующие стоят, ибо еще сохраняется понимание, что молитва совершается не только душой, но и телом. А вот на Западе уже давным-давно утеряно это Евангельское учение. Там для плоти создан полный комфорт, полностью отменены посты, никакого воздержания даже перед Причастием (у католиков целый час поста!), за богослужением все удобно сидят, Исповедь не обязательна и она практически исчезла. По их новому учению, телу в молитве участвовать не нужно – прямо по Лютеру, который говорил: «Душа не участвует в сладострастных делах плоти».
Вы, наверное, помните, как Авраам обращался к ангелу, который пришел уничтожить Содом и Гоморру: «А если там пятьдесят праведников, не уничтожишь»? Тот отвечает: «Нет». Авраам продолжает: «А если сорок пять праведников, а если сорок, … если десять, не уничтожишь»? Ангел сказал: «Нет, не уничтожу», и отошел. Есть, оказывается, некий уровень духовности человека и общества, за пределами которого начинается распад жизни не только человека, но и самой природы. Так что характер духовной жизни как отдельного человека, так и народа в целом, конечно же, влияет не только на наших близких и дальних, но и на все стороны жизни.
Более того, по твердому Учению Церкви, характер нашей духовной жизни влияет и на участь усопших. Церковь с самого начала своего существования молится об усопших с верой в то, что есть возможность изменить их состояние. Это изменение происходит не каким-то внешним, принудительным путем, но по молитвам Церкви и в зависимости от изменения нашего духовного состояния. Мы, живущие, через исполнение заповедей, покаяние, дела милосердия можем очищать свою душу ради любви к усопшим, которые этого сделать уже не могут. Поэтому тот, кто хочет действительно помочь усопшим, должен не просто свечку поставить или записочку написать, но взять на себя хотя бы маленький подвиг ради того усопшего, которого поминает. Вот тогда эта молитва будет действенна.
– Зачем для общения с Богом нужен посредник в лице священника, тем более что некоторые из них ведут себя не всегда примерно?
– Поскольку посредник – это лицо, без участия которого невозможно общение с Богом, то священник таковым не является, так как каждый человек имеет полную возможность лично обращаться к Богу без каких-либо посредников. Более того, Православие учит, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, а не какого-то посредника. Так что ни о каком священно-посредничестве в общении с Богом в Православии нет и речи. Это в католицизме есть учение о священстве как посредничестве между Богом и человеком, но это неверно, как неверно у него и многое другое.
В Православии священник, во-первых, помощник верующим в их духовной жизни, во-вторых, он совершитель таинств, благодать которых одинаково нужна как ему, так и всем верующим. Поэтому он должен знать и Священное Писание, и святых отцов и должен более, чем прочие, жить по-христиански, чтобы помогать другим. Это первейший его долг перед Богом и людьми. Священник – это предстоятель (т.е. стоящий первым) верующих перед Богом, но никак не тот, через которого только верующий может получить доступ к Богу.
Священник имеет право и обязан совершать таинства и другие богослужения, которые являются помощью верующим в их христианской жизни. Но при этом, если он ведет себя недостойно, он теряет благодатную помощь Божию в руководстве верующими, хотя и сохраняет право совершать богослужение, пока его не запретят. Ибо благодать в таинствах подает Господь, а не священник. Поэтому пока он не запрещен, все таинства, совершаемые им, действительны. Но и здесь он не посредник, ибо действенны таинства настолько, насколько верующий с верой, покаянием и молитвой приступает к ним.
Запись эфира от 13 мая 2012: часть 1, часть 2, часть 3
Александр III – второй сын Великого князя Александра Николаевича (впоследствии – император Александр II) и Великой княгини (впоследствии – императрицы) Марии Александровны (1824–1880), отец последнего Российского Императора Николая II
17 июля – день памяти Святых Царственных Страстотерпцев Работая экскурсоводом в Храме-наКрови, я слышала много рассказов от людей, которые пришли к почитанию Царской Семьи благодаря их фотографиям.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.