Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (681) → Общение по крови

Общение по крови

№24 (681) / 18 июня ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Мы продолжаем наши беседы по Первому соборному Посланию апостола Иоанна Богослова:

«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».

Что мы видим из этого отрывка? Общение во свете – это основа всякого общения, общение во свете есть и общение в Боге. Здесь, в контексте именно этого свидетельства об общении в Боге и общении в свете, выступает как бы новая характеристика – единение по Крови. Речь идет о Едином Боге и о Церкви, которая едина. Бог есть свет, поэтому общение нам возможно только во Христе. Церковь живет Кровью Христовой и она есть Тело Христово, и все единение людей в Церкви осуществляется Кровью Христовой. Стало быть, и общение с Самим Христом возможно только через Причастие Крови Христовой, и только это Причастие делает нас единокровными друг другу. То есть общение совершается через Причастие единой Крови Христовой, которая делает нас действительно близкими, родными. Общение, собственно говоря, и нужно, чтобы обрести единство. Так и кровь, и свет, и общение друг с другом, и Богообщение – все становится единым.

Апостол Иоанн Богослов говорит, что Кровь Христа очищает нас от греха. Ранее мы говорили, что кровь и свет есть нечто единое, и Кровь Христова очищает нас от всякого греха. Таким образом, Кровь есть свет, как энергия света, как Божественная сила, как вообще энергия жизни, истребляющая тьму. И мы постигаем это, читая молитвы ко святому Причащению, где говорится, что священная Кровь Христова, которой мы причащаемся, есть огонь. Это одновременно и свет, прогоняющий тьму, и огонь, который попаляет терние наших страстей и грехов. Говоря о Крови Христовой, апостол Иоанн Богослов обращает внимание на ее светоносность, и на то, что по отношению ко Крови Христовой мы погружены во тьму и нам необходимо Причастие ей, чтобы истребить тьму греха, в нас находящуюся, сжечь то вещество греха, которое постоянно в нас находится: в нас может происходить процесс постоянного пожирания страстей огнем Божественного света, огнем Божественной Крови.

И каждый человек, более или менее регулярно приступающий к причащению Святых Христовых Таин, все это знает, опытно это переживает, об этом молится перед Чашей, эти образы и свидетельства черпая в молитвах, которые читает накануне причащения Святых Христовых Таин.

Но главное не в том, чем является для нас Кровь Христова, а в том, что человек не признает себя грешным, и, по мысли Иоанна Богослова, именно в этом катастрофа. «Если говорим, что не имеем греха,– обманываем самих себя, и истины нет в нас»: если мы говорим, что в нас нет греха, не видим, что грешны, то, стало быть, мы пребываем в самообмане. Самообман на языке святых отцов называется словом «прелесть», то есть лестное, приятное представление о самом себе. И всякий человек, пребывающий в самообмане, уже в силу этого непричастен истине, живет неправдой, в нем, как говорит Иоанн Богослов, нет истины, в нем ложь, а отец лжи, по Евангелию от Иоанна, – это дьявол.

Почему вся святоотеческая традиция так настойчиво предостерегает от прелестных состояний и так много говорит о прельстившихся? Много свидетелей описывают, как легко, как просто, незаметно человек, даже очень глубокий, очень духовный, ревностно стремящийся к Богу, может попасть в прелестное состояние. Достаточно обратиться к жизнеописаниям Киево-Печерских святых, и мы увидим, как много было прельстившихся даже среди усердно подвизавшихся. Человек легко впадал в прелестное состояние, в самообман. А всякий самообман есть область приобщения не Христу, не истине, не Богу, не свету, а злым духовным энергиям, дьявольским силам. Бог есть истина, говорит Иоанн Богослов и свидетельствует об этом в своем Евангелии; если человек попадает в прелесть, значит, в нем нет истины, он не причастен Богу.

Для апостола Иоанна приобщение человека Богу есть осуществление органической связи. Это не схема, не схоластика, не юридический или экономический закон – это жизнь, то, что действительно составляет содержание жизни христианина: постоянное стремление приобщиться к свету, к Богу, жизненная потребность поступать так, чтобы света и Бога в нем жило и дышало как можно больше. И чем правильнее, чем основательнее укоренена в Слове Божием жизнь христианина, тем больше в нем света. И чем больше в нем света, тем больше света он привлекает. Но как только искажается что-то в жизни человека, если смещаются какие-то акценты, он начинает уменьшаться в свете и приобщаться другим реальностям.

(Продолжение в следующем номере)


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Уроки добра

Почему мне нравятся «Основы православной культуры»

Татьяна Леонидовна Чиркова – преподаватель предмета «Уроки добра» в рамках «Православной культуры» средней школы и сотрудник Отдела катехизации и религиозного образования Екатеринбургской митрополии.

 
Читаем Ветхий Завет

Отцовское благословение

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Сегодня мы поговорим о потомстве патриарха Авраама. Перед смертью Авраам благословил сына своего Исаака. Казалось бы, ничего особенного в этом нет – Авраам благословляет своего единственного сына, рожденного от законной жены.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс