Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (681) → Отцовское благословение

Отцовское благословение

№24 (681) / 18 июня ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

Сегодня мы поговорим о потомстве патриарха Авраама. Перед смертью Авраам благословил сына своего Исаака. Казалось бы, ничего особенного в этом нет – Авраам благословляет своего единственного сына, рожденного от законной жены. Но мы знаем, что Исаак мог благословить только одного из двух сыновей: под словом «благословение» понимается нечто большее. С патриарха Авраама начинается тот израильский народ, который сохраняет свое бытие до Пришествия Иисуса Христа.

Христос приходит в среду израильского народа, и тогда Церковь начинает писать Евангелие, в котором вспоминает Его родословие. Церковь говорит о предках Иисуса Христа по Плоти. Свидетельство об этом родословии читается в Неделю пред Рождеством Христовым. Каждый из упоминаемых в нем людей получал благословение своего отца служить продолжателем традиции Авраама, продолжателем веры, которую он явил. И эту традицию веры потомок Авраама должен был пронести через всю свою жизнь, передать какому-то из своих наследников. Долгие годы чистое семя, чистая плотская человеческая среда должны были служить Воплощению Божию и готовились Самим Промыслом Божиим. Род Авраама состоял из людей, которые хранили традицию веры, передавали ее своим потомкам и донесли, в конце концов, до времени Воплощения Иисуса Христа. Это были поколения праведников. Потому мы и поминаем на службах каждого из них поименно. Но это не праведники в нашем обычном смысле слова.

Это не нравственно безукоризненные, безупречные люди, совершенные по своим морально-нравственным качествам. Нет. Например, среди праотцев (предков Иисуса Христа по Плоти) упоминается женщина Раав, нееврейского происхождения, блудница из города Иерихона. Интересна ее история. Когда она увидела израильский народ, то сердцем своим уверовала, что этот народ идет с Богом и Бог действительно отдаст эту землю израильскому народу, и, по вере своей, решила помочь двум израильтянам, которым угрожала опасность. За это ей сохранили жизнь, она не была уничтожена, как все остальные жители Иерихона. Впоследствии она вышла замуж за израильтянина, среди его потомков были Иессей, Давид и остальные предки Иисуса Христа по Плоти. Она – блудница; единственное качество, которое сделало ее достойной быть праматерью Иисуса Христа, – это вера в Бога. Благодаря этой вере она стала праведницей и названа праведницей. И действительно, мы слышим, как Священное Писание свидетельствует об Аврааме: «Авраам поверил, и это вменилось ему в праведность» – на самом деле человек оправдывается не нравственностью, не хорошими или плохими поступками – в первую очередь он оправдывается верой. Если человек верит, само состояние веры вменяется ему в праведность.

Возьмем, например, царя Давида. С точки зрения обычной человеческой нравственности он далеко не безупречен. Он совершил тяжкий грех, прелюбодействовал и, чтобы скрыть этот грех, послал на верную смерть мужа любовницы. Он убивает невинного человека, ему лично преданного, берет в жены его жену, совершая двойной грех. Но, обличаемый пророком, он в сокрушении падает перед Богом на колени, кается, смиряется и сохраняет мир с Богом. Давид немощен, как и всякий человек, по своей природе, но даже в немощи он сохраняет веру, свой трепет перед Богом. Дальше, когда мы с вами будем беседовать о книгах Царств, мы увидим, например, что его предшественник, отступив от Бога, закрылся от Него, не захотел признавать своей вины, не захотел каяться, потому что не был праведным – не верил в Бога.

Вера – это особое состояние души, трепещущей перед Богом; не молчаливое или словесное признание, что Бог есть – наша жизнь от наших словесных признаний не очень-то зависит. Человек думает: «я сам хозяин своей жизни, я распоряжаюсь, куда мне пойти и что делать, я – настоящий источник движений моей души, моих поступков, моей жизни, и отвечаю только перед собой». Но про такую веру будет сказано апостолом Иаковом в его Послании, что и бесы веруют и трепещут, но считаться верующими и праведными не могут.

Так вот, та вера, которая делает человека праведным, та, которую смог передать Авраам своему сыну Исааку, а Исаак своему сыну Иакову и далее, вера, которая передавалась из поколения в поколение, – это состояние человека, который понимает, что все в его жизни зависит от Бога и управляется Им. И такой человек сам трепещет перед Богом, надеется и уповает во всем на помощь, милость и защиту Божию. И эти упование и трепет перед Богом и есть выражение веры. И она действительно вменяется человеку в праведность, даже если он совершает иногда, по немощи человеческой, какие-то проступки и ошибки. В конце концов, и Адам, по толкованию святых отцов, мог изменить свою участь, если бы, когда явился к нему Бог и спросил: «Что ты сделал, Адам?», – осудил бы себя, а не Бога обвинил в том, что с ним произошло. Вот такой веры и ждет от нас Бог.

Авраам засвидетельствовал свою веру теми великими поступками и делами, о которых мы уже говорили. Он пошел в земли, о которых ничего не знал, он двадцать пять лет ждал сына, которого Бог ему обещал, и все эти годы не роптал, сохраняя веру в Бога. Он ради любви Бога готов был принести в жертву собственного сына. Он засвидетельствовал свою веру, и это свидетельство в вере привело к тому, что он стал родоначальником целого народа. У него рождается сын Исаак, который тоже засвидетельствовал свою веру. По крайней мере, мы видим это, когда он, будучи четырнадцатилетним отроком, доверяет Богу, доверяет отцу и не сопротивляется тому, что Авраам хочет принести его в жертву Богу. Этим Исаак показывает, что все его существо трепещет перед Богом. И Авраам, умирая, благословляет его.

Благословение, которое получил Авраам от Бога, заключается в том, что среди потомков Авраама родится Спаситель мира.

(Продолжение в следующем номере)


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Общение по крови

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Мы продолжаем наши беседы по Первому соборному Посланию апостола Иоанна Богослова:«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

 
У книжной полки

Духовная радость

Елена Бунакова

Митрополит Платон (Левшин). «Азбука добродетели». «Составляя честь нашей Церкви, обладая редким умом и будучи мужем благородным, он сумел воскресить дух Аарона, а в искусстве трогать сердца убеждением превзошел Августина и шел наряду с Златоустом». Эти слова были произнесены в честь митрополита Платона (Левшина)

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс