Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Митрополит Платон (Левшин). «Азбука добродетели».
«Составляя честь нашей Церкви, обладая редким умом и будучи мужем благородным, он сумел воскресить дух Аарона, а в искусстве трогать сердца убеждением превзошел Августина и шел наряду с Златоустом». Эти слова были произнесены в честь митрополита Платона (Левшина), которого очень любили и ценили его современники. А иначе и быть не могло. Ведь митрополит Платон был и замечательным ученым богословом, и блестящим проповедником, и талантливым церковным администратором, и в то же время человеком истинно христианского духа.
Как богослов, он был известен не только в Отечестве, но и за границей. Как церковный оратор почти не имел себе равных. Его проповедь, умилительная и трогательная, вызывавшая слезы у слушателей, при обличении пороков принимала грозный характер; он бесстрастно громил порок, где бы его ни замечал, и в лицах наиболее высокопоставленных. Отчасти познакомиться с поучениями митрополита Платона (Левшина) поможет сборник, который называется «Азбука добродетели».
Книга состоит из поучений митрополита Платона на самые разные темы, расположенных в алфавитном порядке,– например, приводятся поучения о благодарности и о гласе совести, о единодушии и рабстве духовном, о терпении и утешении несчастных. Открыв книгу, нельзя обойти и биографию Владыки, которая так же поучительна, как и его труды. Как пишут составители книги, «славнейший церковный вития Екатерининского века, русский Златоуст» (как звали его современники) родился 29 июня 1737 года в селе Чарушникове, в 40 верстах от Москвы, где отец его занимал скромную должность псаломщика. По желанию отца был наречен во святом Крещении Петром. Первоначальное воспитание получил под руководством своего строгого отца и благочестивой матери. На шестом году ребенка посадили за славянскую азбуку, потом за Часослов и Псалтирь. Мальчик оказался весьма способным и через два года мог один, без всякой помощи отправить на клиросе все пение Божественной литургии. На десятом году Петр вместе с младшим братом Александром был определен в Славяно-греко-латинскую академию, что в Заиконо-Спасском монастыре. Началась суровая школа упорного труда и нужды. В младших классах Петр Левшин зачастую ходил на уроки босиком, неся в руках сапоги и надевая их лишь при входе в школу. Необычайные способности Левшина скоро выдвинули его из среды товарищей и обратили на него внимание учителей. Быстро прошел он все ступени тогдашнего духовного образования. Все свободное от уроков время юноша посвящал посещению богослужений и чтению книг – Четьих-Миней, Пролога, «Камень веры», «Маргарит», «Обед духовный». По окончании курса в академии Петр был оставлен при ней учителем поэтики и греческого языка. Вместе с тем ему поручена была должность публичного катехизатора. На этой-то должности впервые и открылся необычайный ораторский талант молодого Левшина; скоро слух о красноречивом проповеднике разнесся по всей Москве; собрания слушателей стали огромными, и московские жители назвали проповедника московским апостолом.
Дошел слух о талантах Петра Левшина и до Петербурга, и знаменитый тогда придворный проповедник архимандрит Гедеон (Криновский), настоятель Троице-Сергиевой Лавры, вызвал его на должность наставника риторики. Там 14 августа 1758 года 20-летний юноша был пострижен в монашество и получил имя Платон. В том же году он был возведен в сан иеродиакона. Когда архимандрит Гедеон возвратился из Петербурга и увидел юного монаха, то от души полюбил его. С тех пор началось быстрое возвышение Платона. Его покровитель не раз брал его с собою в Петербург и там познакомил с могущественнейшими вельможами Елизаветинского царствования – графами Разумовским и Шуваловым. Познакомился о. Платон и с тогдашними русскими архипастырями – митрополитом Димитрием (Сеченовым), архиепископами Сильвестром Петербургским, Тихоном Воронежским, Георгием (Конисским) и другими. В июле 1759 года иеродиакон Платон был возведен в сан иеромонаха и назначен на должность префекта и учителя философии Троицкой семинарии, а в 1761 году был сделан ректором семинарии и наставником богословия. Но еще быстрее пошло его повышение с воцарением Екатерины II. Впервые ректор о. Платон удостоился Высочайшего внимания во время посещения государыней Лавры после коронации, в 1762 году. Он встретил высокую гостью блестящим словом, окруженный воспитанниками семинарии, одетыми в особые одежды, с венками на головах и ветками пальмы в руках; они пели специально сочиненную о. Платоном оду и канты духовного содержания. За эту встречу он получил от императрицы награду и Высочайшим указом был возведен в наместники Лавры. Вскоре удостоился и другой высокой должности – преподавателя Закона Божия у наследника престола, цесаревича Павла Петровича.
«Великий князь, – отзывается в своей автобиографии святитель, – был горячего нрава, понятлив, но любил развлекаться. Разные придворные обряды и увеселения немалым были препятствием учению. Однако высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен, рассуждение ли или разговор относительно Бога и веры были ему всегда приятны». Кроме учебных занятий, о. Платон с особенным усердием занимался проповедью. В это время во всем блеске развернулся его замечательный ораторский талант, производивший неотразимое впечатление на слушателей. Красивая наружность проповедника, его звучный голос и четкое произношение увеличивали силу впечатления от проповедей о. Платона. «Отец Платон, – не раз говорила императрица, – делает из нас все, что хочет: хочет он, чтобы мы плакали, – мы плачем». Часто Екатерина испытывала оратора, давая ему тему для проповеди перед самым ее произнесением, – и всякий раз проповедник показывал, что он обладает несравненным даром импровизации. Столь же сильное впечатление производило и служение о. Платона: сам будучи впечатлителен, он умилялся при трогательных словах молитв и умилял других; с ним все присутствующие вместе молились, вместе и плакали. Так начинался путь служения Церкви и народу Божию митрополита Московского Платона...
По словам издателей, собранные на страницах «Азбуки добродетели» выдержки из сочинений митрополита Московского Платона составляют богатство и разнообразие нравственных наставлений, рассыпанных щедрой рукой по многочисленным творениям знаменитого церковного оратора и выдающегося богослова. Они отличаются ясностью, простотой и глубокой назидательностью; внимательное и неторопливое их чтение даст каждому читателю обильную пищу для размышления и доставит много минут духовной радости.
Сегодня мы поговорим о потомстве патриарха Авраама. Перед смертью Авраам благословил сына своего Исаака. Казалось бы, ничего особенного в этом нет – Авраам благословляет своего единственного сына, рожденного от законной жены.
Величие Римской империи в столице Италии ощущается до сих пор – в архитектуре города, в скульптурах, которые были и будут вершиной искусства ваяния; в древних, еще языческих храмах, которые были построены до Рождества Христова и сохранились до наших дней.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.